.
.
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр.20:12)
.
Итак, прежние небо и земля «миновали», чтобы уступить место новой и совершенной реальности (Откр.21:1-2) , — а весь род человеческий по гласу Господа и Спасителя восстает из мертвых и предстает перед престолом Божественного Суда, расположенного при входе в эту новую благословенную реальность, сравн.:
Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин.5:28-29)
.
При этом все «малые» и все «великие» стоят перед Престолом Страшного Суда как равные друг другу, то есть не могут опереться на тот мирской статус, который они имели «живя в теле» (2 Кор.5:10), — а, значит, речь идет исключительно о том, насколько каждое их слово и каждое их деяние оказались совершенными в очах Божьих (сравн. – «…чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим», Откр.3:2).
Более того, упоминание в этот момент «множества раскрытых книг» свидетельствует о чрезвычайной сложности определения и оценки всякого человеческого деяния.
(В этом смысле можно предположить, что в число «раскрытых книг» входят не только «списки заповедей» и «летописи поступков» каждого человека, но и книги земных законов различных времен, государств и религий; и правила, и традиции тех обществ, в которых проходили свой земной путь конкретные люди; и права и обязанности каждого человека по рождению, общественному и имущественному статусу, и деяния его предков и потомков, и т.д., — то есть буквально все, что имеет отношение к суду совести каждого конкретного человека, сравн. – Рим.2:12-15.
Именно в таком смысле толкует Откр.20:12 и свт. Андрей Кесарийский: ««Раскрытые книги» суть совесть и дела каждого»)
А поскольку Последний Суд совершается не по формальным признакам, но обнажает самые сокровенные сердечные тайны и все без исключения свидетельства человеческой совести, — перед Престолом Страшного Суда вместе с явными поступками откроются не только «физические» и духовные последствия, которыми продолжилось в их собственной совести и в среде человечества каждое произнесенное людьми слово и каждое совершенное ими деяние, но и все мысли, и все побуждения, и все тайные желания, включая те, которые остались нереализованными и не были до конца осознаны самим человеком (сравн. – Мф.5:27-30, 1 Кор.4:3-5, Евр.4:12-13), сравн.:
Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор.4:3-5)
.
Что касается внешних для каждого человека свидетельств о его земной жизни, которые также будут открыты в Последний день во всей возможной полноте, — эти свидетельства будут собраны из великого множества самых разнообразных аспектов.
Так, например, свидетельствовать против нечестивых властителей будут не столько их подданные, сколько те цари, которые властвовали праведно, — а обвинителями в непослушании пророкам и Самому Спасителю выступят те, кто услышал этих пророков (даже несмотря на то, что некоторые из таких свидетелей все-таки совратились и сами не достигли спасения), сравн.:
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мф.12:41)
.
Более того, против человека могут свидетельствовать даже его собственные уста, на что указывает слово Спасителя о предании оправдывающих себя заповедями Моисея именно тому суду, который должен совершиться по закону заповедей: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Ин.5:45).
И об этом же свидетельствует одна из притч Господа, где раб судится по его же собственному ложному слову в отношении его господина:
[Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? (Лк.19:22-23)
.
А поскольку все те внутренние и внешние для человека законы и правила, которым следовал и сам человек, и все окружающее его сообщество, по-человечески (а иногда и по-диавольски) лукавы, — в них нет и не может быть ничего, что могло бы «обелить» человека не в его собственных глазах, но перед великим белым престолом, и послужить для этого человека оправданием для вечности (сравн. – Откр.20:15).
Другими словами, в последний день ветхого мира и верующие, и неверующие вольно и невольно встанут на свою последнюю и окончательную исповедь, на которой не получится ничего скрыть, и которая будет сопровождаться великим множеством сторонних свидетельств, так что этот суд станет по-настоящему страшным для каждого человека.
И, тем не менее, несмотря на чрезвычайную сложность и невообразимую тяжесть всех условий и обстоятельств, которые будут открываться и звучать не в оправдание, а в осуждение, положение «мертвых во Христе» перед престолом Страшного Суда отнюдь не безнадежно. Ведь кроме великого множества «обвинительных» книг в руке Господа и Спасителя находится совершенно особенная книга, которая упоминается в Откровении символичные семь раз и именуется «книгой жизни» (Откр.3:5, Откр.13:8, Откр.17:8, Откр.20:12, Откр.20:15, Откр.21:27, Откр.22:19).
Причем содержание этой книги не выглядит сложным, так как написаны в ней не слова и дела каждого человека (для этого есть все прочие раскрытые книги), но имена тех, кого лично знает Божественный Агнец (сравн. с ответом «неразумным девам»: «...истинно говорю вам: не знаю вас», Мф.25:12; Лк.13:25-27, Мф.7:22-23), — а запись в этой книге открывает для верующего человека спасительную Божественную милость, которая важнее и весомее любых совершенных человеком неблаговидных поступков (сравн. – «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом», Иак.2:13).
Так что даже если в различных «книгах смерти» в осуждение верующего человека будут исписаны десятки и сотни томов, — одна-единственная запись в книге жизни Божественного Агнца способна «перевесить» все эти тома и открыть для человека врата вечного спасения (Откр.3:5 и т.д.).
Господи, помилуй!
Господи, помилуй!
Господи, помилуй!
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Тогда отдало море мертвых... и смерть и ад отдали мертвых... и судим был каждый по делам своим (Откр.20:13)
Предыдущая статья: Последний Суд у великого белого престола (Откр.20:11)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)