Супергруппа The Traveling Wilburys («Странствующие Уилбериз») была образована музыкантами Джорджем Харрисоном (George Harrison), Джеффом Линном (Jeff Lynne), Томом Петти (Tom Petty), Бобом Диланом (Bob Dylan) и Роем Орбисоном (Roy Orbison) в апреле 1988 года во время работы над композицией «Handle With Care», которая стала первой записью созданного коллектива.
Проект The Traveling Wilburys просуществовал незначительный отрезок времени в период с апреля 1988 года по апрель 1991 года. Однако, за столь непродолжительный этап карьеры музыкального коллектива, было выпущено семь синглов и несколько альбомов.
Дискография синглов The Traveling Wilburys:
- - «Handle With Care» (выпущен 18 октября 1988 года, номер по каталогу Wilbury Record Co. / Warner Bros. Records – 927 732-7), позиция № 21 в хит-параде Великобритании и № 45 – «The Billboard Hot 100» США;
- - «End Of The Line» (выпущен 23 января 1989 года, номер по каталогу Wilbury Records – W7637 / Warner Bros. Records – 927 637-7), позиция № 52 в хит-параде Великобритании и № 63 – «The Billboard Hot 100» США;
- - «Heading For The Light» (выпущен 02 февраля 1989 года, номер по каталогу Wilbury Records / Warner Bros. Records – 922 904-7), позиция № 7 в чартах «The Billboard Mainstream Rock» США;
- - «Nobody's Child» (выпущен 18 июня 1990 года, номер по каталогу Wilbury Records – W 9773 / Warner Bros. Records – 5439-19773-7), позиция № 44 в хит-параде Великобритании и № 63 – «The Billboard Hot 100» США;
- - «She's My Baby» (выпущен 5 ноября 1990 года, номер по каталогу Wilbury Records– W9523 / 5439-19523-7), позиция № 79 в хит-параде Великобритании и № 2 - в чартах «The Billboard Mainstream Rock» США;
- - «Inside Out» (выпущен 23 декабря 1990 года, номер по каталогу Wilbury Records– 5439-19402-7 / Warner Bros. Records – 0 5439-19402-7), позиция № 16 в чартах «The Billboard Mainstream Rock» США;
- - «Wilbury Twist» (выпущен 25 марта 1991 года, номер по каталогу Wilbury Records– W0018 / Warner Bros. Records – 5439 19443-7).
Альбомы The Traveling Wilburys:
- - «Traveling Wilburys Volume One» (выпущен 18 октября 1988 года, номер по каталогу Wilbury Records – 925 796-1 / WX 224).
Сессии звукозаписи состоялись:
- «Handle With Care» - апрель 1988 года, домашняя студия «Lucky Studios» Боба Дилана;
- остальные песни альбома - десятидневный период с 7 по 16 мая 1988 года, студия британского музыканта и композитора Дэвида Аллана Стюарта (David Allan Stewart) «Dave Stewart Studios», озеро Бальбоа, долина Сан-Фернандо, Лос-Анжелес, штат Калифорния, США;
- дополнительные наложения инструментов, оркестровка, микширование и сведение треков - лето 1988 года, домашняя студия Джорджа Харрисона «F.P.S.H.O.T.» («Friar Park Studio, Henley-on-Thames»), поместье «Фрайар-парк», город Хенли-он-Темс, Великобритания.
Для реквизитов записей каждый из участников коллектива выбирает себе творческий псевдоним в рамках разработанной мифологии группы «Странствующих Уилбериз». Они становятся сыновьями вымышленного персонажа Чарльза Траскотта Уилбери-старшего (Charles Truscott Wilbury, Sr.).
Джордж Харрисон избрал альтер эго («alter ego») «Нельсона Уилбери» («Nelson Wilbury»), Джефф Линн перевоплотился в «Отиса Уилбери» («Otis Wilbury»), Рой Орбисон избрал альтернативную личность «Левти Уилбери» («Lefty Wilbury»), «вторая натура» Том Петти воплотилась в «Чарли Т. Уилбери-младшего» («Charlie T. Wilbury, Jr.»), а Боб Дилан стал «Лаки Уилбери» («Lucky Wilbury»).
К большому сожалению, через несколько месяцев после выхода дебютного сингла и альбома, музыкальный коллектив потеряет Роя Орбисона, который скончается 6 декабря 1988 года от инфаркта миокарда.
Альбом «Traveling Wilburys Volume One» поднялся до позиции № 16 в национальном хит-параде Великобритании и № 3 в «US Billboard 200» США.
В 1990 году запись получила музыкальную премию «Грэмми» («Grammy»), вручаемой ежегодно американской Национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS), в категории «Лучшее рок-исполнение группой» («The Best Rock Performance by a Duo or Group»).
- - сборник «Nobody's Child- Romanian Angel Appeal» (выпущен 23 июля 1990 года, номер по каталогу Warner Bros. Records – 7599-26280-1 / WX353), записан расширенным составом музыкантов.
К благотворительному проекту Джорджа Харрисона и его супруги Оливии Харрисон (Olivia Harrison), действующий под эгидой фонда «Romanian Angel Appeal Foundation», присоединились друзья «Странствующих братьев Уилбериз», такие как Ван Моррисон (Van Morrison), Элтон Джон (Elton John), Дэвид Стюарт, Пол Саймон (Paul Simon), Билли Айдол (Billy Idol), Стиви Уандер (Stevie Wonder), Эрик Клэптон (Eric Clapton), Рик Окасек (Ric Ocasek), Дуэйн Эдди (Duane Eddy), Ринго Старр (Ringo Starr), и музыкальные группы Mike & the Mechanics, Bee Gees, Guns N' Roses.
Диск «Nobody's Child - Romanian Angel Appeal» поднялся до позиции № 75 в «US Billboard 200» США.
- - альбом «Traveling Wilburys Vol. 3» (выпущен 29 октября 1990 года, номер по каталогу Warner Bros. Records / Wilbury Records – 7599-26324-1 / WX384).
Сессии звукозаписи состоялись:
- запись композиций диска – с апреля по май 1990 года, студия «Wilbury Mountain Studio», Лос-Анджелес, штат Калифорния, США;
- дополнительные наложения инструментов, оркестровка, микширование и сведение треков - лето 1990 года, студия «F.P.S.H.O.T.».
Для выпуска и рекламы альбома основная концепция и мифология The Traveling Wilburys осталась неизменной, но из-за утраты Роя Орбисона, музыканты квартета меняют творческие псевдонимы. Они, как и прежде остаются сыновьями Чарльза Траскотта Уилбери-старшего, однако теперь Джордж Харрисон стал «Спайком Уилбери» («Spike Wilbury»), Джефф Линн - «Клейтоном Уилбери» («Clayton Wilbury»), Том Петти - «Мадди Уилбери» («Muddy Wilbury»), а Боб Дилан - «Бу Уилбери» («Boo Wilbury»).
Для записи ведущей партии гитары на заглавной композиции диска «She's My Baby» к «братьям» присоединяется североирландский гитарист Гэри Мур (Gary Moore), избирающий себе имя «Кена Уилбери» («Ken Wilbury»).
Альбом «Traveling Wilburys Vol. 3» поднялся до позиции № 14 в национальном хит-параде Великобритании и № 11 в «US Billboard 200» США.
После выпуска в конце 1980-х – начале 1990-х годов оригинальных альбомов, диски супергруппы The Traveling Wilburys массово никогда не переиздавались ни на компакт-дисках, ни на виниловых пластинках, в том числе отсутствовал цифровой контент на онлайн платформах интернета. Все первые тиражи давно находились в частных коллекциях и на полках меломанов. Некоторые издания, стали оцениваться в крупные суммы.
Супергруппа «The Traveling Wilburys» меломанами и слушателями всего мира всегда считалась проектом Джорджа Харрисона. Юридические обосновано и верно. После смерти музыканта в ноябре 2001 года, авторские права на каталог группы стали принадлежать наследникам в рамках управляющей компании «George Harrison's Estate Limited».
Руководитель управляющей компании, сын и наследник Джорджа Харрисона, Дхани Харрисон (Dhani Harrison) приступает к поэтапному переизданию музыкального наследия и обширного каталога отца. В начале 2007 года он обращается за помощью к оригинальному участнику The Traveling Wilburys Джеффу Линну с просьбой помочь ремастировать (провести обработку оригинальных плёнок и аудио материалов посредством современного оборудования) каталог группы.
Дополнительно Джефф Линн предлагает завершить несколько неизданных композиций «Maxine» и «Like a Ship», которые готовились в промежутке между альбомами «Traveling Wilburys Volume One» и «Traveling Wilburys Vol. 3». Вдвоём они фиксируют на плёнку дополнительные наложения электрогитар, перкуссии и вокальные гармонии.
Знаменитый продюсер также готовит новую реоркестрацию песен «Not Alone Any More» и «Runaway». Ремиксы (обновленное сведение инструментов с оригинальных мастер-лент) указанных треков будут включены в состав дополнительной виниловой пластинки.
Следуя традиции «Странствующих Уилбериз» Дхани Харрисон также избирает себе псевдоним. Он становится «Айртоном Уилбери» («Ayrton Wilbury») и основным куратором будущего масштабного переиздания супергруппы, которое получит название «The Traveling Wilburys Collection».
Финальный мастеринг всех записей The Traveling Wilburys готовит американский продюсер и инженер Райан Уляте (Ryan Ulyate). Очистка и обработка плёнок осуществляется им на оборудовании студии «Studio Sound Recorders», Северный Голливуд, штат Калифорния, США.
Альбом-компиляция «The Traveling Wilburys Collection» готовится в четырех вариантах:
- - стандартное издание («regular edition») включает оба альбома с дополнительными песнями, бонусный DVD с 24-минутным документальным фильмом и музыкальными клипами, а также 16-страничную коллекционную книгу;
- - роскошное издание («deluxe edition») имеет льняной переплет и включает оба альбома с дополнительными треками, бонусный DVD и 40-страничную коллекционную книгу с фотографиями, оригинальными и новыми аннотациями. Тираж набора ограничен 50 000 экземплярами по всему миру и включает уникальный пронумерованный сертификат подлинности;
- - виниловое издание включает оба альбома на виниле с дополнительным 12-дюймовым диском с уникальными песнями и синговыми миксами, коллекционную книгу размером с альбом, дополнительные открытки и постеры, а также эксклюзивный ремиксы композиций «Not Alone Any More» и «Runaway»;
- - цифровой комплект, включающий загружаемые издания альбомов с дополнительными песнями, видеоконтент и интерактивный буклет.
Концепцию оформления и стильного дизайна альбома-компиляции разрабатывает Оливия Харрисон. Её замысел воплощает специалист и художественный директор издательства «Music and Publishing» Дрю Лоример (Drew Lorimer).
Для оформления обложки «The Traveling Wilburys Collection» использовались снимки группы The Traveling Wilburys, сделанные американским фотографом Нилом Престоном (Neal Preston). Логотип группы подготовлен художественной студией искусств «Wherefore Art?», которая принадлежала английскому арт-директору и музыканту Дэвиду Косту (David Costa).
Ироничную историю группы The Traveling Wilburys для буклета и книги, которые прилагались к различным вариантам изданий, написал бывший руководитель американского звукозаписывающего лейбла «Warner Bros. Records» Мо Остин (Mo Ostin), который был ответственен за выпуски оригинальных альбомов и синглов конца 1980-х и начала 1990-х годов.
Книга также содержит пояснительные заметки американского журналиста Энтони Декёртиса (Anthony DeCurtis) и некого Теда Эшенбекера (Ted Ashenbecker) из Берлинского университета.
Дата выпуска ремастированной компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 11 июня 2007 года. Основный выпускающий лейбл «Rhino Entertainment» в сотрудничестве с «Wilbury Records».
Оригинальные альбомы группы 1988 и 1990 года пользовались в момент выхода пользовалось огромной популярностью и спросом у широкой аудитории. Переиздание их в составе данной компиляции достигло еще больших высот. Компиляция довольно быстро (в первые дни продаж, 23 июня 2007 года) возглавило национальные хит-парады Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и других стран.
В США в чарте альбомов «Billboard 200» позиция № 9.
Альбом также установил самые большие продажи за первую неделю в Великобритании для коробочного издания («бокс-сет», «box-set»). По состоянию на начало 2025 года по всему миру продано более 2 200 000 копий, завоевав «платиновый» статус. И да, The Traveling Wilburys одна из немногих групп у которой все альбомы «платиновые».
Трек-лист компиляции «The Traveling Wilburys Collection»:
Диск № 1: CD и LP «Traveling Wilburys Vol. 1»:
01. «Handle with Care» – 3:20
02. «Dirty World» – 3:30
03. «Rattled» – 3:00
04. «Last Night» – 3:48
05. «Not Alone Any More» – 3:24
06. «Congratulations» – 3:30
07. «Heading for the Light» – 3:37
08. «Margarita» – 3:15
09. «Tweeter and the Monkey Man» – 5:30
10. «End of the Line» – 3:30
Дополнительные (неизданные ранее) треки на CD и цифровой версии альбома 2007 года:
11. «Maxine» – 2:49
12. «Like a Ship» – 3:30
Продолжительность звучания диска 42 минуты 43 секунды.
Диск № 2 (издан в комплекте с двумя CD): DVD «Музыкальные видео»:
01. «The True History of the Traveling Wilburys documentary» - 24:54
02. «Handle with Care» (Video clip) – 3:18
03. «End of the Line» (Video clip) – 3:27
04. «She's My Baby» (Video clip) – 3:12
05. «Inside Out» (Video clip) – 3:33
06. «Wilbury Twist» (Video clip) – 2:56
Продолжительность видеоматериалов 41 минута 19 секунд.
Диск № 2 (издан в комплекте виниловых пластинок): LP «Bonus 12″ Music»:
01. «Handle with Care» (Extended Version) – 5:19
02. «Like a Ship» - 3:32
03. «Maxine» - 2:48
04. «End of the Line» (Extended Version) – 5:35
05. «Nobody's Child» [Cy Coben / Mel Foree] – 3:27
06. «Not Alone Any More» (Remix) – 3:24
07. «Runaway» (Remix) [Del Shannon / Max D. Crook] – 2:25
Продолжительность звучания диска 26 минут 37 секунд.
Диск № 3: CD и LP «Traveling Wilburys Vol. 3»:
01. «She's My Baby» – 3:14
02. «Inside Out» – 3:36
03. «If You Belonged To Me» – 3:13
04. «Devil's Been Busy» – 3:18
05. «7 Deadly Sins» – 3:18
06. «Poor House» – 3:17
07. «Where Were You Last Night?» – 3:03
08. «Cool Dry Place» – 3:37
09. «New Blue Moon» – 3:21
10. «You Took My Breath Away» – 3:18
11. «Wilbury Twist» – 2:56
Дополнительные треки на CD и цифровой версии альбома 2007 года:
12. «Nobody's Child» [Cy Coben / Mel Foree] – 3:29
13. «Runaway» [Del Shannon / Max D. Crook] – 2:31
Продолжительность звучания диска 42 минуты 12 секунд.
Авторы всех композиций «Странствующие Уилбериз», кроме указанных отдельно.
Состав группы The Traveling Wilburys и других музыкантов, указанных в реквизитах компиляции «The Traveling Wilburys Collection»:
- «Нельсон Уилбери», «Спайк Уилбери» [Джордж Харрисон] / «Nelson Wilbury», «Spike Wilbury» [George Harrison]: ведущий и дополнительный вокал, клавишные, мандолина, ситар, акустическая, слайд- и электрогитары;
- «Отис Уилбери», «Клейтон Уилбери» [Джефф Линн] / «Otis Wilbury», «Clayton Wilbury» [Jeff Lynne]: ведущий и вспомогательный вокал, ударные инструменты, ковбелл («cowbell», коровий колокольчик), синтезатор, акустическая, электро- и бас-гитары, ведущая гитара на композиции «Maxine»;
- «Чарли Т. Уилбери-младший», «Мадди Уилбери» [Том Петти] / «Charlie T. Wilbury, Jr.», «Muddy Wilbury» [Tom Petty]: ведущий и вспомогательный вокал, акустическая гитара;
- «Лаки Уилбери», «Бу Уилбери» [Боб Дилан] / «Lucky Wilbury», «Boo Wilbury» [Bob Dylan]: ведущий и вспомогательный вокал, акустическая гитара, губная гармошка;
- «Левти Уилбери» [Рой Орбисон] / «Lefty Wilbury» [Roy Orbison]: ведущий и вспомогательный вокал, акустическая гитара;
- «Кен Уилбери» [Гэри Мур] / «Ken Wilbury» [Gary Moore]: сольная гитара на композиции «She's My Baby»;
- «Айртон Уилбери» [Дхани Харрисон] / «Ayrton Wilbury» [Dhani Harrison]: ведущая гитара на композиции «Like a Ship», дополнительный вокал и гармонии на композициях «Like a Ship» и «Maxine»;
Разбор и анализ треков компиляции «The Traveling Wilburys Collection».
Композиция «Handle with Care» не только открывает дебютный альбом «Traveling Wilburys Volume One» коллектива и компиляцию «The Traveling Wilburys Collection», а стала основой сотрудничества пятерых музыкантов, которых объединила одна песня. (Подробнее в статье: «Обращайтесь с осторожностью!». Обзор сингла «Handle With Care» 1988 года супергруппы The Traveling Wilburys»).
Песня сразу же устанавливает настроение всего проекта: сочетание остроумных текстов, мелодичных гармоний и запоминающихся вокальных партий делает её одной из лучших композиций группы. Каждый участник привносит свою индивидуальность, создавая уникальную химию между ними.
Ремастированная версия песни «Handle with Care» 2007 года, подготовленная инженером Райаном Уляте, мастерски выделяет указанные нюансы, делая трек более звонким и чистым. Заметно выделена басовая линия «Отиса Уилбери» (Джеффа Линна) и перкуссия Иэна Уоллеса. Великолепно!
Слушаем «Handle with Care» (Remastered 2007):
Песня «Dirty World» была задумана Бобом Диланом, как некий ответ американскому певцу Принцу (Prince). Пародия на поп-исполнителя заключалась в строчке стихов «love you se xy body», тем самым автор хотел подчеркнуть ироничность ситуации. Причем Боб Дилан изначально настаивал, что бы основной вокал на песне принадлежал Рою Орбисону, рассчитывая создать сатирическую поп-песню. В итоге исполнил роль основного вокалиста самостоятельно, со вставками строчек «he loves your… he loves you…» в исполнении Джорджа Харрисона и Джеффа Линна. Позже многие критики отмечали песню «Dirty World», как одну из лучших вокальных работ Боба Дилана.
Основные сессии записи песни проходили в первые дни работы над будущим альбомом с 7 по 10 мая 1988 года в помещениях «Dave Stewart Studios». Причем группа записывала все три песни авторства Боба Дилана, включая «Tweeter and the Monkey Man» и «Congratulations», практически сразу.
В отличие от «Handle with Care», которая записана без участия барабанщика, музыканты The Traveling Wilburys понимали, что им необходимы партии ударной установки на постоянной основе. Было принято решение пригласить «незаконнорожденного брата» «Бастера Сайдбери» («Buster Sidebury») в роли которого выступил американец Джим Келтнер (Jim Keltner).
В период с 11 по 16 мая 1988 года были осуществлены наложения партий инструментов Рэя Купера и Джима Хорна. Финальное микширование и сведение трека в единое музыкальное полотно было завершено Джорджем Харрисоном и английским звуковым инженером Филом МакДональдом (Phil McDonald) в студии «F.P.S.H.O.T.» («Friar Park Studio, Henley-on-Thames») летом 1988 года. Последний длительное время являлся штатным специалистом компании «Apple Records».
Обновленный вариант 2007 года содержит кристальные вокальные гармонии «Нельсона» и «Отиса Уилбери». Детализация трека заметно выше, чем оригинальная запись 1988 года. Инструментальная часть звучит ровно, без каких-либо искажений аудио сигнала. Интересно, что данная версия «Dirty World» содержит дополнительные пассажи саксофона Джима Хорна. Не совсем так, как раньше проигрыши медного инструмента были сокрыты лишними шумами и плёночными дефектами.
Слушаем «Dirty World» (Remastered 2007):
В работе над созданием и сочинением песни «Rattled» приняли все участники проекта The Traveling Wilburys, однако основная домашняя заготовка принадлежит Джеффу Линну.
Согласно оригинальному замыслу песня должна была звучать, как «мягкая и лиричная баллада», однако после вмешательства Боба Дилана и Тома Петти, композиция обрела жесткое и динамичное звучание. Вклад Джорджа Харрисона заключался в сочинении гитарных партий, которые были записаны на акустических гитарах, а позже обработаны на специализированном компьютере для того, чтобы сделать звук «сырым и грязным» в духе раннего скиффла и «гаражного рока».
Основной трек («basic track») из музыкальных инструментов, таких как барабаны, бас и ритм-гитара, был записан в период с 7 по 16 мая 1988 года в студии Дэвида Стюарта, который также аккомпанирует на перкуссии. Инженеры и техники рекорд-сессии Ричард Додд (Richard Dodd) и Дон Смит (Don Smith).
Летом 1988 года инженер Фил МакДональд микширует песню в студии «F.P.S.H.O.T.», Англия. Трек «Rattled» с ведущим вокалом Джеффа Линна завершен.
Номер «Rattled» отличает необычная техничная игра Джима Келтнера, который дает начальные ударные дроби перед стартом припева. Он играет специальными цилиндрическими палочками («dowel sticks») для точного и ёмкого звука. Мастерство барабанщика звучит рефреном, когда вступают гитарные партии Джорджа Харрисона и Джеффа Линна.
Необычное звучание ударных инструментов «Бастера Сайдбери» отлично слышно именно в ремастированной версии трека 2007 года, где почищен фон и снижен уровень шумов. При этом, работа Дхани Харрисона и инженера Райана Уляте настолько умелая и тонкая, что доминирование низких частот (ударных и баса) не замывает игру других инструментов, в особенности акустических гитар, и вокальных партий. Все уместно, чётко, ёмко, достойно. В таком виде трек звучит как произведение групп эпохи брит-попа. Аранжировка напоминает лучшие произведения Blur, Pulp и Suede.
Слушаем «Rattled» (Remastered 2007):
Один из самых популярных треков первого альбома стала калипсо-композиция «Last Night», которая до сих пор пользуется популярностью радиостанций всего мира. Песня стала самым существенным и весомым вкладом Тома Петти в дело «братьев Уилбериз». Музыкант написал песню майским днем 1988 года рано утром за завтраком, когда остальные музыканты работали над композицией «Congratulations». В восемь вечера того же дня, когда все участники коллектива устали от длительной рабочей рекорд-сессии, Том Петти исполнил коллегам будущий номер. На следующий день, The Traveling Wilburys уже работали над «Last Night».
Автор исполнил большую часть текста «Last Night», описывающие события бурной ночи в баре, но лучшие строчки «Я попросил её выйти за меня замуж; она улыбнулась и достала нож / «Вечеринка только начинается», - сказала она. / «Деньги или жизнь» («I asked her to marry me; she smiled and pulled out a knife / The party's just beginning, she said / Your money or your life») отдал для бурлящего вокала Роя Орбисона. Именно их дуэт сделал номер запоминающимся и искренним.
Финальное сведение трека «Last Night» подготовлено Филом МакДональдом на оборудовании студии «F.P.S.H.O.T.», Англия, в августе 1988 года.
Трек «Last Night» планировался в качестве второго сингла, после «Handle With Care», с альбома «Traveling Wilburys Volume One». Неожиданная смерть Роя Орбисона резко изменила концепцию и график релизов группы. Веселая и лиричная композиция была заменена на песню «End of the Line», которая оказалась уместнее и больше соответствовала событию.
Несмотря на это, альбомная версия «Last Night» была выпущена отдельным релизом в качестве сингла для радиостанций Канады, США и ЮАР (номер по каталогу Wilbury Records – PRO-CD-3337). По всей видимости, звуковым инженером Ричардом Доддом, ранее работающий с Томом Петти в проекте Tom Petty And The Heartbreakers, был подготовлен специальный расширенный микс песни («extended version»), который до настоящего момента находится в архивах и не издан.
Ремастированная версия 2007 года песни «Last Night» делает акценты на средних и высоких частотах, благодаря чему возникает эффект лёгкости восприятия. Регги звучание формируется благодаря гитарной работе музыкантов и лаконичной партии саксофона Джима Хорна, которые становятся заметнее при обновленном звучании. Отличная вещь!
Слушаем «Last Night» (Remastered 2007):
Одна из самых ярких и запоминающихся композиций первого альбома коллектива под названием «Not Alone Any More» была написана всеми участниками The Traveling Wilburys специально под меланхоличный баритон с диапазоном в три октавы Роя Орбисона. Начальный вариант песни не понравился Джорджу Харрисону, тогда Джефф Линн, который работал уже с вокалистом над композициями для сольного альбома «Mystery Girl» (выпущен 31 января 1989 года, номер по каталогу Virgin – 7 91058-1 / 1-91058), взял «домашнюю работу» реструктурировать музыку и переписать часть текста.
Финальный вариант песни устроил всех участников группы, включая Роя Орбисона. The Traveling Wilburys начали работать над «Not Alone Any More» в первые же дни записи дебютной пластинки. Четверо остальных музыкантов исполнили партии на акустических гитарах и добавили вокальные гармонии.
Смотрим эксклюзивное видео с рабочими моментами The Traveling Wilburys над композицией «Not Alone Any More» («unreleased studio early session»), задокументированное 7 мая 1988 года в студии «Dave Stewart Studios», Лос-Анджелес, США:
Инженер Фил МакДональд при участии Джорджа Харрисона осуществляет финальное сведение композиции в студии «F.P.S.H.O.T.», Англия, летом 1988 года. Причем, британский музыкант добавляет сольную партию электрогитары, которая отсутствовала в ранней студийной версии.
После выхода альбома «Traveling Wilburys Volume One» и смерти Роя Орбисона, песня «Not Alone Any More» обрела популярность и востребованность. Трек неоднократно включался в различные сборники американского исполнителя: «The Soul Of Rock And Roll» (выпущен 24 октября 2008 года, номер по каталогу Monument / Orbison Records / Legacy – 88697 05537 2) и «The Ultimate Collection» (выпущен 28 октября 2016 года, номер по каталогу Monument / Legacy / Roy's Boys / Sony Music – 88985379982).
Финальный микс 1988 года «Not Alone Any More» содержит незначительные искажения ведущей вокальной партии Роя Орбисона и бэк-вокала остальных исполнителей The Traveling Wilburys. Прежде всего заметно на центральной части композиции, когда звонкий баритон тонет в различных реверберациях эха. По всей видимости, это связанно с особенностями архитектуры студийного помещения, которое полностью не поглощало отражениях звуковых волн мощного голоса вокалиста.
Ремастированная версия 2007 года, подготовленная инженером Райаном Уляте под контролем Джеффа Линна, старается выправить ситуацию. Уровень эха снижен. Плёночные дефекты минимизированы. Вместе с тем, голос Роя Орбисона доминирует в правом стереоканале, а дополнительные вокальные наложения – в левом динамике.
Слушаем «Not Alone Any More» (Remastered 2007):
В итоге Джефф Линн принимает радикальное решение – создать новый микс песни «Not Alone Any More» («remix», виниловая пластинка № 2, трек № 6) на современном оборудовании с учётом последних достижений в мире музыки. За основу был взят альтернативный дубль записи с вокальной дорожкой. Здесь продюсер выправляет звуковую палитру, выстраивая инструментальное сопровождение ритмических инструментов («backing track») вокруг голоса Роя Орбисона, который центрирован и размещен основным элементом микса.
Монотонный гул эха дефектов убран. Песня звучит мощно, обладает магической энергетикой. Теперь ничто не мешает насладиться чистым звучанием. Замечательно! Единственный недостаток, что трек доступен лишь меломанам, кто коллекционирует виниловые пластинки. Цифровое издание ремикса композиции «Not Alone Any More» отсутствует.
Слушаем «Not Alone Any More» (Remix):
Вторая сторона винилового издания альбома «Traveling Wilburys Volume One» открывается композицией «Congratulations», основным автором которой значится Боб Дилан.
По воспоминаниям Джеффа Линна, которыми он делился в рамках радиоинтервью программы «Classic Albums» ведущего Роджера Скотта (Roger Scott), транслировавшегося «BBC Radio One» 10 февраля 1990 года, однажды утром к нему подошел Боб Дилан и предложил прослушать новую песню с лиричными стихами. Позже все участники TheTraveling Wilburys одобрили номер для включения в альбом.
Основной трек («basic track») записан в сессии с 7 по 16 мая 1988 года в студии «Dave Stewart Studios». Каждый из «братьев Уилбериз» сыграл на акустических гитарах на фоне ритм-секции Джеффа Линна и Джима Келтнера. Чуть позже Рэй Купер украсил песню перкуссией. Финальный микс составлен в августе 1988 года.
После выхода альбома, основной автор включил песню «Congratulations» в концертный сет-лист. Боб Дилан исполнял номер во время продолжительного тура «Never Ending Tour» (1988 – 2019 года).
Ремастированная версия песни «Congratulations» 2007 года содержит коррекцию звука по частотному диапазону с усилением низкого порога. В данном треке завышена громкость звучания, но слушается приятно и без каких-либо явных дефектов воспроизведения.
Слушаем «Congratulations» (Remastered 2007):
Самую серьезную, вдумчивую и духовную композицию за всю карьеру супергруппы под названием «Heading For The Light» написал Джордж Харрисон, но авторство приписано всем пяти членам группы. В музыкальном плане номер структурно похож на сольный хит музыканта начала 1980-х годов «All Those Years Ago» (сингл выпущен 11 мая 1981 года, номер по каталогу Dark Horse Records – DRC 49725) с альбома «Somewhere In England» (выпущен 5 июня 1981 года, номер по каталогу Dark Horse Records – K56870 / DHK 3492).
Текст песни передаёт возвращение певца на верный путь после периода замешательства и сомнений. Находясь «на пути к свету», литературный герой обретает уверенность, покой и гармонию с самим собой. Все описываемые в стихах события, британский музыкант пережил сам. Он излагает личный опыт и делает жизненные выводы. Поверьте, такой духовный рассказ и человеческая исповедь редкое явление в современной музыкальной индустрии, направленной на пиар и неуместную саморекламу в ущерб самой музыки.
Номер «Heading For The Light» записан в конце майских сессий 1988 года в рабочих помещениях «Dave Stewart Studios». Месяц спустя Джордж Харрисон добавляет несколько свежих идей, сыграв дополнительные гитарные партии. В августе 1988 года инженер Фил МакДональд, который также работал над синглом «All Those Years Ago», микширует песню в студии «F.P.S.H.O.T.», Англия.
В США песня вышла как промо-сингл, где достигла седьмого места в чарте «Billboard's Album Rock Tracks». В Австралии коммерческий релиз состоялся в 1989 году, где трек занял 88-е место в чарте «ARIA Singles».
Песня «Heading For The Light» наполнена интересными гитарными риффами рок-н-ролльной партией саксофона Джима Хорна. Джордж Харрисон исполняет ведущий вокал совместно с Джеффом Линном. Трек украшает дополнительные гармонии Роя Орбисона. Благодаря такой комбинации, песня стала одним из лучших в рок-музыке конца 1980-х годов.
Ремастированный вариант 2007 года, подготовленный инженером Райаном Уляте, звучит ярко и звонко, но такой саунд не совсем подходит оригинальному замыслу «Heading For The Light». Лиричная и духовная композиция должна быть наполнена «ламповым звучанием» для создания определенного шарма и красоты. Обновленный вариант чрезмерно стерилен и вычищен. Звук трека на виниловом издании «The Traveling Wilburys Collection» несравненно лучше, чем на компакт-диске, но в любом случае предпочтения на стороне оригинального мастеринга 1988 года.
Слушаем «Heading For The Light» (Remastered 2007):
Композиция «Margarita» записана в основные рекорд-сессии альбома «Traveling Wilburys Volume One» в период с 7 по 16 мая 1988 года в студии «Dave Stewart Studios». Окончательная редакция трека подготовлена летом 1988 года на оборудовании «F.P.S.H.O.T.».
Более подробная история создания песни «Margarita» изложена в обзоре «ЭКИРА» на сингл «Handle With Care» 1988 года группы The Traveling Wilburys.
Ремастированная версия номера «Margarita» 2007 года, скорректированная инженером Райаном Уляте, дает возможность по-новому оценить трек. Наполненная синтезаторным звучанием и саундом конца 1980-х годов, данная версия песни делает акцент на вокале и гитарном саунде. Получается некая мешанина звуков, которая несколько отвлекает от основной мелодии. Да, версия имеет место быть, но радикальных изменений не ждите. Лучше послушать оригинальную версию с сингла «Handle With Care».
Слушаем «Margarita» (Remastered 2007):
Песня «Tweeter and the Monkey Man» - еще один пример авторского пера Боба Дилана. Центральную музыкальную часть написал Том Петти. Эпическая баллада в духе раннего творчества Боба Дилана в каком-то смысле является логичным продолжением композиции «The Ballad of a Thin Man» с сольного альбома американского музыканта «Highway 61 Revisited» (выпущен 30 августа 1965 года, номер по каталогу Columbia – CS 9189).
Основной акцент сделан на необычной поэтической форме и стихах в ущерб музыкальной (несколько однообразной) составляющей. Во время сочинения, авторы исписали множество страниц, постоянно внося изменения в структуру текста, создав целую криминальную поэму.
Основные сессии звукозаписи проходили в период с 9 по 13 мая 1988 года в «Dave Stewart Studios». Причем для финальных наложений был взят дубль № 2 («take № 2») песни, который признан лучшим по вокальной манере исполнения «Лаки Уилбери». Если на первой записи он постоянно сбивался, то второй – подан в нужной тональность и ключе.
Аранжировка была возложена на Джеффа Линна, который постарался наполнить композицию необычным плотным звучанием, больше характерным для групп «новой волны» («нью-вейв», «new wave»). Позже он попросил Джорджа Харрисона добавить дополнительный вокал.
В музыкальном плане наибольший интерес представляет партия ударных инструментов Джима Келтнера и перкуссия Рэя Купера, которые совместной игрой формирует повествовательную атмосферу баллады о «Болтуне» и «Обезьяне» (криминальные клички героев поэмы).
Обновленный звуковой ряд 2007 года песни «Tweeter and the Monkey Man» содержит скорректированный саунд с завышенным уровнем громкости. Пленочные дефекты оригинального мастеринга 1988 года подчищены. Стала заметна прорисовка инструментов, особенно перкуссия Рэя Купера, которая наполняет трек приятной атмосферой.
Необходимо похвалить продюсерский талант дуэта «Отиса Уилбери» и «Нельсона Уилбери», который смог создать и записать отличную аранжировку для поэмы «Лаки Уилбери». Без их участия, запись была бы однообразной и монотонной.
Слушаем «Tweeter and the Monkey Man» (Remastered 2007):
Финальный номер альбома «Traveling Wilburys Volume One» композиция под названием «End of the Line» сочинена Джорджем Харрисоном до начала основных рекорд-сессий. Группе понадобился дополнительный материал после принятого решения о выпуске альбома на волне востребованности дебютного сингла «Handle With Care» у продюсерской команды. Музыкант предложил коллегам несколько песен. Когда все участники The Traveling Wilburys собрались вновь после апрельских музицирований в гараже Боба Дилана, «Нельсон Уилбери» исполнил на акустической гитаре припев со строчками «well, it’s alright» будущего хита. Реакция остальных «братьев» была положительно-бурной. Все понимали потенциал трека и решили не откладывать запись, а приступить к работе незамедлительно.
Песня «End of the Line», как и «Handle With Care», была записана за один день.
Энтузиазм полностью захватил музыкантов коллектива, что каждый из участников, кроме Боба Дилана, исполнил несколько строк, поделив роль ведущего вокалиста. Припев по очереди исполняли Джордж Харрисон, Джефф Линн и Рой Орбисон, а куплеты - Том Петти.
Такой баланс, позволил создать интересное в музыкальном и вокальном плане произведение, значение которого можно трактовать в зависимости от событий. «End of the Line» стала песней о любви, предательстве, дружбе, расставании и даже смерти. Именно в таком (последнем) контексте она стала восприниматься после смерти Роя Орбисона, когда компания «Warner Bros. Records» решила издать самостоятельный сингл.
В США сингл «End of the Line» достиг 63-го места в чарте «Billboard Hot 100» и 2-го места в чарте «Album Rock Tracks». В Великобритании сингл занял 52-е место в чарте «UK Singles Chart».
Для выпуска специального издания сингла «End of the Line» в форматах двенадцатидюймовой виниловой пластинки и мини компакт-диска был подготовлен специальный «расширенный» микс («extended version», виниловая пластинка № 2, трек № 4) песни, который начинался с продолжительного инструментального вступления и содержал неотредактированные гитарные партии Джорджа Харрисона.
Данная версия была издана в виниловом комплекте издания «The Traveling Wilburys Collection». Слушаем «End of the Line» (Extended Version):
Композиция «End of the Line» также стала заглавной музыкальной темой художественного фильма «Выписка» («Checking Out», премьера 26 октября 1988 года), исполнительным продюсером которой стал Джордж Харрисон и его компания «HandMade Films», основанная им совместно с менеджером и продюсером Денисом О’Брайаном (Denis O'Brien) в 1979 году.
Поставил киноленту британский режиссер Дэвид Лиленд (David Leland).
Видеоклип к песне «End of the Line» («video clip», диск № 2, трек № 3) снял режиссёр Вилли Смакс (Willy Smax) в Лос-Анджелесе, США, в декабре 1988 года. Действие происходит в движущемся пассажирском вагоне, который тянет паровоз.
Смотрим восстановленное видео на песню «End of the Line» (Video) в формате «4К»:
Ремастированная версия «End of the Line» 2007 года, подготовленная инженером Райаном Уляте, весьма бережно относится к оригинальной записи 1988 года, соблюдая звуковой баланс и инструментальные пропорции. Наиболее заметным отличием является завышенный диапазон громкости партий бас-гитары Джеффа Линна и ударных инструментов Джима Келтнера.
Вокальные партии и гармонии избавлены от лишних шумов и искажений. Шикарная композиция «End of the Line» звучит свежо, динамично и крайне энергично!
Слушаем «End of the Line» (Remastered 2007):
Компиляция «The Traveling Wilburys Collection» на Яндекс.Музыка:
Продолжение следует...
«На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть третья.