Недавно мы с сестрой разговорились с друзьями о коврах. В начале создания семейного проекта Фиолетовый сон мы с сожалением отметили некую неприязнь поколения «семидесятых» к коврам. Возможно, это связано с тем, что раньше в каждой квартире их было слишком много, а может быть, не нравится вспоминать о процедуре их выбивания, воспринимаемой детьми как повинность.
Еще в детстве в нашей квартире сначала все ковры были заменены на паласы, а потом и они были свернуты и расставлены по углам комнат до лучших времен.
В разговоре друзья заверили нас, что сегодня ковры переживают небывалый подъем. Особенно пользуются спросом восточные.
Кстати, слова «восточный ковер» и «персидский ковер» для многих являются синонимами. Но это не совсем правильно. В прошлом восточным считался любой ковер, изготовленный в Азии или на Ближнем Востоке (включая Китай, Индию, Египет, Афганистан, Пакистан, Иран). Персидские ковры традиционно производятся на Ближнем Востоке, в частности в Иране, который раньше был известен как Персия. Поэтому формально персидские ковры являются разновидностью восточных ковров. Сегодня эти термины больше относятся к стилю, технике и дизайну ковра, а не к региону, где он был изготовлен.
Самый старый известный ковер был найден в 1947 году при раскопках в Сибири. По месту находки он получил название Пазырык-ковер или Горно-Алтайский ковер. Его размеры 183x200 см, а плотность узлов около 360 000 узлов на квадратный метр, то есть он имеет более высокую плотность узлов, чем большинство современных ковров. Он, вероятно, был изготовлен около 400 г. до н. э. Когда его нашли, он был глубоко заморожен в глыбе льда, поэтому хорошо сохранился. Сейчас его можно увидеть в Эрмитаже.
Регион предопределяет материалы, технику, узоры ковра. Однако не всем хочется погружаться в историю и сильно разбираться в разнице между турецкими, иранскими, французскими или американскими коврами и дизайнами. Что делать, если основные требования - функциональный, качественный и красивый ковер.
Для того, чтобы быстро определиться, что купить, мы предлагаем оттолкнуться от материала, который предопределяет и общие черты стиля. Но остановимся также на важной характеристике – узлах и плотности.
Плотность узлов также служит важным фактором стоимости ковров ручной работы. Действительно, чем тоньше и туже завязан ковер, тем более детализированные орнаменты и узоры могут быть отображены на ворсе. Но качество ковра напрямую с плотностью узлов совсем не связано.
Какие ковры становятся в зависимости от вида узла
Как известно, в производстве ворсовых ковров веками применяли два способа узловязания: асимметричный узел, часто называемый персидским, и симметричный узел (тюркский, турецкий, восточный). Асимметричный и симметричный узлы обвязывают строго вокруг одной парной нити основы. В литературе встречается иногда упоминание о еще одной технике – узел лулубафи, который персы называют бетуни - асимметричный узел, охватывающий четыре нити основы. Но что-то с коврами в такой технике мы не сталкивались.
Коврики, сотканные ассиметричным узлом, нам кажутся более аккуратными. Хоть симметричный узел, появившийся позже, является более сложным и совершенным способом вязания.
С другой стороны, симметричный узел красив по форме. При завязывании двойной основы симметричным узлом под воздействием силы, с которой затягивается узел, одна из нитей основы проходит на тыльную сторону. При симметричной технике количество узлов на тыльной стороне ковра равно количеству узлов на лицевой. Такие ковры отличаются прочностью и долговечностью. При асимметричной технике узловязания узел обвязывает одну переднюю и одну заднюю нить основы. Один узел в итоге выглядит сзади как два. При асимметричной технике узоры ковра как бы расплющиваются, становясь короче по длине. Такие ковры более мягкие и эластичные.
Материалы
Старые восточные ковры обычно изготавливались из натуральных волокон, таких как шерсть, шелк и хлопок.
В современных коврах появляются синтетические волокна или их смеси, чтобы удовлетворить различные ценовые категории и потребительские предпочтения.
Шерсть
Шерсть была наиболее распространенным материалом из-за ее долговечности и распространенности в регионах, где зарождалось ковроткачество.
Например, персидские ковры обычно изготавливались из шерстяной пряжи. Кочевые племена в Иране разводили овец для еды, торговли и шерсти. Мастера собирали шерсть и, завязывая вручную тысячи узлов, создавали замысловатые узоры. Ланолин, содержащийся в шерсти овец, действовал как консервант, поэтому старинные персидские ковры не разрушились и сохранялись столетиями.
Самый дорогой ковер, когда-либо проданный, — это ковер Кларка с серповидными листьями, персидский шедевр 17-го века. Первоначально оцененный примерно в 10 миллионов долларов, в 2013 году на аукционе Sotheby's он был продан за ошеломляющие 33,7 миллиона долларов. Ковер принадлежал промышленнику и сенатору Уильяму А. Кларку, который пожертвовал его вместе с более чем 200 другие предметы искусства в Галерею искусств Коркоран в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1925 году.
Шерсть веками зарекомендовала себя как натуральный и чрезвычайно износостойкий материал. Помимо прочего, он обладает грязеотталкивающими и теплоизоляционными свойствами. При этом шерсть несравненно мягкая и имеет естественный блеск. Если Вам нравятся толстые ковры с ворсом, то Вам стоит обратить внимание на шерстяные ковры.
Шелк
Шёлк, родиной которого является Китай, тоже очень прочный и долговечный материал. Вся прелесть шелковой нити в ее переливании на солнце и создании красивых визуальных эффектов. У настоящего шелкового ковра четкий рисунок и видны даже самые мелкие детали. Это одна из отличительных особенностей настоящей ручной работы из тончайших нитей шелка.
Но натуральная шелковая нить стоит дорого, поэтому само изделие ни при каких условиях не может быть дешевым.
Плотность шелкового изделия может достигать и 1 миллиона узлов на 1 кв.м. - это считается очень хорошим показателем. Но Вам не нужно считать узелки. Настоящий шелковый ковер Вы сразу почувствуете на ощупь. Он мягкий, легкий, и при этом очень плотный, пружинящий под руками.
Шелковый исфаханский ковер из коллекции Дорис Дьюк, датируемый началом 1600-х годов, был продан на аукционе Christie's в 2008 году за 4,45 миллиона долларов. Сотканный в иранском городе Исфахане, известном качеством своих ковров, ковер был создан во времена правления шаха Аббаса Великого (1588-1629). Это ковер является свидетельством превосходного мастерства и художественных навыков ткачей того времени.
Хлопок
Хлопковые ковры в бесчисленных цветах и стилях являются одними из самых популярных типов ковров, и нетрудно понять, почему — хлопок имеет бесчисленные преимущества как материал. Это также один из самых доступных вариантов ковров, но не самый простой.
Домотканые ковры были важнейшим элементом интерьера русского крестьянского дома. Покрывая доски пола, толстые ковры блокировали сквозняки и сохраняли чистоту в доме. В бережливом крестьянском хозяйстве, где ничего не выбрасывалось, их часто шили из ветхой одежды. Сегодня это народное ремесло возрождается. Такие домотканые коврики можно купить в магазинчике Фиолетовый сон.
Ковры из хлопка также не требуют особого ухода, поэтому Вам не придется тратить много времени и усилий на поддержание этих ковров в первозданном состоянии. Они будут выглядеть как новые даже после многих лет использования, выдержав и детей, и домашних животных.
Сегодня домотканые коврики или половички в русском стиле действительно переживают бум, так как они многим близки по духу.
А у Вас есть ковры дома?