Найти в Дзене
Фиолетовый сон

Почему ковры в стиле Савонери ценятся наравне с персидскими? Рассказываем про королевскую роскошь и богатство.

В поисках большого, прочного и красивого ковра в гостиную Фиолетовый сон провел несколько месяцев. Выбор в Интернете велик, хотя шоу-румов, где можно оценить ворс, блеск, узлы – не так уж и много. Но самое сложное, оказалось, найти ковер под стиль Прованс. Существует большое разнообразие типов старинных ковров: турецкие ковры (сделанные с двойным узлом, а не с одинарным, как у персидских), афганские ковры, восточные ковры (подкатегорией которых являются персидские ковры), марокканские и т. д. Персидские ковры, которые привозят из Ирана, являются самыми ценными и часто самыми дорогими из-за их качества, материалов, долговечности и сложности дизайна. С одной стороны, было легко сделать выбор в пользу персидских ковров, но по большей части они не подходили под наш интерьер Прованса. В дизайне персидских ковров богатая символика. Их мотивы отражают культуру, историю, художественные традиции региона, в котором соткан ковер. Эмоциональное богатство, присущее восточным коврам, в западных ковр
Оглавление

В поисках большого, прочного и красивого ковра в гостиную Фиолетовый сон провел несколько месяцев. Выбор в Интернете велик, хотя шоу-румов, где можно оценить ворс, блеск, узлы – не так уж и много. Но самое сложное, оказалось, найти ковер под стиль Прованс.

Существует большое разнообразие типов старинных ковров: турецкие ковры (сделанные с двойным узлом, а не с одинарным, как у персидских), афганские ковры, восточные ковры (подкатегорией которых являются персидские ковры), марокканские и т. д.

Персидские ковры, которые привозят из Ирана, являются самыми ценными и часто самыми дорогими из-за их качества, материалов, долговечности и сложности дизайна.

С одной стороны, было легко сделать выбор в пользу персидских ковров, но по большей части они не подходили под наш интерьер Прованса.

Источник фото - https://goo.su/ekPKMt
Источник фото - https://goo.su/ekPKMt

В дизайне персидских ковров богатая символика. Их мотивы отражают культуру, историю, художественные традиции региона, в котором соткан ковер. Эмоциональное богатство, присущее восточным коврам, в западных коврах утрачивается, поскольку выбор декоративного языка больше соответствует декору и архитектуре помещений. Но иногда именно это и нужно.

В эссе «Философия обстановки» Эдгар По писал: «Ковер - это душа комнаты. Он определяет не только тона, но и формы всех окружающих предметов.» Это замечание вполне подходит к персидскому ковру. В таком случае западные ковры следует признать элементом созданного пространства, продолжением замысла архитектора.

Настоящий Версаль

Да, нам нужен был «а ля Версаль». И вот тогда, мы вспомнили о знаменитых французских коврах.

Начало истории ковров во Франции тесно связано с двумя ткацкими мастерскими: Савонери и Обюссон. Попробуем разобраться, на сколько эти ковры могут быть приравнены по качеству к популярным персидским коврам, а также в чем их отличие.

Персидские ковры из Тебриза, Кума и Шираза всегда соблазняли западные правящие классы своей утонченностью, изысканностью узоров, роскошью и блеском шелка.

Источник фото - https://goo.su/1lNpV
Источник фото - https://goo.su/1lNpV

Но до открытия торговли с Персией в XVII веке полы величественных домов и королевских замков устилали турецкие коврики для ног. Правительство беспомощно наблюдало, как все больше и больше восточных ковров импортировалось во Францию. Поэтому, решив ограничить их импорт, Генрих IV задумал организовать производство прямо в Париже. Королевскую лицензию в 1604 году получил мастер книжной миниатюры Пьер Дюпон. Он основал вместе с другими ремесленниками, пользовавшимися поддержкой короны, в галереях Лувра «фабрику ковров в персидском и левантийском стиле» мастерскую, где использовалась техника узелкового стежка.

Благодаря протекторату регентши Марии Медичи, а затем Людовика XIII, бывший ученик фабрики Симон Лурде, продолжил эту традицию, разместив мастерскую в зданиях бывшей мыловаренной фабрики на холме Шайо, местоположение которой соответствует нынешнему Токийскому дворцу в Париже (отсюда и название Savonnerie – мыловарня, от savon – мыло). Фабрика производила обивку для мебели и большие бархатные ковры, которые использовались для обстановки замков французского двора или преподносились в качестве королевских подарков.

Эти ковры в стиле Людовика XIII вдохновлены восточными образцами, но имеют особенную композицию из тонкой светлой каймы и поля с цветочным орнаментом, разбросанным по черному фону.

Источник фото - https://goo.su/Ox9PMgt
Источник фото - https://goo.su/Ox9PMgt

В 1663 году Жан-Батист Кольбер, финансовый управляющий Людовика XIV, реорганизовал ковровую фабрику: он присоединил ее к Управлению королевских зданий, искусств и мануфактур и передал под художественное руководство Шарля Лебрена, первого художника короля, директора Академии живописи и скульптуры и фабрики гобеленов.

Для художественного направления Шарля Лебрена характерна архитектурная композиция.

Фактически, отсеки, организующие общую структуру ковров в галерее Аполлона, напоминают организацию потолков. Фотоколлаж Фиолетового сна
Фактически, отсеки, организующие общую структуру ковров в галерее Аполлона, напоминают организацию потолков. Фотоколлаж Фиолетового сна

В это время появляется неотъемлемый элемент декора — крупные объемные листья аканта, которые разворачиваются на поле ковра, контрастно чередуясь на коричневом фоне или цвете слоновой кости.

Восточные арабески слишком диссонировали с французским интерьером, поэтому были заменены на гармонично сочетающиеся с предметами искусства листья аканта, мифологические мотивы и королевские регалии. Источник фото - https://goo.su/m8WjcGT
Восточные арабески слишком диссонировали с французским интерьером, поэтому были заменены на гармонично сочетающиеся с предметами искусства листья аканта, мифологические мотивы и королевские регалии. Источник фото - https://goo.su/m8WjcGT

Тайна узелкового стежка Савонери

В мире существуют различные техники завязывания узлов, которые развивались на протяжении веков в зависимости от местности. Наиболее распространенными являются симметричные и ассиметричные узлы, выполненные на двух нитях основы. В технике Savonnerie используется симметричный узел, также называемый турецким узлом или ghiordès.

Запомнить легко, если Вы вспомните легенду про гордиев узел. Согласно древнегреческой мифологии фригийский царь Гордий завязал сложным узлом ярмо колесницы в храме, и считалось, что тот, кто распутает узел, получит господство над всей Азией. Как мы помним, по легенде Александр Македонский просто разрубил его мечом. Вот, собственно, откуда пошло название симметричного узла – сложный гордиев узел.

Термин же Савонери стал использоваться для обозначения ковров, изготовленных в технике такого узелкового стежка.

Коллаж Фиолетового сна
Коллаж Фиолетового сна

Он заключается в прохождении шерстяной нити вокруг передней нити основы, а затем вокруг соответствующей ей задней нити основы. Эту операцию повторяют по всей ширине плетения. Затем между основными нитями передней и оборотной основы пропускается двойная льняная нить. А сверху еще одна простая льняная нить наматывается поочередно между нитями основы. «Уплотняются» такие узлы с помощью тяжелого гребня.

Фотоколлаж Фиолетового сна
Фотоколлаж Фиолетового сна

А затем с помощью специальных изогнутых ножниц и деревянной дощечки, фиксирующей высоту среза, петли, полученные между каждым узлом, разрезаются. Ворс классического ковра Савонери от 6 до 8 миллиметров.

Источник фото - https://goo.su/U27dJ
Источник фото - https://goo.su/U27dJ

Так месяц за месяцем, а то и год за годом ткутся в буквальном смысле слова величайшие произведения искусства. Сегодня фабрика Savonnerie ткет ковры по эскизам современных художников и дизайнеров.

Источник фото - https://goo.su/sAhUogi
Источник фото - https://goo.su/sAhUogi

Отличия от персидских ковров

Характерной особенностью персидских ковров является их выполнение в технике асимметрии, так называемым персидским узлом или узлом сеннех (по названию персидского города Сеннех, в настоящее время Санандадж). Это скорее переплетение, чем узел. Нити основы переплетаются с пятью или шестью короткими нитями шерсти или шелка, концы которых образуют ворс. После завершения работы концы стригутся по всей поверхности ковра, чтобы стандартизировать их высоту.

Техника плетения ковров Savonnerie особая: нити основы связаны непрерывной нитью, образующей петли, которые раскрываются в конце работы. Эта технология похожа на изготовление бархатных тканей. Именно бархат делает эти ковры уникальными.

Симметричный узел похож на скользящий узел, который необходимо натягивать, чтобы удержать на месте. Эта манипуляция создает направление ворса. В зависимости от того, гладите ли вы ковер по направлению ворса или против него, поверхность изделия будет светлеть или темнеть.

Но справедливости ради техника асимметрии позволяет добиться тонкости контуров и читаемости самых мелких деталей дизайна. Поэтому детализированность персидских узоров иногда поражает воображение.

В любом случае, единственным судьей, конечно, остается покупатель.

Ковры, созданные на механических станках с использованием искусственных нитей, сделали ковер доступным, но в противовес ему ремесленное качество не теряет популярности. А знаковые произведения этого высококлассного искусства становятся частью национального наследия.

Фото с сайта violetdream.ru
Фото с сайта violetdream.ru

В магазинчике Фиолетового сна можно тоже купить ковер, сделанный на настоящем ткацком станке вручную. Это домотканые коврики, которые так любили наши бабушки и мамы. Их можно смело поместить в прихожую или в ванную комнату.

Фото с сайта violetdream.ru
Фото с сайта violetdream.ru

Они не только создадут уют, но и поднимут настроение нахлынувшими воспоминаниями из детства.

Присоединяйтесь к нашему каналу. В следующих статьях мы расскажем Вам о знаменитых обюссонских коврах.

-12

Ковры
6087 интересуются