Причин, по которой Фиолетовый сон решил написать статью, оказалось три. Во-первых, немногим ранее мы рассказали читателям о коврах Савонери.
А ведь ковры в стиле Савонери и Обюссон часто путают или же считают одним и тем же. Хочется рассказать об этом подробнее.
Во-вторых, будучи с оказией в Казани, посетили в Казанском Кремле выставку «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX вв.». Среди экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа оказались удивительные обюссонские ковры.
Не проходите мимо, а если случится попасть в Эрмитаж, найдите и задержитесь перед ними.
Складки одежды, тени, лица вытканы на высочайшем уровне и с поражающей детализацией. Вы моментально забываете о том, что это сделано с помощью нитей.
В-третьих, наши поиски ковра для гостиной в стиле Прованс продолжаются, а обюссонские ковры очень подходят такому интерьеру.
Savonnerie и Aubusson
Фабрика Savonnerie, основанная в Париже в 1627 году, была первым и самым престижным производителем ковров во Франции. Пьер Дюпон и его ученик Симон Лурде, получившие привилегию на ткачество от Людовика XVIII, открыли бизнес на старой мыловаренной фабрике, отсюда и название Savonnerie – мыловарня (от savon – мыло).
Богатство использованных оттенков, классические и цветочные мотивы, изящно прорисованные цветочные гирлянды и завитки аканта создавали роскошный эффект, достойный королевского двора. Собственно, до 1768 года фабрика работала в основном, если не исключительно, на двор, производя только ворсовые ковры.
Удовлетворить растущий спрос со стороны аристократии и богатой буржуазии фабрика не могла. В результате многие ковровые мастерские в Обюссоне начали подражать стилю Savonnerie, используя более дешевые материалы и методы.
В Обюссоне ковры производились с использованием техники плоского ткачества. Ткацкий станок располагается горизонтально, и ткач работал с обратной стороны, скрупулезно воплощая дизайн в жизнь. В результате получался ковер без ворса.
Для ковров использовалась шерсть из-за ее прочности и способности удерживать яркие цвета, а также шелк, который придавал изделиям блеск и ощущение роскоши. Иногда добавлялись хлопок и джут, так как эти материалы обеспечивали прочность и способность выдерживать ежедневный износ.
Ковры Обюссон, также известные как tapisseries de laine (шерстяные гобелены), были более доступными и недорогими, чем ковры Савоннери, и вскоре завоевали популярность среди французской элиты. Гобеленами их называть неправильно, точнее сказать шпалеры, но для общего понимания в статье сделаем это допущение.
Отличительной особенностью обюссонского ковра является его детализация, которая придает каждому изделию уникальный, можно сказать, художественный, «картинный» вид. Художники использовали восприятие глубины для создания визуально впечатления. Желаемое изображение сначала рисовалось на бумаге, затем разрезалось на части для подбора цветов и оттенков. Пряжу здесь же окрашивали вручную. Это позволяло получить индивидуальную и широкую цветовую палитру.
Но, конечно, в Обюссоне изготавливались не только настенные полотна. Одним из наиболее распространенных узоров для напольных ковров становится цветочный мотив, который представлял собой элегантные букеты цветов в симметричном узоре. Другой популярный узор — медальонный узор, который демонстрирует центральный мотив, окруженный замысловатыми границами и геометрическими фигурами. Внимание к деталям в этих коврах поразительно, каждый узор был тщательно продуман до совершенства.
Этот стиль ткачества настолько требователен, что немногие смогли его повторить, и только несколько европейских домов использовали похожий стиль.
Очарование Обюссона
В чем причина такого успеха? Почему обюссонские ковры знамениты до сих пор? Дело, конечно, не в том, что ковроделы Обюссона умело копировали дизайны Савоннери. Они приспосабливались к меняющимся вкусам общества.
Когда стиль барокко Людовика XIV уступил место стилю рококо Людовика XV, в коврах Обюссона появились светлые цвета, мягкие изгибы, нежные мотивы. Сюжеты сменились на пасторальные и мифологические мотивы.
Благодаря торговым контактам со странами Дальнего Востока, Индией и Америкой, популярными становятся экзотические мотивы, получившие название «шинуазри». И в коврах добавились элементы китайского и турецкого искусства. В период классицизма увлечение естественными науками, философией сентиментализма и близостью к природе – все это нашло свое отражение в орнаменте тканей.
Снижение спроса на ковры из Обюссона в конце 19-го и начале 20-го веков, отчасти связанное с популярностью обоев, побудило мастеров Обюссона и здесь начать приспосабливаться к меняющимся вкусам. И вот уже известные художники, такие как Пабло Пикассо и Анри Матисс, начали заказывать произведения искусства для перевода на ткань опытным мастерам Обюссона. Это сотрудничество с художниками-сюрреалистами вдохнуло новую жизнь в ремесло, продемонстрировав неподвластность времени обюссонских ковров.
Международное признание обюссонские гобелены получили в 2009 году, когда были включены в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Сегодня обюссонские ковры отличает более современный дизайн и цветовые схемы. А термин «Обюссон» стал синонимом совершенства.
Сколько стоит «удовольствие»
Французские ковры высоко ценятся коллекционерами за уникальный шарм и историю. Вьющиеся ленты, банты и пышные розы, сотканные в мягких пастельных тонах — розовых, голубовато-серых, кофейно-молочных и бледно-желтых, создают очень женственный, мягкий, уютный стиль, хорошо подходящий для гостиных и спален.
Ковры прошлых столетий остаются одними из самых востребованных и ценных ковров в мире аукционов.
Стартовые цены 16-25 тысяч долларов. Антикварные обссонские ковры есть и в России. Цены такие же. Следует учитывать, что обюссонские ковры с ворсом - самый редкий и дорогой тип ковров. Примером ковра с ворсом Обюссон является тот, который был продан за 1,2 миллиона долларов на аукционе Christie's в 2013 году и принадлежал модельеру Оскару де ла Рента.
Хорошо, что на рынке есть и более бюджетные предложения. Это ковры производятся на различных фабриках в схожем стиле. Такие ковры создаются как узелковыми, так и набивными техниками. Их можно приобрести или заказать по индивидуальному проекту.
Стоимость получится от 2 тысяч долларов. Возможно, найти и более дешевые аналоги.
А если французские шедевры Вас не вдохновляют, или у Вашего интерьера другой стиль, заходите к нам в магазинчик. У нас домотканые коврики можно приобрести за 3200 рублей.
Независимо от того, выбираете ли Вы винтажный французский ковер или современные домотканые ковры ручной работы, такие детали обязательно заявят о себе. Благодаря своей богатой истории и изысканному мастерству ковры ручной работы остаются вневременным дополнением к любому интерьеру.