«Худшее место в Европе», «Район, где чужакам лучше не появляться», «Цыганское гетто» − все это заголовки статей в прессе, посвященные одному-единственному району под названием Ферентари, расположенному на промышленной окраине Бухареста. Столица Румынии и без того не самое туристическое место по меркам Европы, а уж про Ферентари так и вовсе слагают легенды и настоятельно советуют туристам держаться от него подальше. Облезлые дома, решетки на окнах, горы мусора кругом, среди которых играют чумазые детишки, пока их родители заняты чем-то противозаконным, а еще беспросветная нищета и полное отсутствие какого-либо благоустройства − именно таким изображают Ферентари многочисленные публикации в интернете. Звучит интригующе, не правда ли? По крайней мере сам я рассудил именно так и, приехав всего на один день в Бухарест, решил начать его с посещения данного района. Тому, что мне довелось увидеть во время прогулки, и будет посвящена сегодняшняя статья.
Идея посетить крупнейшее гетто Бухареста и всей Румынии пришла сама собой. За несколько лет до того я уже побывал в цыганском гетто в Пловдиве, которое на деле хотя и являет собой крайне неоднозначное место, но при этом не показалось мне особенно опасным или криминальным. Так что чего-то подобного я ожидал и от района Ферентари, хотя, не скрою, определенные опасения перед прогулкой у меня все же были.
Сам Бухарест – город очень пестрый и многообразный. В центре расположено огромное множество прекрасных исторических зданий, торжественных и монументальных. Но стоит отойти на пару кварталов в сторону, как вдруг резко оказываешься в каком-то неприглядном и неопрятном районе с бетонными многоэтажками времен социализма, большим количеством мусора и весьма неоднозначным контингентом из местных жителей. Судя по карте, до гетто мне оставалась еще пара километров, а вот окружающая действительность говорила, что я уже в нем. Я все же решил довериться карте.
И вот когда я наконец переступил границу Ферентари, все встало на свои места, и окружающие виды в первое время даже начали напоминать те, что прежде мне уже довелось увидеть в Болгарии. Старые, облезлые и заплесневевшие многоэтажки вплотную соседствовали с частным сектором, застройка которого включала в себя как откровенные хибары, так и китчевые особняки в стиле цыганского барокко.
Цыганское барокко – шуточное название, применяемое по отношению к архитектуре, совершенно безвкусной, но зато выполненной по принципу «дорого-богато». Подобные здания нередко возводят жители не самых богатых городских окраин, заработав определенную сумму денег и решивших потратить ее на осуществление давней мечты – жить во дворце. Совсем необязательно, что владельцем такого здания являются цыгане, но принято считать, что представители именно этой народности, выбившись в люди и накопив на переезд из тесной квартиры в старенькой многоэтажке, строят для дальнейшей жизни такие вот псевдодворцы.
Вот и на подходе к Ферентари несколько таких зданий мной тоже было замечено. Одно из них заинтересовало меня особенно: трехэтажный особняк с колоннами и скульптурами орлов, расправивших крылья, весь двор которого представлял собой одну большую свалку металлолома. Прямо передо мной двое подростков вкатили сюда телегу, доверху набитую старыми автозапчастями. Казалось бы, работа не самая престижная, но, похоже, что занимающееся ей семейство зарабатывает достаточно.
Но вот наконец впереди показались мрачные, облезлые и откровенно устрашающие пятиэтажки, а значит, мы на месте – в центре самого крупного гетто Бухареста и одного из крупнейших во всей Европе, района Ферентари. Разумеется, как и у всякого неблагополучного района, у него тоже есть своя собственная история деградации и упадка. Ферентари был основан еще в конце XIX века в качестве первой крупной промышленной окраины Бухареста, который в те годы получил прозвище «Маленький Париж» Восточной Европы, благодаря своей пышной, элегантной архитектуре, широким, тенистым бульварам и богатой культурной жизни.
Район изначально предназначался для представителей рабочего класса, занятых на одном из окрестных промышленных предприятий или обслуживавших проложенную здесь железную дорогу, которая соединила Бухарест с приграничным Джурджу и далее с Болгарией и Турцией. Ферентари во все времена являлся отдаленной, не слишком-то престижной окраиной румынской столицы, но чего-то криминального в прямом и переносном смыслах в те времена здесь не было вовсе. Как говорится, до поры до времени.
В 1970-х годах в самом центре Ферентари строится комплекс общежитий под названием Aleea Livezilor, или Садовая Аллея. Сегодня подобное название с учетом внешнего облика и общего состояния района выглядит как издевка. Однако, по тем временам он представлял собой далеко не самое плохое место для жизни. Квартиры в этих панельных «хрущевках» главным образом предназначались для рабочих, не состоящих в семьях, приехавших из провинции для работы на заводах Бухареста. Предприятия располагались в шаговой доступности, вся минимальная и необходимая инфраструктура в районе тоже присутствовала. А что еще для жизни надо?
Но в конце 1980-х с крахом социалистической системы и командной экономики многие заводы закрылись, а рабочие разъехались в поисках лучшей доли. Долгое время после этого квартиры в домах на Садовой Аллее пустовали, но, как известно, свято место пусто не бывает. Да и к тому же Румыния, по сей день далеко не самая процветающая страна Европы, в 1990-х годах так и вовсе погрузилась в глубокий экономический кризис. Комфортным жильем были обеспечены далеко не все жители страна. Тогда-то и начинается новейшая история района Ферентари. Одни квартиры здесь начинают бесконечно покупаться и перепродаваться с использованием «не самых прозрачных схем», а другие так и вовсе заселяются сквоттерами. Этой калькой с английского обычно называют лиц, самовольно и, разумеется, нелегально заселивших покинутую или незанятую недвижимость.
И так уж вышло, что многие из новых жителей Ферентари оказываются цыганами. Совпадение, конечно же, а как иначе. Румыния к тому же издавна является домом для крупнейшей цыганской общины: здесь проживает от 600 тысяч до 2,5 миллионов цыган. Четырехкратный разброс связан в первую очередь с тем, что официальная статистика элементарно не в силах учесть всех представителей данной народности, не спешащих взаимодействовать с официальными органами. И вот на рубеже XX и XXI веков уже до 80% жителей Ферентари составляют цыгане, а проблемы в районе начинают накапливаться словно снежный ком: нищета, мусор, криминал, проституция, наркомания... Печальная слава о районе распространяется по всей Румынии и далеко за ее пределами. Доходит до того, что Ферентари начинает фигурировать во всевозможных списках и подборках худших, самых опасных и криминальных районов мира, а одно из зарубежных изданий называет район одним из худших направлений для проведения отпуска.
Меня такое всегда привлекает:) К тому же велик был соблазн сравнить Ферентари с еще одним «самым ужасным районом Европы» под названием Столипиново, расположенным в болгарском Пловдиве, которому я в свое время посвятил подробную статью.
Цыганское гетто в Болгарии запомнилось мне в первую очередь не бедностью, криминалом или своей мрачной атмосферой, а огромным, прямо-таки беспрецедентным количеством мусора. На фоне Столипиново даже Индия могла показаться оплотом чистоты и стерильности, что на деле, мягко говоря, совсем не так. Недаром ведь исторически цыгане являются выходцами из Индии, и генетическая память в данном случае, по всей видимости, сработала на все сто. Так что, направляясь в Ферентари, я тоже ожидал увидеть кругом горы мусора, но внезапно на деле все оказалось не столь уж критично.
Ну да, довольно грязновато. Местами и впрямь валяется мусор, пакеты, какие-то упаковки и прочие смешанные отходы. Однако, никакого мусорного апокалипсиса, подобного тому, что я видел в цыганском гетто в болгарском Пловдиве несколько лет тому назад, здесь не было и близко. Более того, район в целом выглядел не сильно хуже спальных окраин не самых благополучных городов нашей страны. Иначе говоря, реальность сильно превзошла мои ожидания, которые во многом были основаны на уличных панорамах района, просмотренных перед поездкой. Объяснение, как оказалось, заключалось в том, что за несколько месяцев до моей поездки в районе была реализована масштабная программа по благоустройству. Сравните сами: фото выше мое, ниже – уличная панорама того же места пятилетней давности. Согласитесь, это небо и земля, иначе и не скажешь.
На весь район я нашел одну-единственную нелегальную свалку мусора, на фото ниже. Вот только фотографируя ее, почти что чувствуешь себя той самой свиньей, которая везде найдет грязь, ибо этой самой грязи по всему району осталось совсем немного, не намного больше, чем в среднестатистической европейской столице. В условных Афинах дело обстоит намного хуже.
А еще практически во всех статьях, призванных проиллюстрировать ужасы Ферентари, приводятся фотографии с одного и того же ракурса, сделанные на той самой Садовой Аллее, где с трех сторон расположены жуткие, покрытые плесенью хрущевки. Это место и впрямь чрезвычайно колоритно в своей устрашающей отвратительности, но и оно существенно преобразилось за прошедшее время.
Мусор не исчез, но его стало на порядок меньше, но зато кругом теперь установлены лавочки, урны и фонари, на дорогах и тротуарах положен новый асфальт, повсюду газон. Да, по-прежнему не слишком эстетично, но в контексте Было/Стало изменения без всякого преувеличения огромны.
Есть отдельные недочеты вроде парковки на газонах, как на фото ниже, но данная пагубная привычка и у нас-то еще не везде искоренена, Москва ведь тоже не сразу строилась. Так что кто знает, быть может, пройдет еще несколько лет, и Ферентари окончательно избавится от своей печальной славы одного из самых страшных, бедных и криминальных районов Европы.
К слову, о криминале. Идти сюда как ни крути было довольно страшновато, бравировать в данном случае я не стану. Так что свою прогулку я совершал ранним утром в рабочий день, а фотографировал исключительно на телефон, не останавливаясь. Оттого и хромает качество отдельных фотографий. Пару раз местные жители, видимо, заприметив во мне туриста, что-то кричали вслед, и еще один раз какая-то недовольная тетушка строго сказала «No photo!», но я не останавливался и продолжал идти с уверенным видом. Еще пару-тройку раз я видел местных жителей не то пьяных, не то находящихся под воздействием каких-то препаратов. Их я уже действительно не фотографировал, тем более что вокруг находились другие люди.
В итоге вся моя прогулка по Ферентари заняла порядка 20 минут: я осмотрел главные улицы, заглянул в несколько дворов, прошел от начала и до конца всю Садовую Аллею и далее направился обратно, в сторону гостиницы. Были ли мои опасения обоснованы, не знаю. Возможно, что и нет, но, как известно, подобные вещи на себе лучше не проверять.
Из запомнившегося – некоторое количество самостроя, то есть нелегальных пристроек к зданиям, от балконов до целых помещений. Видеть такое в Европе было довольно неожиданно, хотя еще недавно данному явлению, широко распространенному в Закавказье и в особенности в Грузии, я посвятил отдельную статью. Масштабы румынского самостроя, конечно, намного скромнее, но факт в том, что он здесь тоже есть.
Впрочем, в Ферентари к зданиям пристраивают помещения не только для себя, но и для братьев наших меньших. Во время прогулки несколько кошечек мной тоже были замечены.
Кстати, вполне возможно, что помощь в данном случае взаимная, и именно кошки помогают местным жителям бороться с грызунами и, как следствие, разного рода эпидемия в связи с большой замусоренностью. Хотя этого самого мусора, как уже было сказано, по всему району тоже стало намного меньше.
Более того, во многих местах здесь установили современные мусорные ящики, да и к тому же дворники за работой мной тоже были замечены.
Или вот, к примеру, вполне комфортная, современная детская площадка. Плитка, газон, прорезиненное покрытие, лавочки, урны, горки и качели – явно не это представляешь, когда слышишь словосочетание «худший район Евросоюза»...
Обновили и входные группы многих подъездов. Безопасные, прозрачные двери, домофоны, пандусы, информационные таблички – все как «в лучших домах Парижа и Лондона».
Парковка [за редкими исключениями] по правилам, а тротуар отделен от автодороги специальными ограждениями.
Теперь забота о жителях здесь на столь высоком уровне, что на одном из перекрестков установлен общественный туалет!) Внутри, кстати, тоже было вполне себе чисто.
Иными словами, район за последние годы по-настоящему преобразился. Выглядит он по-прежнему немного удручающе и даже страшновато, но стало многократно лучше, чем во времена, когда Ферентари регулярно включали в число самых бедных и опасных районов мира. Вот разве что жилые дома осталось немного подштукатурить и подкрасить, и совсем хорошо станет.
Среди других опаснейших районов мира в публиковавшихся раннее списках регулярно фигурировали фавелы Рио-де-Жанейра, беднейшие районы Колумбии, находящиеся под властью наркокартелей, и трущобы Южной Африки. Едва ли там и сегодня можно спокойно гулять и без опаски фотографировать все вокруг. А вот в Ферентари уже можно. Ну, почти. Пройдет еще немного времени, и уже никаких оговорок не потребуется. Хотя, сказать по правде, Румыния по сей день выглядит одной из самых бедных и неблагоустроенных стран Европы. Но так или иначе одним «худшим районом» здесь за последние годы точно стало меньше.
И на этом о районе Ферентари в Бухаресте на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.