До сих пор кое-кто утверждает, что П.А.Столыпин на посту министра внутренних дел многое сделал как реформатор и государственный деятель. Многие даже сравнивают его со Щёлоковым советской эпохи, хотя это не совсем корректно, учитывая социально-политические реалии, возможности обоих министров и время их пребывания на своём посту (Щелоков - 16 лет, Столыпин - 5).
Если его несомненные заслуги на посту председателя Совета министров вряд ли кто станет оспаривать (особенно при проведении аграрной реформы, хотя её можно считать незавершённой и потому не вполне состоявшейся), то к проведённым им преобразованиям в роли главы МВД отношение достаточно скептическое.
Давайте объективно посмотрим на события той эпохи и пройдёмся по всем его свершениям в качестве руководителя этого ведомства.
9 мая 1906 года Николай II поставил Столыпина у руля МВД. В то время эта должность была в Российской империи первой среди прочих. Посудите сами. На посту министра внутренних дел ему пришлось руководить деятельностью не только полиции и жандармерии - в его ведении находились также пожарная охрана, почта и телеграф, медицина, цензура печатных изданий, губернские и уездные администрации, обеспечение населения продовольствием при неурожае, ветеринария, местные суды, взаимодействие с земствами, надзор за неправославными конфессиями и ряд других обязанностей.
Пост был не только весьма ответственным, но и опасным: в 1902 году пятью выстрелами в упор был застрелен министр внутренних дел Дмитрий Сипягин, в 1904 году бомбой взорван сменивший его Вячеслав Плеве. Да и Столыпин не питал иллюзий по поводу своей судьбы. В письме жене он писал:
«Вчера судьба моя решилась! Я - министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясённой, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет».
С самого начала своей деятельности на этом посту Столыпин ясно дал понять, что «надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России». Отвечая на упрёки о несовершенстве законов и, соответственно, невозможности их правильного применения, он произнёс фразу, которая получила широкую известность:
«Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремнёвое ружьё; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних - брось ружьё! На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым».
Уже через год суть политики Столыпина стала понятна даже самым оптимистичным любителям монархии - дальше Империя будет становиться откровенно полицейским государством. И это была естественная реакция государственного мужа на творящееся революционное безумство, когда повсеместно убивали городовых и чиновников, аристократов и членов царствующего дома, губернаторов и земских представителей, солдат, казаков и офицеров, а озверевшие крестьяне устраивали страшные расправы над «барами» в лучших традициях пугачёвщины.
Обвинять Столыпина в нечистоплотности язык не поворачивается: его «кровавая реакция» (политическое насилие против оппозиции, санкционирование убийств её деятелей неформалами-черносотенцами, создание «охранки» нового типа с использованием откровенных провокаторов и т.д.) была адекватной брошенному государству революционно-террористическому вызову.
На первых порах новому главе МВД было сложно разобраться во всех тонкостях политической полиции. Он не был таким знатоком розыска, как его предшественники на этом посту Плеве и Дурново, каждый из которых в своё время возглавлял полицейский Департамент. Столыпину пришлось на практике познавать азы полицейского дела. О том, какое значение придавал он Департаменту полиции, свидетельствует его распоряжение по Министерству внутренних дел от 4 января 1907 года:
«По всем учреждениям, кроме Департамента полиции, прошу ограничиваться только самыми важными и нужными делами, а остальные докладывать подлежащим товарищам министра, так как я весьма обременён разрешением иных срочных вопросов».
Таким образом, премьер-министр, несмотря на срочные дела, лично вникал во все документы, исходящие от этого Департамента. Кстати, несколько неожиданным для многих было решение Столыпина назначить его директором М.И.Трусевича - юриста, не имевшего опыта в полицейских делах. Вероятно, его решение предпочесть человека со стороны было продиктовано стремлением сломать сложившуюся рутину.
Столыпин и Трусевич пытались ускорить давно назревшую реформу полиции. Разобщённость Департамента полиции и Отдельного корпуса жандармов была лишь частью проблемы.
В России существовали самые различные виды полиции. Политическая полиция была отделена от уголовной, но на этом процесс дробления не заканчивался. Она делилась на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную. А ещё была полиция речная, ярмарочная, портовая, фабричная, заводская. Кроме того, имелись полевая и охотничья стражи, выборная сельская полиция, полиция, нанимаемая на частные средства, и так далее. При этом различные виды полиции оставались в ведении различных ведомств. Например, полиция царских резиденций находилась в ведении Министерства императорского двора, а казённая лесная стража подчинялась Главному управлению земледелия и землеустройства.
Первым шагом Столыпина на новом посту стало создание в 1906 году при МВД межведомственной Комиссии по разработке полицейской реформы во главе с товарищем министра внутренних дел Макаровым, основной задачей которой была подготовка законопроектов по реформе полиции, регламентирующих условия службы и порядок деятельности её чинов.
Но эту реформу ждала судьба многих других реформ, задуманных Столыпиным: она готовилась медленно, долго проходила все этапы обсуждения и согласования. Лишь в 1908 году был подготовлен проект основных положений преобразования полиции. В конечном итоге, если бы реформа была проведена, результат оказался бы нулевым, поскольку так и не была решена главная проблема - проблема статуса Отдельного корпуса жандармов, который остался неизменным. А без этого построение единой централизованой системы управления политическим розыском не представлялось возможным. Но на тот период жандармский корпус являлся самой прочной и работоспособной структурой, и его реорганизация могла больно ударить по ситуации в стране. По сути, это обстоятельство, а также разобщённость ведомственных интересов работавших над проектом членов комиссии, и похоронило идею реформы полициии.
Окончательный проект преобразования полиции был рассмотрен и одобрен Советом министров лишь в июле 1911 года, за месяц до гибели Столыпина. Его преемники не смогли ускорить этот процесс: законопроекты то вносились на обсуждение в Государственную Думу, то забирались назад для доработки. В результате Николай II утвердил только отдельные (и самые незначительные) части проекта. Это произошло за четыре месяца до падения монархии.
Историки нас уверяют, что именно Столыпин придумал новые меры «исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия». На самом же деле это Положение было утверждено ещё в 1881 году Александром III, а спустя четверть века Столыпин лишь дополнил его военно-полевыми судами (хотя вполне мог без этого обойтись).
Напомним, что неоднозначный Закон о военно-полевых судах был принят в августе 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка». По мнению правительства, военные суды (постоянно действующие), разбиравшие дела о революционном терроре и тяжких преступлениях, проявляли чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. Новый же закон временно вводил в губерниях, переведённых на военное положение, особые суды из офицеров, ведавших делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления, а разбор дела мог длиться не более двух суток, при этом приговор в течение суток приводился в исполнение.
В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами Государственной Думы Столыпин так обосновывал необходимость действия этого закона:
«Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью Отечества».
За восемь месяцев своего существования (закон о военно-полевых судах не был внесён правительством на утверждение в Думы и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года) военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, но казнено было 683 человека. Впоследствии рассмотрение дел о тягчайших преступлениях передавалось в военно-окружные суды, в которых соблюдались процессуальные нормы производства.
Тем не менее, Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой главой МВД. В обиход даже вошли термины «скорострельная юстиция», «столыпинская реакция» и оскорбительное выражение «столыпинский галстук».
Не имея возможности осуществить полноценную полицейскую реформу, глава полицейского Департамента Трусевич при поддержке Столыпина сделал основной упор на охранные отделения.
Эти учреждения, официально именовавшиеся отделениями по охранению порядка и общественной безопасности (в просторечии - охранкой), появились ещё задолго до Столыпина. Возникновение первого из них было связано с покушением Каракозова на императора Александра II, когда власть осознала, что подпольным террористическим организациям надо противопоставить более гибкую и специализированную полицейскую структуру.
В инструкции охранному отделению подчёркивалось, что оно учреждается «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях с целью предупреждения и пресечения последних». В отличие от жандармских управлений охранные отделения не имели права производить какие-либо официальные следственные действия.
Сложным и запутанным был вопрос об их подчинённости. По сути, для них было характерно даже не двойное (как у жандармских управлений), а тройное подчинение. Охранные отделения существовали при градоначальствах - там их сотрудников принимали на службу, платили жалованье и увольняли. Однако это подчинение было чисто формальным, поскольку градоначальники не имели права вмешиваться в секретные дела, то есть как раз в то, что составляло суть деятельности охранки. Всю переписку охранные отделения вели с Департаментом полиции, от которого получали инструкции и директивы. Однако штат охранных отделений в основном комплектовался за счёт жандармских офицеров, которые подчинялись командиру Отдельного корпуса жандармов. Вот такая получалась неразбериха...
Но столь запутанное подчинение не помешало охранным отделениям постепенно превратиться в главное оружие борьбы с революционным террором. В феврале 1907 года Столыпиным было утверждено Положение об охранных отделениях, в котором подробно регламентировались их подчинённость и порядок назначения руководящего состава. Уже к концу года их количество возрастает до 27. Кроме того, наряду с охранными отделениями в ряде городов создаются охранные пункты.
Столыпин особо интересовался работой этих структур и постоянно заслушивал доклады начальника столичного охранного отделения Герасимова. В своих воспоминаниях тот описал свой первый доклад новому министру внутренних дел:
«Я сделал обстоятельный доклад о положении дел в революционных партиях. Столыпин просил меня сноситься с ним по всем делам, касающимся политической полиции, непосредственно, минуя департамент полиции. Он хотел, чтобы я делал ему доклады по возможности каждый день. И действительно, почти ежедневно после 12 часов ночи я приезжал к нему с докладом, и если меня не было, он обычно звонил и справлялся о причинах моего отсутствия».
Из прочих осуществлённых столыпинских реформаторских идей можно отметить следующие.
1 сентября 1906 года при Главном управлении по делам печати МВД было образовано Осведомительное бюро, которое дважды в день выпускало специальные бюллетени, содержащие информацию о деятельности и намерениях правительства, о важнейших фактах общественно-политической жизни страны, обзоры российской и иностранной прессы. В декабре 1907 года начал выходить первый профессиональный журнал для полицейских «Вестник полиции», в котором находили отражение актуальные вопросы полицейского дела, достижения науки и техники, имеющие отношение к полицейской деятельности, результаты исследований состояния преступности в России и за рубежом, описывались примеры проявления полицейскими личного мужества, отмечались юбилейные даты службы.
Большое значение в раскрытии и расследовании преступлений уделялось криминалистическим методом. В связи с этим Циркулярным распоряжением МВД от 9 апреля 1907 года в Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро. Уже через год число дактилоскопических бюро достигло 69.
В заслугу Столыпину можно поставить формирование единой системы уголовного сыска. В соответствии с Законом «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 года в составе полицейских учреждений всех губернских и крупных городов были образованы сыскные подразделения четырёх разрядов. Кроме оперативно-розыскных действий, они производили дознание по уголовным преступлениям.
С 1908 года в Департаменте полиции началось создание кинологической службы, и уже в июне 1909 года в Санкт-Петербурге открылись первый в России питомник полицейских сыскных собак и школа их дрессировщиков. Питомник стал первым кинологическим подразделением МВД России. С этого времени служебно-розыскные собаки стали играть активную роль в раскрытии преступлений и поимке преступников. Так, на счету полицейской собаки породы доберман-пинчер по кличке Треф было более 1500 раскрытых в Москве преступлений.
Учитывая массовую гибель полицейских чинов в результате террористических актов и столкновений с революционными массами, Столыпин принял меры к поддержке членов семей стражей правопорядка, погибших на боевом посту, добившись принятия закона о денежной компенсации их детям.
Важным элементом улучшения работы полиции глава МВД считал освобождение её от недобросовестных и нечистоплотных сотрудников. По его инициативе было проведено расследование коррупции в управлениях столичных полиций в Санкт-Петербурге и Москве. В результате на скамье подсудимых оказались не только мелкие взяточники, но и высокопоставленные чины, включая московского градоначальника Рейнбота и его помощника, управляющего канцелярией петербургского градоначальника и товарища министра внутренних дел Гурко.
При Столыпине были приняты меры по повышению профессионального уровня чинов полиции: созданы специальные полицейские школы и курсы для городовых и урядников.
Столыпин не раз говорил, что для благополучного завершения реформ государству нужно двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, без войн и революций, и немалое время на чёрную работу, на которую у западных стран ушли десятилетия.
Но для эволюционного развития как России, так и МВД, история ему не отвела времени...
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!