Найти в Дзене
Финансовый гений

Крупнейшие госбанки Сбер и ВТБ столкнулись с резким ростом просрочки по кредитам физлиц

РБК в рубрике "Эксклюзив" опубликовал статью, где говорится о резком росте просрочки по розничным кредитам в двух крупнейших госбанках - Сбербанке и ВТБ.

-2

Это следует из отчетности банков за 1-й квартал. Сами банкиры винят в ситуации высокие ставки, однако видно, что на просрочку стали выходить не только новые заемщики, взявшие кредиты по более высоким ставкам, но и старые, имеющие более дешевые в обслуживании долги.

В частности, из отчетности Сбера следует, что объем проблемной ипотеки в январе-марте вырос почти вдвое (аж на 90%), составив 285 млрд руб. А доля просроченных кредитов в ипотечном портфеле банка резко подскочила с 1,34% до 2,56%.

-3

Объем просрочки по потребительским займам при этом вырос на 22,5%, до 610 млрд руб. При этом доля просрочки в общем портфеле поднялась сразу почти на 4 процентных пункта: с 12,4% до 16,1%.

-4

Оба показателя являются максимальными за последние годы, в 1,5-2 раза превышающими средние данные, что можно видеть по графикам.

В совокупности уже почти 900 млрд рублей кредитов Сбера числятся просроченными. Напомню, что просроченным считается кредит, платежи по которому не вносились более чем 90 дней.

Что касается ВТБ, то он не раскрывает в своей отчетности подробную статистику, но можно подсчитать, что общая доля неработающих розничных кредитов (NPL- Non-Performing Loans, проблемные кредиты) за 1 квартал в этом банке выросла с 3,9 до 4,8%.

Вот как это комментировал первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов:

Мы связываем выход на просрочку в основном с кредитами, которые брались уже в период высоких ставок. И общая ситуация такова, что эти клиенты, которые готовы брать по всяким ставкам, чаще выходят на просрочку и, к сожалению, пропускают срок 90 дней, который релевантен для признания NPL.
Это неизбежно: и в корпоративном, и в розничном сегменте чем дольше длится период высокой ключевой ставки, тем больше будут попадаться такие, к счастью, пока незначимые «хвосты», которые мы будем резервировать по мере их вызревания.

А вот комментарий по ситуации зампреда и финансового директора «Сбера» Тараса Скворцова:

Идет такой «отбор клиентов» — те клиенты, которые хорошо платят, они по текущим ставкам не особо горят желанием брать [кредиты]. Напротив, те, кто, может быть, не всегда готов на 100% выплачивать свои кредиты, — их процент с точки зрения количества заявок растет.
У нас традиционно в первом квартале по всем продуктам всегда выход на просрочку больше, потому что клиенты… у них и доходы, как правило, приходят в четвертом квартале, а значит, в первом квартале [их] меньше, плюс настроение в первом квартале не самое бодрое, видимо, для погашения кредитов. Люди просто забывают гасить [кредиты].

Тут ТОП-менеджер пытается объяснить рост просрочки какой-то странной сезонностью, которая почему-то не наблюдалась в последние годы, а вот сейчас внезапно проявилась, да еще и так резко. Но при этом он также констатирует, что на просрочку начали выходить и старые добросовестные заемщики:

Мы в первом квартале увидели, что выходы (на просрочку) идут не только по новым кредитам, но и клиенты, которые раньше на протяжении довольно продолжительного периода времени обслуживали свои кредиты, они тоже стали уходить в просрочку постепенно.

В обоих банках не считают ситуацию критичной. Однако тут надо понимать, что рост просрочки подразумевает сильный рост резервов под кредиты (условно, если платежи по кредиту вносятся вовремя, банк создает под него резерв всего несколько процентов, а если он просрочен - то до 100%). Что, соответственно, будет негативно влиять на нормативные показатели ликвидности, которые, в частности, у ВТБ и так сильно страдают.

Вчера я делал большой и скучный (но показательный, для тех, кто хочет разобраться в ситуации) обзор аналитики ЦБ по уровню закредитованности россиян, там были данные на начало 2025 года:

И они и так были, мягко говоря, не очень. А теперь, получается, что уже по итогам 1 квартала проблемные кредиты резко (!) выросли. Это все сильнее повышает риски для банковской системы.

Ну просто представьте: какая-то доля заемщиков не возвращает кредиты, и эта доля стремительно растет. Здесь идет речь о физлицах, но у юрлиц такие же, а то и даже более серьезные трудности с неплатежами. А банк при этом должен возвращать 100% вкладов. Как ему это делать? Логично, что чем выше доля невозвратных кредитов, тем выше риски ликвидности (или попросту отсутствия денег для исполнения своих обязательств) у банка.

И вот, в ВТБ, у которого и так проблемы с ликвидностью, уже почти 5% розничных кредитов не возвращаются и не оплачиваются. По юридическому портфелю, полагаю, еще больше, потому что там в клиентах все самые убыточные и проблемные госкомпании.

У Сбера - 16% по потребкредитам и 2,5% по ипотеке проблемные. Тоже немало.

И даже если сейчас эту долю банкиры считают некритичной, то ее рост в динамике должен, как минимум, настораживать. А резкий рост - особенно.

Кстати, а почему это вдруг россияне сейчас перестали платить даже по старым, более дешевым кредитам? Не от рекордного роста реальных доходов ли (согласно Росстату) пришла эта напасть?

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.

Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.