«На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть первая.
Безусловно смерть Роя Орбисона моментально внесла коррективы в планы The Traveling Wilburys. Квинтет превратился в квартет. Изначально, после выпуска дебютного альбома, планировались концертные выступления коллектива на стадионах и крупных фестивальных площадках, наподобие массовых поп и рок перформансов под открытым небом на лугах загородных поместий «Небуорт-хауса» («Knebworth House»), расположенных недалеко от деревушки Небуорт в графстве Хартфордшир, Англия. Однако, планам не суждено было сбыться.
Джордж Харрисон задумывался о дальнейшей судьбе группы. Том Петти и Джефф Линн настаивали на продолжении музыкальной карьеры коллектива. Боб Дилан придерживался нейтральной позиции, так как считал себя самодостаточным исполнителем. Указанное обстоятельство отразилось на настроении музыкантов.
У каждого из участников квартета были заготовлены песни для последующих студийных рекорд-сессий и новых релизов. Композиция «Maxine» («previously unissued») стала одним из первых номеров, над которым The Traveling Wilburys начали работать в рамках записи очередного студийного альбома.
Песня «Maxine» целиком и полностью написана Джорджем Харрисоном летом 1989 года. Автор изначально планировал завершить её с группой, так как считал, что трек полностью соответствует стилистике музыкального коллектива. Причем стихи о женщине, которая однажды проезжала через один маленький американский городок и столкнулась с неприятностями, полностью стилизован в духе коллеги Боба Дилана.
Коллектив работал над песней «Maxine» в марте 1990 года в помещениях новой студии «Wilbury Mountain Studio», Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, которая была специально открыта и зарегистрированная музыкантами для будущей студийной работы. К квартету вновь присоединились барабанщик Джим Келтнер и перкуссионист Рэй Купер.
По итогам финальной записи, было принято решение не издавать песню, отложить её до лучших времен. Номер не был официально издан долгие годы и считался незавершённым.
В феврале 2007 года Дхани Харрисон и Джефф Линн решают доработать неизданную запись «Maxine» для компиляции «The Traveling Wilburys Collection», взяв за основу вокальные дорожки Джорджа Харрисона из оригинального трека 1990 года. Музыканты добавили новые партии акустических и электрогитар, баса, перкуссии, клавишных и дополнительного вокала.
При монтаже и редакции 2007 года на отметке трека начиная с 1 минуты 56 секунд было вырезано оригинальное соло Джорджа Харрисона на акустической гитаре. Оригинальную демонстрационную запись 1990 года можно легко найти на неофициальных альбомах (бутлегах), например, подборка на виниловой пластинке «Inside Out» (выпущен в декабре 1990 года, номер по каталогу Wilbury Records – TWB).
В отличие от первоначальной редакции, обновлённая версия трека «Maxine» имеет нормальное гитарное окончание, а не затухание мелодии в конце песни («fade out»). Кроме того, перед финальной частью вставлен фрагмент фразы Джорджа Харрисона: «хорошо, вот и все» («ok, that’s it»), как будто он собирается завершить песню.
Трек «Maxine» наполнен искромётным латиноамериканским звучанием и напоминает номера музыки стиля «Tex-Mex» (также известна как Tejano-музыка), жгучей смеси традиционного мексиканского фольклора и американского кантри, из репертуара группы Los Lobos (с исп. «Волки»). Весьма необычная жанровая подача материала.
Слушаем «Maxine»:
Боб Дилан написал песню «Like a Ship (On The Sea)» в начале 1989 года находясь под впечатлением от круизных прогулок на дорогих яхтах и морских судах. Автор создал стилизацию народным песням моряков и рыболовов. В целях наполнения материала будущего альбома группы, он предложил записать новый трек.
Музыканты The Traveling Wilburys работали над композицией «Like a Ship» («previously unissued») около трех недель в марте – апреле 1990 года в студии «Wilbury Mountain Studio», Лос-Анджелес, штат Калифорния, США. Рабочий сырой монтаж («rough cut») всплывал на различных нелегальных пластинках (бутлегах) ансамбля.
В 2007 году Дхани Харрисон и Джефф Линн, также как и в случае с треком «Maxine», дорабатывают и завершают «Like a Ship», причем за основу взят другой дубль композиции, который не публиковался даже на бутлегах. «Айртон Уилбери» и «Клейтон Уилбери» добавляют к оригинальному треку дополнительные партии гитар, клавишные инструменты, перкуссию и вокальные гармонии. Номер открывает ритмичный отсчёт.
Песня «Like a Ship» звучит откровенно простой, грубоватой и лишенной амбиций, как настоящая народная фолк-музыка.
Именно финальные редакции треков «Maxine» и «Like a Ship» 2007 года, которые включены в состав компиляции «The Traveling Wilburys Collection», наглядно демонстрируют насколько большую роль сыграл продюсерский талант Джеффа Линна в придании группе особого звучания и шарма. Оцените.
Слушаем «Like a Ship»:
В апреле 1990 года, после мартовских рабочих сессий над песнями «Maxine» и «Like a Ship», квартет The Traveling Wilburys при активном участии барабанщика Джима Келтнера и перкуссиониста Рэя Купера приступает к записи нового материала, который будет издан на альбоме «Traveling Wilburys Vol. 3».
Нумерация студийных работ умышлено запутана Джорджем Харрисона для усиления мифологии группы. Если в 1988 году был издан первый альбом «Traveling Wilburys Volume One», то два года спустя выходит «Traveling Wilburys Vol. 3». Многие слушатели и меломаны задались вопросом, а где же второй студийный проект. Большинство стало относить ко второй работе – сборник, записанным расширенным составом «семейства Уилбери», под названием «Nobody's Child - Romanian Angel Appeal», что верно лишь отчасти.
Чуть позже в средствах массовой информации появилась информация, что группа работала над записью второго альбома, записала несколько композиций (видимо речь про песни «Maxine» и «Like a Ship»), но из-за смерти Роя Орбисона работа остановлена и не завершёна. Позже музыканты уже стали работать над третьей пластинкой.
В период 1988 – 1990 годов взаимодействие музыкантов расширилось на сольные и сторонние проекты, например «Mystery Girl» Роя Орбисона, «Full Moon Fever» (выпущен 24 апреля 1989 года, номер по каталогу MCA Records – 255 929-1) Тома Петти, композиции 1989 года для компиляции «The Best of Dark Horse 1976–1989» (выпущена 17 октября 1989 года, номер по каталогу Dark Horse Records – 925 726-1 / Warner Bros. Records – WX 312) Джорджа Харрисона, «Armchair Theatre» (выпущен 12 июня 1990 года, номер по каталогу Reprise Records – WX 347 / 7599-26184-1) Джеффа Линна, «Under the Red Sky» (выпущен 10 сентября 1990 года, номер по каталогу CBS – 467188 1) Боба Дилана, «Work It Out» (выпущен в июне 1990 года, номер по каталогу Warner Bros. Records – 9 25911-2) саксофониста Джима Хорна, «Rock On!» (выпущен 1 октября 1991 года, номер по каталогу Silvertone Records / Bug – ZL 74929) американского певца Дела Шеннона (Del Shannon) и множество других.
Большинство песен для указанных проектов были написаны и подготовленным музыкантами именно в период их участия в составе супергруппы The Traveling Wilburys. Пока коллектив работал над очередной студийной пластинкой, независимые музыкальные (пиратские) лейблы (бутлегеры) объединили треки с различных сессий данного периода и самостоятельно издали диск «Traveling Wilburys Volume 2» накануне выхода официального релиза.
Таким образом, Джордж Харрисон сделал уступки бутлегерам и обозначил готовый релиз третьим номером.
К данной мистерии с нумерацией альбомов сами музыканты подогревали интерес. В интервью каналу MTV Джордж Харрисон заявил, что материал для второй пластинки всё-таки был записан, но был украден до окончательного сведения (видимо опять речь о сессиях апреля 1990 года).
Итак, альбом «Traveling Wilburys Vol. 3» выпущен на прилавки музыкальных магазинов в октябре 1990 года, ровно два года спустя, после выхода дебютного альбома супергруппы. Диск открывается мощным рок-номером «She's My Baby» с гитарными вставками североирландского гитариста Гэри Мура (Gary Moore), избиравший себе псевдоним «Кена Уилбери» («Ken Wilbury»).
Песня изначально написана всеми четырьмя участниками The Traveling Wilburys специально для альбома. Каждый из них исполняет по одному куплету, а припев делится между ними демократически ровно. Основные сессии записи «She's My Baby» проходили в период с марта по май 1990 года в студии группы «Wilbury Mountain Studio». Готовый оригинальный трек композиции («basic track») был передан английскому звуковому инженеру Филу МакДональду (Phil McDonald), который летом 1990 года скомпоновал финальную версию в студии «F.P.S.H.O.T.» («Friar Park Studio, Henley-on-Thames») Джорджа Харрисона.
Трек «She's My Baby» был выпущен дебютным синглом с альбома. В США песня боролась за первое место в специализированном чарте «The Billboard Album Rock Tracks» с песней «Concrete and Steel» группы ZZ Top.
Ремастированная версия песни «She's My Baby» 2007 года, подготовленная инженером Райаном Уляте, звучит громче и динамичнее за счёт усиления басовой линии и гитарных пассажей «Кена Уилбери». Усиленный диапазон звука пошел на пользу треку, сформировав новое восприятие. Настоящий представитель классического рока.
Слушаем «She's My Baby» (Remastered 2007):
Для рекламы и продвижения альбома «Traveling Wilburys Vol. 3» и сингла «She's My Baby» поставлен видео ролик («video clip», диск № 2, трек № 4), который спродюсирован Питером Коном (Peter Kohn) и срежиссирован Дэвидом Лиландом (David Laland), для компании «Limelight Films».
Смотрим видеоклип «She's My Baby»:
Композиция «Inside Out» еще один пример удачного коллективного творчества музыкантов The Traveling Wilburys. Она была сочинена одной из первой для альбома в марте 1990 года. Все четверо участников группы собрались в студии «Wilbury Mountain Studio», чтобы поиграть и поимпровизировать. Рванный и быстрый джем перерос в полноценный трек. В течение часа шутливая и озорная мелодия была полностью сочинена. Боб Дилан сконцентрировался на стихах об окружающей среде.
Песня «Inside Out» записана также моментально, как была сочинена. Когда в апреле 1990 года музыкальный коллектив собрался в студии, то за несколько дублей запись была завершена.
После самый коммерчески ориентированный номер был предоставлен в распоряжение Джорджа Харрисона и Джеффа Линна, которые при поддержке Фила МакДональда смикшировали дорожки в единое произведение. Финальное сведение было завершено в июле 1990 года.
В США песня выпускалась как промосингл и достигла 16-го места в чарте «Billboard's Album Rock Tracks». Номер «Inside Out» снискал расположение музыкальных критиков и обозревателей физических релизов.
Обновленное звучание 2007 года композиции «Inside Out» скорректировано по скорости воспроизведения. Убраны лишние плёночные шумы и дефекты оцифровки. Песня наполнена интересными гармониями музыкантов. В вокальном плане песня «Inside Out» - наиболее разнообразный трек альбома «Traveling Wilburys Vol. 3».
Слушаем «Inside Out» (Remastered 2007):
Режиссер Дэвид Лиланд вновь снял для группы очередной видео промо-фильм, в этот раз на песню «Inside Out» («video clip», диск № 2, трек № 5).
В отличие от студийной записи, представленной на альбоме, звуковой ряд видео клипа другой. Ролик начинается с оркестрового крещендо, а завершается аплодисментами. Данная версия больше похожа на запись Electric Light Orchestra середины 1970-х годов.
Смотрим видеоклип «Inside Out»:
Музыканты The Traveling Wilburys работали над песнями быстро, ловя вдохновение, пытаясь сразу фиксировать и документировать идеи на аудио плёнку. Точно так же произошло с композицией «If You Belonged To Me», которая была написана и записана моментально. Эволюция от простого музыкального наброска до полноценной песни проходила за считаные часы. Квартет работал стремительно, создавая несколько песен за одну рекорд-сессию, иногда используя вокальную дорожку с первых дублей, на которую осуществлялись наложения музыкальных инструментов.
Во время сессии звукозаписи альбома, The Traveling Wilburys написали и записали сразу семь (!) треков за один рабочий день. 10 мая 1990 года, четверг, квартет сыграл партии на четырех акустических гитарах, а Джим Келтнер добавил ударные инструменты. Когда дело дошло до текста, то Джордж Харрисон просто подвел Боба Дилана к микрофону и заставил его петь. Именно данная вокальная дорожка из первого дубля «If You Belonged To Me» была использована для дальнейших наложений и редакций. Из-за этого среди музыкантов произошел небольшой конфликт. Джеффу Линну не нравилось «сырое» исполнение песни, он попросил коллег переделать. Боб Дилан записал вокал повторно, но без надлежащего драйва мелодия распадалась в конце.
Джордж Харрисон настоял на своем мнении, которое поддержал Боб Дилан, об использовании первой записи для финального микширования. Том Петти занял нейтральную позицию. Конфликт был отложен.
По возвращении музыкантов в Англию летом 1990 года, когда работа над микшированием трека «If You Belonged To Me» была продолжена, споры возобновились. Финальный вариант не нравился Джеффу Линну. Он предложил исключить трек из альбома. Однако остальные настояли на своем. Большинством голосов продюсеру пришлось уступить. Песня «If You Belonged To Me» вышла на пластинке «Traveling Wilburys Vol. 3».
В 2007 году инженер Райан Уляте проделал хорошую работу пытаясь исправить вокальные ошибки и промахи Боба Дилана. Звучание его голоса несколько приглушено за счёт усиления партий инструментов. Принятое инженером решение полностью согласовано с Джеффом Линном, который контролировал процесс. Спустя года продюсер попытался изменить трек, но для окончательной модификации необходима новая редакция посредством обновлённого ремикширования.
Слушаем «If You Belonged To Me» (Remastered 2007):
Яростная песня «Devil's Been Busy» результат коллективного творческого подхода. Альбом «Traveling Wilburys Vol. 3» делает упор именно на продукт сотрудничества и совместного сочинения. Лирика трека наполнена печальными и мрачными образами.
Композиция «Devil's Been Busy» один из номеров группы The Traveling Wilburys, который содержит вокальные партии «кругового» типа, где каждый мог спеть по очереди свои строчки. В первых числах мая 1990 года в студии «Wilbury Mountain Studio» изначально была записан фоновый трек («backing track»), после чего поверх размещены вокальные партии «братьев Уилбери». Позже Рей Купер и Джим Келтнер украшают номер перкуссией и барабанами.
Именно «Devil's Been Busy» показывает гитарное мастерство и стиль Джорджа Харрисона, который дарит слушателям одну из самых лучших своих работ. Впервые за много лет он играет столь яростную и гневную сольную партию не только на электрогитаре Fender Rosewood Telecaster, но и на индийском ситаре. Интересный факт в том, что он дублирует трек слад-гитары ситаром умышлено, что подчеркнуть их общее звучание, которое плавно переливается от одного инструмента к другому.
Автор книги «While My Guitar Gently Weeps: The Music of George Harrison» (2006 год) о музыкальной карьере Джорджа Харрисона Саймон Ленг (Simon Leng), отмечал в разделе о композиции «Devil's Been Busy», что «трек является важным элементом развития музыканта, как гитариста».
Песня «Devil's Been Busy» активно ротировалась на американских радиостанциях, поскольку это была одна из ярких и запоминающихся мелодий супергруппы.
Во время работ 2007 года по мастерингу трека «Devil's Been Busy» Дхани Харрисон постарался осовременить звуковой ряд и сделать акцент на ритм-секцию и гитарную работу. Для этих целей был повышен уровень громкости инструментов, несколько заглушив вокальные партии Боба Дилана и Тома Петти. Как результат, искажение звучания. Лучше обратить внимание на оригинальную версию песни 1990 года.
Слушаем «Devil's Been Busy» (Remastered 2007):
Музыкальную структуру «7 Deadly Sins» сочинили Джордж Харрисон и Джефф Линн. Первые идеи будущей композиции музыканты обсуждали еще до начала основных рекорд-сессий альбома «Traveling Wilburys Vol. 3». Боб Дилан и Том Петти помогли завершить мелодию и написали поэму о семи смертных грехах (похоть, чревоугодие, жадность, лень, гнев, зависть, гордыня) и их последствиях.
В тексте описывается последовательность событий, которые приводят к падению человека, каждое из них соответствует одному из грехов. Например, первый грех - уход, который символизирует предательство и отказ. Следующий - прощание, которое указывает на чувство окончательности и потери. Третий грех - невинная ложь, которая намекает на обман и манипуляции.
Трек «7 Deadly Sins» служит предостережением о том, что, попав в цикл грехов, трудно из него вырваться, и призывает к осознанию своих действий и стремлению к моральной чистоте.
Основная работа над записью песни проходила 4 мая 1990 года в «Wilbury Mountain Studio». Позже Джефф Линн проявил изобретательность аранжировщика и мастерство продюсера, придумав многочисленный хор, интонирующий роскошным гармониям в духе американского дуэта The Everly Brothers.
Ремастированная версия 2007 года, подготовленная инженером Райаном Уляте, бережно и трепетно относится к оригинальной записи. Какие-либо кардинальные изменения песню не затронули, за исключением коррекции эха и устранения плёночных шумов.
Слушаем «7 Deadly Sins» (Remastered 2007):
Основными авторами композиции «Poor House» значатся Том Петти и Джефф Линн. Песня была написана в период основных рабочих сессий альбома «Traveling Wilburys Vol. 3» с марта по май 1990 года.
Когда группа завершила запись песен «Runaway» и «New Blue Moon», инженер Ричард Додд сообщил, что осталось еще место на плёнке и студийное время. Он предложил быстро записать еще одну песню, которой стала «Poor House». Во время работы один из студийных микрофонов забарахлил, и Том Петти и Джефф Линн спели дуэтом в один микрофон. После этого, все участники группы записали вокальные гармонии.
Запись трека («basic track») состоялась в студии «Wilbury Mountain Studios». Позже Джордж Харрисон записал красивую и сияющую партию слайд-гитары, которая стала украшением номера. Финальное микширование подготовлено инженером Филом МакДональдом в июле 1990 года на оборудовании студии «F.P.S.H.O.T.».
Аранжировка композиции «Poor House» умышлено была сделана легкой и динамичной, так как была рассчитана на поколение молодых слушателей, которым нравилась незамысловатая музыка, звучавшая фоном во время общения с друзьями.
Ремастеринг 2007 года в песне «Poor House» направлен на снижения уровня лишних шумов и искажений звука, которое присутствовало на оригинальной записи 1990 года прежде всего из-за вокальной дорожки, записанной на один микрофон. Коррекция произведена бережная, мягкая. Песня звучит чисто, звонко. Гитарная работа Джорджа Харрисона стала лучше прописана и более заметной.
Слушаем «Poor House» (Remastered 2007):
Боб Дилан выступил в качестве основного автора на альбоме «Traveling Wilburys Vol. 3». Он принял участие в создании большинства песен, в том числе написал композицию «Where Were You Last Night?».
Первая демонстрационная запись («demo») «Where Were You Last Night?» с ведущим вокалом «Бу Уилбери» записана в марте 1990 года примерно в тоже самое время, когда группа работала над записью «Like a Ship (On The Sea)». Когда Боб Дилан предложил другим участникам The Traveling Wilburys полноценно записать песню, то было решено распределить вокальные партии со «Спайком Уилбери». В припеве каждый музыкант исполнил несколько строк.
Основные сессии звукозаписи «Where Were You Last Night?» состоялись в апреле – мае 1990 года в студии «Wilbury Mountain Studios». Джордж Харрисон записал запоминающуюся и новаторскую гитарную партию, основанную на убыстренной версии нисходящего гитарного риффа из песни «So Sad (No Love of His Own)» с альбома «Dark Horse» (выпущен 20 декабря 1974 года, номер по каталогу Apple Records – PAS 10008 / 0C 064-05774).
В очередной раз Джефф Линн демонстрирует великолепное чутье продюсера, маскируя несколько однообразную мелодию «Where Were You Last Night?» в красивой аранжировке, основанной на вокальных гармониях.
Окончательная редакция «Where Were You Last Night?» завершена летом 1990 года инженером Филом МакДональдом в студии «F.P.S.H.O.T.».
Ремастированный вариант 2007 года, подготовленный инженером Райаном Уляте, акцентирует внимание на вокальных гармониях и дуэте двух «старших братьев Уилбери». Номер звучит громче, звонче и ярче оригинальной версии 1990 года. Ремастер заветно улучшил чистоту звука, уменьшил шумы и улучшил общую чёткость. Отличный вариант, давайте послушаем «Where Were You Last Night?» (Remastered 2007):
Основной автор композиции «Cool Dry Place» Том Петти. Позднее она была доработана троицей The Traveling Wilburys, причём каждый из них внёс свои коррективы и изменения. Боб Дилан переписал часть стихов, которые содержали отсылки к раннему творчеству Джеффа Линна и периода участия его в группе The Idle Race (строчки «а затем я присоединился к группе Idle Race» / «… and then o joined The Idle Race»). Джордж Харрисон и Джефф Линн придумали музыкальный мост и финальные аккорды песни.
Как и в случае истории создания песни «Handle with Care», для номера «Cool Dry Place» аналогичным образом послужила надпись «хранить в прохладном сухом месте» («store it in cool dry place») на коробке в гараже Боба Дилана. Вдохновлялись предыдущим опытом, Том Петти написал песню.
Запись «Cool Dry Place» состоялась в апреле – мае 1990 года в студии «Wilbury Mountain Studio» под контролем инженера Ридарда Додда. Окончательное сведение и монтаж трека завершёны в августе 1990 года.
Ремастированное звучание улучшает общую палитру песни, делая трек «Cool Dry Place» более современным и привлекательным для слушателей прежде всего за счёт усиления уровня громкости низких частот. Обратите внимание на доминирование бас-гитары Джеффа Линна и ударных инструментов Джима Келтнера. Причём партия саксофона Джима Хорна заретуширована и приглушена. Указанные нюансы специально создают и имитируют звучание альтернативных групп 2000-х годов. Интересный вариант.
Слушаем «Cool Dry Place» (Remastered 2007):
Композиция «New Blue Moon», написанная всеми четырьмя участниками группы The Traveling Wilburys Джорджем Харрисоном, Джеффом Линном, Бобом Диланом и Томом Петти, это ироничная стилизация под американские женские вокальные ду-воп («doo-wop») группы конца 1950-х - начала 1960-х годов.
Музыканты попытались создать песню в духе The Shirelles, только ориентированную на мужской вокал и «тяжёлое» (роковое) исполнение.
Запись трека «New Blue Moon» проходила в апреле–мае и июле 1990 года в студиях «Wilbury Mountain Studio», Лос-Анджелес, США, и «F.P.S.H.O.T.», Оксфордшир, Англия. Джордж Харрисон старался добиться живого звучания четырех акустических гитар и ударных инструментов, так как был противником использования заготовленных партий дорожек барабанов и драм-машин, которые активно использовались музыкальной индустрией 1980-х годов для создания однообразных (и однодневных) поп-песенок.
Для песни Боб Дилан записал партию губной гармошки, которая при финальном микшировании инженером Филом МакДональдом была сокращена и задвинута на задний план. Рей Купер добавил партии маракасов, африканского там-тама и тамбурина. Джордж Харрисон проявил фантазию и придумал звенящие пассажи сольной слайд-гитары.
Финальная инструментальная часть «New Blue Moon» («instrumental version») получилась настолько интересной и самостоятельной поп-мелодией, что музыканты приняли решение издать полностью безвокальную версию песни на стороне «Б» синглов «She's My Baby» и «Wilbury Twist». В США песня вышла в качестве промо-сингла. К сожалению, данный вариант трека не был включен в подборку «The Traveling Wilburys Collection».
Слушаем «New Blue Moon» (Instrumental Version):
Ремастированный звук песни «New Blue Moon» сконцентрирован на усилении вокальных гармоний Джорджа Харрисона и Джеффа Линна на фоне основной партии Боба Дилана. В целом звучание композиции заметно улучшено за счёт коррекции скорости воспроизведения и снижения уровня шумов. Приятный номер и одна из явных жемчужин альбома «Traveling Wilburys Vol. 3».
Слушаем «New Blue Moon» (Remastered 2007):
Песня «You Took My Breath Away» написана в результате объединения двух различных номеров Джеффа Линна и Тома Петти. Авторы, каждый со своей мелодией, продемонстрировали номера Джорджу Харрисону, который предложил объединить их в одно произведение. В целях объединения он написал связующие элементы и центральный мост.
Композиция наполнена юмором, иронией и аллюзиями на собственное музыкальное творчество. Обратите внимание на строчки «Ты взял эту мою песню и поменял средину её. Раньше звучало хорошо, но слова не подходят для рифмы. Мелодию невозможно играть, я пробовал много раз. От волнения у меня перехватило дыхание» («you took this song of mine, than changed the middle bit, it used to sound alright, but now the words don’t fit. It’s getting hard to write, impossible to play, I’ve tried it many times, you took my breath away»). Некоторые критики полагают, что песня «You Took My Breath Away» явная отсылка к творческому наследию Роя Орбисона.
Сессии звукозаписи «You Took My Breath Away» состоялись в период с марта по май 1990 года в студии «Wilbury Mountain Studio», а окончательное сведение было завершено летом 1990 года во «F.P.S.H.O.T.».
Цифровой ремастеринг «You Took My Breath Away» 2007 года позволил улучшить чистоту звука, уменьшить шумы и повысить общую чёткость воспроизведения. В данной версии акцент на высоких частотах, но, к сожалению, недостаточно среднего диапазона. Обратите внимание на изящную слайд-гитару Джорджа Харрисона.
Слушаем «You Took My Breath Away» (Remastered 2007):
«Танец «Wilbury Twist» появился в семействе Уилбериз довольно давно. Покойный дядя «Чабби Уилбери» («Chubby Wilbery») исполнял его своим детям» (из интервью 25 октября 1990 года «Мадди Уилбери» в рамках специальной радиопрограммы о выпуске альбома «Traveling Wilburys Vol. 3»).
Завершающий искрометный трек альбома «Traveling Wilburys Vol. 3» написан всеми участниками супергруппы The Traveling Wilburys. Запись «Wilbury Twist» состоялась в мае 1990 года на студии «Wilbury Mountain Studio», именно здесь можно услышать сольные вставки всех участников коллектива, включая сессионных музыкантов Джима Келтнера, Рэя Купера и саксофониста Джима Хорна.
Твист «Странствующих Уилбериз» стал гимном музыкального коллектива, подвел своеобразный итог из деятельности и творчеству. Песня была выпущена в качестве финального альбомного сингла группы в марте 1991 года. Оказалась, что диск завершает дискографию The Traveling Wilburys на этапе их существования.
Повторный мастеринг 2007 года оригинальной дорожки «Wilbury Twist» с использованием более современных технологий сделал запись ярче, громче и насыщеннее деталями, чем она была в оригинале 1990 года. Превосходная инженерная работа постаралась выделить всех участников-музыкантов. Каждый инструмент прописан хорошо. Палитра гармоничная, ровная. Вокальные партии звучат чисто. Плёночные дефекты отсутствуют.
Слушаем «Wilbury Twist» (Remastered 2007):
Для песни «Wilbury Twist» 28 февраля 1991 года сняли клип в помещении театра «Wilshire Ebell Theatre» Лос-Анджелеса, штат Калифорния, США. Режиссёрами клипа выступили британские сценаристы и продюсеры Дик Клемент (Dick Clement) и Йен Ла Френас (Ian La Frenais).
В съемках мини-фильма приняли участие знаменитые музыканты, включая участников немецкого поп-дуэта Milli Vanilli, Джимми Нейл (Jimmy Nail), актеры Джон Кэнди (John Candy), Эрик Айдл (Eric Idle), Вуди Харрельсон (Woody Harrelson), Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg), Томас Гузман-Санчез (Thomas Guzman-Sanchez), и танцовщица Дианна Дис (Deanna Dys).
Все звёзды пытаются освоить танцевальный стиль, упомянутый в названии песни, под аккомпанемент участников «Странствующих Уилбериз» и сессионных музыкантов.
Смотрим «Wilbury Twist» (Official HD Video – Original 1991 Cut):
К сожалению, издание «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года не содержит этот вариант клипа. Для видео диска (DVD) была подготовлена новая редакция ролика «Wilbury Twist» («video clip», диск № 2, трек № 6). Из приглашенных звезд остались фрагменты с участием Джона Кэнди и Эрика Айдла из комик-группы «Монти Пайтон» («Monty Python»). Основной акцент видеоряда сделан на самих музыкантах, исполняющий твист в студийном помещении и на сцене театра «Wilshire Ebell Theatre».
Прекрасная версия для поклонников музыкантов, которые могут увидеть The Traveling Wilburys в полном составе.
Смотрим «Wilbury Twist» (Video clip 2007 Edit):
Песня «Nobody's Child» написана летом 1948 года авторским американским дуэтом Саем Кобеном (Cy Coben) и Мелом Фори (Mel Foree) для канадского исполнителя Хэнка Сноу (Hank Snow). Его версия издана на сингле Hank Snow (The Singing Ranger) And His Rainbow Ranch Boys «Nobody's Child» (выпущен 1 января 1949 года, номер по каталогу RCA Victor – 48-0147).
В 1990 году супруга гитариста Оливия Харрисон вместе с жёнами других музыкантов The Beatles Линдой МакКартни (Linda McCartney), Барбарой Бах (Barbara Bach) и Йоко Оно (Yoko Ono), участвовала в благотворительной программе «Romanian Angel Appeal», которая собрала несколько миллионов долларов для помощи румынским детям, живущим в нищете.
В рамках программы Оливия Харрисон совершала поездки в Румынию, чтобы помочь детям-сиротам и бездомным подросткам. Она, в частности, оказывала помощь в работах по ремонту зданий, в которых жили брошенные дети, и улучшала их условия жизни.
Также она работала с детьми, больными ВИЧ: обеспечивала их необходимыми лекарствами, организовывала мобильные медицинские бригады для тех, кто жил удаленно и не мог самостоятельно передвигаться.
Оливия Харрисон обратилась к супругу составить благотворительный альбом, наподобие его знаменитого «Концерта для Бангладеш» (альбом «The Concert For Bangla Desh» выпущен 20 декабря 1971 года, номер по каталогу Apple Records – STCX 3385).
Джордж Харрисон предложил коллегам The Traveling Wilburys записать композицию специально для сингла и альбома «Nobody's Child - Romanian Angel Appeal», выпущенного в июле 1990 года в рамках благотворительной помощи румынским сиротам. Друзьям музыкантам были разосланы предложения предоставить по треку для будущего диска. Лейбл «Warner Bros. Records» издал полноформатный альбом за собственные средства, а выручку с продаж направил в фонд «Romanian Angel Appeal».
Джордж Харрисон также представлен на альбомных песнях «Homeward Bound» (его дуэт с Полом Саймоном), «That Kind Of Woman» (автор и гитарист, основной исполнитель Эрик Клэптон), «The Trembler» (соло-гитарист, основной исполнитель Дуэйн Эдди, продюсер трека Джефф Линн).
Участникам The Traveling Wilburys оригинальная композиция «Nobody's Child» в исполнении Хэнка Сноу была прекрасно известна, в особенности Джорджу Харрисону.
The Beatles записали версию песни «Nobody's Child» в Гамбурге, Германия, будучи аккомпанирующей группой британского певца и гитариста Тони Шеридана (Tony Sheridan). Однако из участников группы на записи Тони Шеридана представлена только ритм-секция The Beatles в исполнении Пола МакКартни (Paul McCartney) и Пита Беста (Pete Best).
В начале битломании («Beatlemania») в США трек был издан на сингле The Beatles With Tony Sheridan «Ain't She Sweet» / «Nobody's Child» (выпущен 4 июня 1964 года, номер по каталогу ATCO Records – 45-6308 / 6308), который достиг позиции № 19 в хит-параде США.
К работе над «Nobody's Child» The Traveling Wilburys приступили в апреле 1990 года. Запись велась в студии «Wilbury Mountain Studio» при участии инженера Ричарда Додда. Причем все действо было организовано в спешке из-за плотного графика музыкантов. В этой связи часть текста песни музыканты не смогли вспомнить. Для придания концепции с выпуском альбома «Nobody's Child - Romanian Angel Appeal», часть второго куплета была переписана и изменена. Джордж Харрисон и Боб Дилан добавили строчки «В каждом городе и деревне есть такие места, как это, наполненное рядам и рядами детей, младенцев в их кроватках / Они давно перестали плакать, так как никто никогда их не слышит / Никто не слышит их мольбу об усыновлении и избавлении от страхов мучений» («In every town and village / There are places just like this/ With rows and rows of children/ And babies in their cribs / They've long since stopped their cryin' / As no-one ever hears / And no-one there to notice them or take away their fears»).
Запись «Nobody's Child» была завершена за двадцать четыре часа. В июле 1990 года Джордж Харрисон и Фил МакДональд завершили финальное сведение композиции в домашней студии «F.P.S.H.O.T.».
Ремастированная версия «Nobody's Child» 2007 года звучит в завышенной громкости, что особенно заметно по партии губной гармошки Боба Дилана, доминирующей над остальными инструментами. Каждому участнику The Traveling Wilburys предоставлено спеть собственные строчки песни, что особенно заметно в очищенной звуковой панораме.
Звучание трека превосходное. Частотный диапазон отличный. Детальность инструментов высокая. Наслаждаемся и слушаем «Nobody's Child» (Remastered 2007):
Британским режиссером Дереком Хейесом (Derek W. Hayes) 11 июня 1990 года был снят и смонтирован видео ролик на звуковую дорожку «Nobody's Child». Однако, в клипе отсутствовало появление группы The Traveling Wilburys, а упор был сделан на анимацию и кадры кинохроники румынских детских домов. К сожалению, на видеодиске издания «The Traveling Wilburys Collection» клип отсутствует.
Смотрим видеоклип на песню «Nobody's Child»:
В 1989 году Джефф Линн в качестве продюсера и сессионного музыканта работал с американским певцом Делом Шенноном над его сольным альбомом «Rock On!». К записям были привлечены другие участники The Traveling Wilburys, включая Джорджа Харрисона и Тома Петти.
8 февраля 1990 года музыканты были ошарашены новостями о том, что Дел Шеннон покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из охотничьего ружья. Акт стал последствием депрессии, вызванной алкозависимостью.
В марте 1990 года Джефф Линн предложил почтить память музыканта-коллеги и записать кавер-версию на самый знаменитый хит американского исполнителя «Runaway», который бал написан Делом Шенноном совместно с композитором Максом Круком (Max D. Crook) в начале 1961 года.
Песня дебютировала на одноименном сингле (выпущен 18 февраля 1961 года, номер по каталогу Bigtop – 45-3067) и альбоме «Runaway with Del Shannon» (выпущен в июле 1961 года, номер по каталогу Bigtop – 12-1303), став глобальным международным хитом.
Сессии звукозаписи композиции «Runaway» группы The Traveling Wilburys состоялись в апреле 1990 года в «Wilbury Mountain Studio». Музыканты старались создать точную копию хита Дела Шеннона с ведущим вокалом Джеффа Линна.
После финального микширования в июле 1990 года, было решено запись «Runaway» в основной альбом не включать, так как она не вписывалась в концепцию диска, а издать в качестве стороны «С» сингла «She's My Baby», где композиция слушалась более органично.
Из-за отсутствия песни «Runaway» на долгоиграющих пластинках (LP), даже кавер-версия «Nobody's Child» вошла в состав альбома «Nobody's Child - Romanian Angel Appeal», долгое время композиция считалась одной из редких в репертуаре группы. Так и остается по сей день, так как оригинальная запись не издана даже в составе бокс-сета «The Traveling Wilburys Collection».
Слушаем «Runaway» (Original 1990 Version):
В начале 2007 года Джефф Линн вернулся к работе над композицией «Runaway» в рамках работы над компиляцией «The Traveling Wilburys Collection». Трек был заново ремикширован (сведен с оригинальных звуковых дорожек) с добавлением дополнительных партий вокала и гитар Дхани Харрисона, саксофона и перкуссий.
Продюсер попросил инженера Райана Уляте сократить в инструментальной части песни партию испанской гитары в исполнении Джорджа Харрисона, а вместо её добавил проигрыш на винтажном синтезаторе (клавиолине), который использовался Делом Шенноном на оригинальной авторской записи 1961 года. Финальный вариант 2007 также скорректирован по скорости воспроизведения. Номер звучит динамичнее, быстрее, резче и энергичнее.
Такие изменения в структуре песни «Runaway» делают обе версии настолько различными и индивидуально неповторимыми, что поклонникам и меломанам необходимо иметь каждую версию.
Слушаем «Runaway» (Remix 2007) и прощаемся с музыкальной частью компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года:
На DVD диске с видеоматериалами представлен двадцати пяти минутный фильм «The True History of the Traveling Wilburys documentary» («documentary video film», диск № 2, трек № 1), хронометрирующий создание самой группы The Traveling Wilburys и запись первого альбома «Traveling Wilburys Volume One».
Видео содержит уникальные кадры всех пятерых оригинальных участников коллектива и показывает момент работы над основными песнями и клипами первого альбома.
Смотрим «The True History of the Traveling Wilburys documentary» с официального канала The Traveling Wilburys на YouTube:
Итог.
Компиляция «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года группы The Traveling Wilburys появилась в нужное время, когда тиражи основных альбомов и синглов группы стали редкостью в среде меломанов. Основной и существенный плюс данного релиза заключается в качестве звука, которое значительно улучшено по сравнению с оригинальными записями конца 1980-х – начала 1990-х годов. Новый мастеринг инженером Райаном Уляте выполнен таким образом, чтобы сохранить аутентичность уникального саунда группы, одновременно улучшив детализацию и динамику звучания. Это особенно заметно в сложных аранжировках песен, где каждый инструмент и голос звучит чётко и гармонично.
Вместе с тем, релиз «The Traveling Wilburys Collection» далеко не полная компиляция песен и редкостей группы. В издании отсутствуют неизданные композиции и джемы с сессий альбома «Traveling Wilburys Volume One»:
- «Winged Victory», основным автором значится Рой Орбисон, сессии с период с 7 по 16 мая 1988 года, студия «Dave Stewart Studios»;
- «Milk Cow Blues» («jam session») [Kokomo Arnold], май 1988 года, студия «Dave Stewart Studios», часть импровизации вошло в документальный фильм «The True History of The Traveling Wilburys»;
- «I’m In The Mood For Love» («demo»), основные авторы Джефф Линн и Боб Дилан, записано в период работы над синглом «Handle With Care» в апреле 1988 года в гаражном помещении «Lucky Studios» «Лаки Уилбери»;
Известно, что во время сессий альбома «Traveling Wilburys Vol. 3» в марте 1990 года записано спонтанное исполнение джем-трека «Ghost Riders In The Sky» в студии «Wilbury Mountain Studios». Фрагменты репетиций включены в документальный фильм «The True History of The Traveling Wilburys».
Если еще можно понять невключение в альбом указанных выше треков, так как они не были доведены музыкантами супергруппы до логического и финального завершения, но отсутствие оригинального микса «Runaway» (с партией испанской гитары Джорджа Харрисона) и инструментальной версии композиции «New Blue Moon» [Instrumental Version] со стороны «Б» сингла «She's My Baby» является существенным упущением.
Видеоконтент DVD диска также не содержит оригинальный видео клип 1991 года «Wilbury Twist» и социальный ролик на песню «Nobody's Child».
«The Traveling Wilburys Collection» — это не просто сборник песен, а настоящее путешествие в мир музыки, созданное пятью именитыми и великими музыкантами. Данный релиз станет отличным дополнением и украшением коллекции любого поклонника рок-музыки и будет интересен не только продвинутым и опытным слушателям, а новичкам и открывателям необычной музыки.
Релиз 2007 года заслуживает высокой оценки за качество звука, содержание и дополнительные материалы, которые делают его полноценным музыкальным компендиумом по одной из самых необычных групп XX века.
По данным интернет-ресурса Discogs насчитывается 26 вариантов издания компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года группы The Traveling Wilburys. Рассмотрим интересные и популярные форматы.
1. The Traveling Wilburys: «The Traveling Wilburys Collection». US 3 x 180 gram 12” Limited Edition Compilation Black LP Box Set. Rhino Records – RHI1 224316 / Wilbury Records – R2 167868.
Американское издание «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года на трех виниловых пластинках «тяжелой» массы в 180 грамм. В отличие от цифрового релиза альбома-компиляции, аналоговое издание содержит эксклюзивный и уникальный контент в виде дополнительной пластинки с ремиксами, расширенными и неизданными песнями.
Мастеринг для данного издания подготовлен американским инженером звукозаписи Кевином Греем (Kevin Gray), который в данный период времени являлся сотрудником компании «AcousTech Mastering», занимающейся выпуском виниловых изданий премиум класса для аудиофилов. Каждый виниловый диск содержит гравировку инициалов «KPG*». Маркировка подтверждает индивидуальный подход к каждому экземпляру издания. Уникальное отношение издателей к релизу заслуживает отельной похвалы.
Контроль за выпуском виниловых пластинок The Traveling Wilburys обеспечивала американская корпорация «Record Technology Incorporated». На её заводах был отпечатан весь тираж издания для рынка США и Канады в количестве 15 000 экземпляров.
Виниловая масса плотная. Поверхность дисков ровная, без дефектов. Звучание каждого трека превосходное. Уровень высоких частот (ВЧ) сбалансированно, сжатие динамического диапазона (DR) отсутствует.
Ремастеринг превосходный. Он заметно улучшает звучание, увеличивает детализацию и чёткость стереопанорамы. Все звучит ярко, чётко, волнительно, заметна каждая деталь и множество новых нюансов.
Каждый диск вложен в дополнительный пакет. К пластинкам прилагается футляр из тканевого переплета, 14 страничный буклет, цветной постер, открытки и конверт.
Отличное издание подойдет как безумному аудиофилу, так и начинающему коллекционеру. Именно такие идеальные, как по звучанию, так и по оформлению, релизы могу служить украшением коллекции и стимулировать углубленное изучение и погружение в мир физического воплощения музыкальных идей и фантазий.
2. The Traveling Wilburys: «The Traveling Wilburys Collection». Japanese 2HDCD and DVD 4 Panel DigiPak Compilation Box Set. Rhino Records / Wilbury Records – WPZR-30237-30239.
В конце 1990-х годов американская компания «Pacific Microsonics, Inc.» разработала новую и уникальную технологию кодирования звука высокой чёткости HDCD (High Definition Compatible Digital). Цель ноу-хау улучшить качество звука стандартных компакт-дисков за счёт внедрения передовых методов кодирования, которые расширяют динамический диапазон и точность воспроизведения аудио.
Одни из первых новую технологию освоили японские представители звуковой индустрии, в том числе корпорация «Warner Music Japan Inc.», которая отвечала за тиражирование на собственных заводах релиза «The Traveling Wilburys Collection».
Из-за технических особенностей производства дисков формата HDCD, релиз в Японии вышел позднее основной мировой даты – 25 июля 2007 года. Однако, ожидание того стоило. Дополнительный мастеринг для издания выполнен сотрудниками компании «Future Disc». Саунд получился уникальным, который можно услышать только на данном релизе.
Звучание дисков обладает расширенным динамическом диапазоном. Разница между самыми громкими и тихими частями песен становится более выраженной.
Благодаря новому формату и уникальному мастерингу улучшено соотношение аудио сигнала и снижение уровня шума. Аудио делается чище и содержит меньше фоновых помех и плёночных дефектов.
Издание оформлено в виде четырех-створчатой разворотной панели, каждая из которых содержит три диска и книжку. Дополнительный буклет на японском языке и оби-полоса с информацией прилагаются к данному уникальному релизу.
Такой вариант издания компиляции «The Traveling Wilburys Collection» подойдет любителем уникального цифрового звука, аналогов которых нет в других регионах мира. Рекомендуется обратить на него внимание!
3. The Traveling Wilburys: «The Traveling Wilburys Collection». European 2 CD and DVD 4 Panel DigiPak Compilation First Edition Box Set. Rhino Records / Wilbury Records – 8122-79982-4.
Первое европейское издание альбома «The Traveling Wilburys Collection», подготовленное и выпущенное филиалом компании «European Rhino Entertainment Company».
За основу для выпуска взят мастеринг компании «Future Disc», но дополнительный гласс-мастеринг произведен немецкой фирмой «Cinram GmbH», ответственная за процесс репликации CD и DVD, в ходе которого содержимое мастер-диска переносится на стеклянную подложку для производства дисков методом литья.
Массовый тираж содержит упрощённое оформление в картоне цвета экрю, однако сами диски выполнены безукоризненно. Звучание хорошие, наполнено низкими частотами. Вместе с тем, при высоком уровне громкости заметна легкая цифровая компрессия, связанная с искажением высоких частот.
В целом, хороший релиз и неплохое издание, которое поможет после приобретения погрузится в атмосферу и мифологию супергруппы The Traveling Wilburys. Поверьте, их творческое наследие того стоит.
4. The Traveling Wilburys: «The Traveling Wilburys Collection». US 2 CD and DVD Compilation, Blue Cover Second Limited Edition Box Set. Rhino Records – R2 167868 / Wilbury Records – R2 167868.
Второе американское издание («second edition») ограниченного тиража «The Traveling Wilburys Collection» представлено в твердом льняном переплете королевского синего цвета, стилизованную под книгу.
Производством бокс-сета с дисками и книгой занималась американская мануфактура «Cinram, Olyphant, PA», расположенная в городе-боро Олифант, округ Лакаванна, штат Пенсильвания, США. Подразделение «Z60525».
Мастеринг для издания подготовил главный инженер и владелец компании «Future Disc» Стивен Холл (Steve Hall), который создал уникальный звук для американского релиза. Для выпуска он использовал гибридный подход как цифровых, так и аналоговых инструментов. Для обработки звука применялось оборудование с использованием лучших доступных проводов и коннекторов.
Стивен Холл стремился сделать песни The Traveling Wilburys более качественными, интересными и комфортными для прослушивания. У него получилось. Уровень диапазона широкий. Спектр аудиосигнала полный. Звучание превосходное.
В комплект к стандартному изданию также входит сорокастраничная книга с фотографиями в твердом переплете, оригинальные почтовые открытки с ироничной историей рода «Странствующих Уилбериз», а главное уникальный пронумерованный сертификат подлинности.
Великолепный вариант издания компиляции «The Traveling Wilburys Collection» с роскошным оформлением подойдет в качестве главного подарка меломану любого поколения.
5. The Traveling Wilburys: «The Traveling Wilburys Collection». 25 x FLAC files 24-Bit / 192 kHz Stereo. © & ℗ 2016 Concord Records.
Цифровой контент альбома «The Traveling Wilburys Collection», представленный на торговых интернет-площадках, содержит 25 аудиофайлов высокого разрешения («Hi-Res») формата «FLAC», которые обеспечивает высокое качество звука, чем стандартный релиз на компакт-дисках. Частота дискретизации 192 кГц / 24 бит.
За основу для аудио файлов взят финальный мастеринг компании «Future Disc» звукового гуру Стивена Холла. Для создания звуковых контейнеров «FLAC» использовался метод компрессии чистого пути сигнала. Звук обрабатывался точно, с индивидуальным подходом к каждой песне.
Полученный результат впечатляет, так как привлекает и затягивает с первой ноты и не отпускает до финального аккорда музыки The Traveling Wilburys!
6. Компиляция «The Traveling Wilburys Collection» на Яндекс.Музыка:
«Важен не я, важны мои песни. Я всего лишь почтальон, доставляющий песни». «Лаки Уилбери».
Общий итог на 91 балл из 100 возможных.
Полезная информация о группе The Traveling Wilburys и переиздании «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года:
https://www.travelingwilburys.com/music
https://mikeladano.com/2014/08/13/review-the-traveling-wilburys-collection-bonus-12-and-dvd/
Дополнительно можно почитать статьи на канале «ЭКИРА» о других релизах супергруппы The Traveling Wilburys:
1. «Обращайтесь с осторожностью!». Обзор сингла «Handle With Care» 1988 года супергруппы The Traveling Wilburys.
2. «На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть первая.