В своих предыдущих публикациях не раз обращался к «министерской теме», преследуя при этом две задачи: первую - чисто информационно-познавательную, вторую - попытаться проанализировать результаты их деятельности и оценить вклад каждого в реформирование милицейского ведомства. Ведь каждый из министров (а за последние 60 лет перед нами умудрилась прошествовать целая шеренга!) приходил со своими идеями и мечтал сделать как лучше...
И вот тут впору задаться вопросами: а каков исторический вклад каждого из них? а что они сделали для своих подчинённых и (это главное) для своих граждан?
Попытка провести своеобразный тест на профпригодность прежних министров и оценить их роль в милицейской истории была предпринята в публикации «Звёздная пыль. Роль личности в милицейской истории» (газета Московский комсомолец» от 9 июня 2001 года). Тогда в качестве эксперта был привлечён один из ведущих специалистов в области психиатрии Михаил Виноградов, докторская диссертация которого на тему «Психические расстройства среди личного состава МВД» вызвала в 1982 году настоящий шок в узких кругах. В узких - потому что сразу была засекречена.
Михаил Виноградов прожил 82 года, и всю жизнь о нём ходили самые разнообразные слухи. К нему часто обращались коллеги в тех случаях, когда судебная психолого-психиатрическая экспертиза нужна была в сложных делах. Он активно работал вместе с российскими силовиками над составлением психологических и визуальных портретов маньяков на основе их преступлений (именно ему удалось составить психологический портрет битцевского маньяка Александра Пичужкина). Виноградов создал и возглавлял Центр психофизиологических исследований МВД России, участвовал в исследованиях по психиатрии и военной психологии, консультировал Общественную палату и ФСБ, помогал ликвидировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС, помогал пострадавшим во время землетрясения в Армении и Иране. Им был основан Центр правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях. Многим в стране он известен как один из создателей «Лиги экстрасенсов РФ» и эксперт программы «Битва экстрасенсов».
Думается, что мнению такого человека вполне можно доверять.
Так вот, Михаил Виноградов составил любопытную портретную галерею всех руководителей министерства за период с 1966 по 2001 год, чтобы проанализировать, насколько они соответствовали занимаемой должности. Анализ был сделан им на основе конституциональных типологий личностей. Помимо внешности и строения тела этот метод учитывает особенности мимики, речи, движения, эмоционального реагирования. Им пользуются все мировые спецслужбы при кадровом отборе.
Осталось лишь сравнить психологические портреты министров с их реальным историческим вкладом. И вот что из этого получилось...
Николай Щёлоков («Отец родной»): 1966-1982.
Маленький рост и субтильное телосложение чаще всего соотносятся с истероидными чертами характера: эгоизмом, переходящим в эгоцентризм; желанием выделиться, подчинить окружающих своей воле без учёта интересов дела. Люди такого типа тщеславны и хорошо используют обстоятельства с выгодой для себя. Вкрадчивые движения, походка мелкими осторожными шажками, которая вдруг сменяется суетливой резкостью движений, свидетельствуют о стремлении добиться цели вопреки моральным принципам. В криминальной среде люди этого типа часто становятся «авторитетами».
До сих пор старые сотрудники считают Щёлокова лучшим министром всех времён и народов, поскольку влияние и престиж МВД достигли при нём невиданных высот. Огромную роль сыграли его личная дружба с Брежневым и родственная связь с генсеком его первого зама Чурбанова.
Щёлоков сумел максимально приблизить милицию к народу: это и народные дружины, и опорные пункты в жилых домах, и передвижные патрули, и мощная агентурная сеть, способная заниматься профилактикой преступлений.
Но собственно коррупция в её нынешнем понимании и началась с тандема Щёлоков - Брежнев: оба настолько потакали своей родне, что начисто забывали о нормах морали. По сути, министр был под каблуком своей жены Светланы, которая в силу психического заболевания требовала безусловного выполнения всех своих своеобразных прихотей.
Чтобы удержать свой авторитет в условиях жёсткой конкуренции с КГБ, Щёлоков легко покрывал милицейскую преступность. Однако бесцеремоннее всего он обошёлся с милицейской статистикой (тогда, впрочем, закрытой): распорядился не показывать рост преступности более чем на 2% в год. Эта традиция (манипуляции с цифирью) отравляет всем существование по сей день.
Светлана Щёлокова в моменты депрессий не раз была близка к суициду. Но покончили с собой оба - крайне честолюбивый министр не смог бы перенести позора неминуемого ареста и суда.
Виталий Федорчук («Чистильщик»): 1982-1986.
Мышление людей этого типа отличается конкретностью, решительностью, они успешны в военной службе, зато далеки от дипломатии. В достижении поставленной цели готовы всё смести на пути. Привержены идеалам, сформировавшимся ещё в детстве. Не терпят двуличия и предательства интересов того общества, которому сами подрядились служить честно. Но если невзлюбят конкретного человека, готовы идти на его уничтожение. Даже если при этом придётся уничтожить саму систему, в которую включён человек.
Вместе с Андроповым к власти в МВД пришёл кадровый чекист. Новый министр немедленно приступил к мощной «чистке», для чего забросил в МВД «партнабор» чекистов. Функционально это резко ослабило обе системы. Лучшие кадры КГБ, умело изобличавшие раньше шпионов, вдруг обнаружили, что в Уголовном кодексе не 18 статей, которые они знали назубок, а гораздо больше. И растерялись. Так что, и милиция не укрепилась профессионалами, и КГБ их лишился.
Зато коррумпированных людей Щёлокова вымели подчистую: всего из МВД за 4 года уволили 88 тыс. сотрудников, многих - по доносу. Федорчук разогнал относительно новую службу профилактики преступлений, разорил научные центры, калёным железом выжег интеллигенцию из милицейских рядов. Хотя к статистике подходил более честно, борясь с сокрытием преступлений. Да и вообще он всё делал искренне и по убеждению. Это был, пожалуй, самый бескорыстный министр в милицейской истории, к старости оставшийся почти в нищете.
Александр Власов («Временщик»). 1986-1988.
Крупноголовые, с округлыми чертами лица и фигуры люди не слишком решительны и требовательны к другим. Зато сами могут добиться успеха в интеллектуальных видах деятельности. От конфликтов уклоняются, любят хвалить подчинённых и сами ждут похвалы, готовы стыдить других, но не наказывать. Этот тип (генератора идей, но не жёсткого исполнителя) не способен руководить военизированной системой.
Человек мягкий и образованный, о милиции он имел весьма смутное представление. Из достижений можно отметить немногое: повысил зарплату участковым (за счёт других служб); привёл в порядок ведомственные документы, касающиеся проведения народом митингов и демонстраций (начинался стихийный разгул демократии); увеличил численность внутренних войск и укрепил их технически; создал ОМОНы.
Ярая борьба с нетрудовыми доходами и пьянством чести Власову не сделала, но принесла побочные плоды - в стране несколько уменьшилась преступность (за счет «пьяной»). Несколько продуктивных замыслов (разработка нового УК, создание Следственного комитета) он не сумел довести до конца. И не распознал большой беды - появления в Москве чеченской организованной преступности.
Вадим Бакатин («Разрушитель»): 1988-1990
Тип личности - смешанный. С одной стороны - абстрактность мышления, с другой - стремление к конкретной деятельности. Всё это сильно осложняет таким людям жизнь. Для слабых они благодетели, сильных стараются сломать. В силу собственной нереализованности и закомплексованности этим людям свойственно не созидать, а разрушать. Они великие критики чужих успехов.
«Нам нужен не милиционер, а политик», - заявил Горбачёв и заменил «друга семьи» Власова на импозантного популиста, которого (ни дня не служившего в армии) сразу сделал генерал-лейтенантом. Для опытного партработника Бакатина, стремящегося к политической власти и к выходу на международный уровень, МВД оказалось всего лишь удобным трамплином. Который, впрочем, он попытался разрушить до основания.
Он с лёгкостью раздал материально-технические ресурсы, вооружение и кадры МВД СССР министерствам союзных республик, оставив за центром лишь незначительные функции - координацию, законотворчество, обучение. В отдельную структуру выделились РУБОПы. Можно отметить его попытку объявить преступность социальным явлением, а не милицейской недоработкой, но бороться с «явлением» пришлось бы всей государственной мощью, а бюджет был пуст. Так что, благое намерение осталось лишь декларацией. Зато Бакатин рассекретил милицейскую статистику и отправился разрушать КГБ: отделил от него погранвойска, 1-е главное управление (переименовал в Службу внешней разведки) и технические подразделения (ФАПСИ). И только тогда успокоился окончательно.
Борис Пуго («Интеллигент»): 1990-1991
Очень высокий лоб с большими залысинами и форма головы - свидетельства недюжинного интеллекта. В силу истероидных черт фанатично предан заложенным в детстве принципам. Невзрачная внешность сполна компенсируется повышенной требовательностью к себе и окружающим. Чрезвычайно жесток при внешней деликатности. Крах идеалов для таких людей означает крах всей жизни.
Пуго пришёл в МВД из КГБ, после хорошей партшколы. Пришёл в разгар кризиса, спровоцированного Бакатиным и самой жизнью. Межнациональные конфликты, «горячие точки», нападки СМИ, отток кадров, а главное - круглый ноль в казне. Государственнику и ортодоксу, не приемлющему нового и не умеющему под него подстроиться, оставалось тушить, где горело. В милиции его уважали за профессионализм и честность, но понимали, что изменить в той обстановке ему ничего не удастся.
Вхождение Бориса Пуго в ГКЧП было абсолютно логичным. И все его указы в обстановке чрезвычайного положения были направлены на то, чтобы не допустить крови. Конец его карьеры известен: министр застрелился, прежде убив свою любимую жену.
Василий Трушин, министр МВД РСФСР («Дилетант»): 1989-1990
Квадратная голова говорит о конкретном хватком мышлении, к высоким материям не приспособленном. Манера держаться - властная, взгляд - сквозь человека. Узкие губы - признак если не жестокости, то бессердечия. Люди этого типа давят логику интеллектуалов догмами, с которыми трудно спорить, и таким образом добиваются нужного им решения. Но «наверху» никогда не задерживаются.
Карьера Трушина по-своему уникальна: он - трижды министр! Просто началось такое время, когда кадровые перетасовки совершались абсолютно хаотично. Сначала его поставили рулить московским ГУВД. Там он подошёл к делу творчески: навтыкал по всей Москве милицейских будок, которые быстро разорила шпана. Тогда экспериментатора перекинули во вновь организованное после долгого перерыва МВД РСФСР. Но он, всю жизнь проработав в Москве, России совсем не знал, и свою деятельность ограничил контролем заготовки леса в ИТУ. В чём, надо сказать, преуспел.
Вскоре Ельцин не выдержал и сказал: «Мы намерены заменить всех до одного министров - будем создавать новую команду». И двинул на Россию Баранникова, а Трушина перекинул в МВД СССР на должность замминистра. Тут случился ГКЧП, который Трушин не поддержал, и Горбачёв попросил его временно исполнять обязанности союзного министра. В третий раз судьба посадила его в высокое кресло российского (альтернативного) министра уже рукой Руцкого. Но он успел вовремя выйти из Белого дома, чем спас себя от «Лефортово».
Виктор Баранников, министр МВД РСФСР и МВД СССР («Холуй»): 1990-1991
Тревожно-мнительный человек почти атлетического телосложения. Любые сильные люди (как государственной, так и криминальной направленности) для него притягательны. Поэтому мнительность у этого типа личности сочетается с холуйством, которое и помогает продвигаться по служебной лестнице.
На самом деле Баранников тоже успел побыть министром трижды - МВД РСФСР, СССР (последние 4 месяца существования) и даже Министерства безопасности. Он - истинный «мент от земли», хотя ничего осязаемого для милиции не сделал. Прогрессивная государственная программа по борьбе с преступностью (её активно пропагандировал впоследствии Степашин) осталась лишь благим намерением.
В конце 1991 года Ельцин (с подачи Баранникова) задумал объединить КГБ и МВД в новое образование - Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР. Но, испугавшись потенциального монстра, встало на дыбы всё общество, и Конституционный суд признал указ незаконным. После громкого скандала с Якубовским Баранников был отстранён от должности с формулировкой: «за лично допущенные нарушения этических норм», а после участия в путче угодил в «Лефортово».
Андрей Дунаев, министр МВД РСФСР («Неудачник»): сентябрь-декабрь 1991 года
Взгляд человека, у которого уровень притязаний выше уровня возможностей. Сложная психологическая смесь бесстрашия и беспринципности. Сделав выводы из собственных ошибок, такие люди часто находят своё место в криминальных структурах.
Самый «короткий» в истории России министр правил всего 3 месяца (до слияния двух МВД). Профессионал, специалист по Северному Кавказу (руководил чечено-ингушским и дагестанским МВД). Успел, пожалуй, единственное - ввести кратность минимальной оплате труда в милиции, чем существенно (по сравнению с другими сферами) увеличил денежное содержание сотрудников. По этому поводу Ельцин смеялся: «Ну силён! Всё-таки обошёл меня с зарплатой!».
Из всех приближённых к власти мог заходить к Ельцину без сопровождения Коржакова. После скандала с Якубовским переметнулся в стан Руцкого и закончил свою карьеру в «Лефортово».
Продолжение во второй части...
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!