Фото на сером фоне — скамейка возле школы, на ней выцарапано моё имя. На обороте — лишь дата. И всё. Только я знаю, кто это может быть. Но он же уехал из страны 15 лет назад. Неужели он вернулся? А я замужем, у меня теперь дети…
Конверт без обратного адреса с моим именем, написанным от руки знакомым почерком, лежал передо мной на журнальном столике уже час, а я всё не могла отвести взгляд.
Что-то защемило в груди, когда я увидела это фото. Наша скамейка. Место, где начиналась наша история с Андреем. История, о которой я старалась не вспоминать все эти годы.
Пятнадцать лет — это целая жизнь. За это время я успела построить другую жизнь: вышла замуж за Игоря, родила двоих детей, нашла себя в профессии реставратора. Руки дрожали, когда я в сотый раз перечитывала дату на обороте: завтрашний день. Это было приглашение. Или вызов?
— Мам, я не могу найти свой синий рюкзак! — голос восьмилетней Полины вырвал меня из оцепенения.
— Посмотри в шкафу в прихожей, — автоматически ответила я, быстро убирая фотографию в ящик стола.
Дом наполнялся привычными звуками: Полина что-то напевала, шестилетний Миша строил из конструктора неведомую конструкцию, из ванной доносился шум воды — Игорь принимал душ после тренировки.
Наша квартира, которую мы приобрели три года назад с помощью ипотеки и накоплений, казалась сейчас такой хрупкой, будто карточный домик.
Игорь работал фотографом дикой природы, часто уезжал в экспедиции. Я же занималась акустическим проектированием в небольшой компании, которую мы с подругой открыли пять лет назад. Наша жизнь была размеренной и предсказуемой.
Мы познакомились с Игорем на выставке фотографий исчезающих видов животных. Я делала там акустическое сопровождение для создания эффекта присутствия, а он был одним из фотографов-участников. Заметив мой интерес к его работам, подошёл и заговорил. В тот вечер мы проговорили до закрытия выставки, а потом ещё два часа в небольшом кафе напротив.
Игорь не был похож на Андрея. Совсем. Он был надёжным и предсказуемым, а главное — он был здесь, со мной, а не где-то за океаном. Он не бросал меня ради карьеры, не ставил перед выбором. С ним я чувствовала себя в безопасности.
Но теперь... теперь всё могло измениться.
— Что-то происходит? — спросил Игорь, заходя в комнату. Волосы после душа ещё не высохли. — У тебя такое лицо, будто ты решаешь сложную задачу.
— Мысли о работе не отпускают, — я отвела взгляд. — Сегодняшний проект акустики для театра оказался сложнее, чем я думала.
Он кивнул, не став расспрашивать дальше. Мы давно уже не делились мелочами рабочих дней друг друга. Теперь же наши разговоры становились всё короче. Как незаметно мы перестали интересоваться повседневностью друг друга...
***
Ночь прошла в тревожном полусне. Я ворочалась, стараясь не разбудить спящего рядом мужа. В голове крутились обрывки воспоминаний: наша первая встреча с Андреем, ссоры, слёзы, его отъезд... И та самая скамейка, где пятнадцать лет назад мы часами разговаривали о будущем, которого у нас так и не случилось.
Утром, проводив детей в школу и садик, я сказала Игорю, что мне нужно заехать в на работу пораньше — клиент хочет обсудить срочный заказ. Ещё одна ложь.
Старая школа почти не изменилась за эти годы. Тот же серый забор, те же клёны во дворе, только стали выше. И та же скамейка на дальнем конце школьного двора, скрытая от посторонних глаз разросшимися кустами сирени.
Дыхание участилось от волнения. Я не знала, что скажу ему. И что он скажет мне. И зачем всё это вообще нужно спустя столько лет.
Скамейка была пуста. Я присела, провела пальцами по выцарапанным буквам. "Аня". Моё имя, вырезанное им пятнадцать лет назад. Странно, что никто не закрасил за все эти годы.
— Я думал, ты не придёшь.
Его голос не изменился. Я обернулась и увидела Андрея — постаревшего, с проседью в тёмных волосах, но с теми же пронзительными зелёными глазами. В них читалось то же, что я чувствовала сама — смесь радости, тоски и страха.
— Зачем ты вернулся? — мой голос звучал тише, чем я хотела.
— Я никогда не планировал оставаться там навсегда, Аня. Просто нужно было время.
— Пятнадцать лет?! — я почти выкрикнула эти слова, а потом заставила себя говорить тише. — Пятнадцать лет, Андрей. У меня семья, дети...
Он кивнул.
— Я знаю. Я наблюдал за тобой. Издалека.
От этих слов по телу пробежала волна беспокойства.
— Ты наблюдал за мной?
— Нет, не так. Я... я приезжал несколько раз. Хотел подойти, но видел, что ты счастлива. Не хотел разрушать твоё счастье.
— Тогда почему сейчас? Почему ты решил появиться сейчас?
Андрей присел рядом со мной на скамейку, но не слишком близко. Соблюдал дистанцию.
— Потому что я больше не могу без тебя, Аня. Все эти годы... Я пытался. Правда пытался забыть тебя. У меня была другая жизнь в Канаде. Собственный бизнес по разработке программного обеспечения для медицинских клиник. Были отношения...
— И?
— И ничего не вышло. Никто не мог заменить тебя.
Внутри меня что-то перевернулось. Слова, которые я когда-то так мечтала услышать. Но не сейчас. Не после пятнадцати лет молчания.
— Уже слишком поздно, Андрей.
— Я знаю. — Он грустно улыбнулся. — Но я должен был сказать тебе это. Хотя бы раз.
Мы сидели молча. Где-то в школе звенел звонок, дети шумно выбегали на перемену.
— Как ты меня нашёл? — наконец спросила я.
— Искал старых знакомых в соцсетях, и твоё имя всплыло в рекомендациях. Перешёл на твою страницу, увидел фотографии с работы. Ты была отмечена на снимках с какой-то конференции. Потом нашёл страницу вашей акустической студии. Ты почти не изменилась.
Я невольно провела рукой по волосам. За пятнадцать лет я сменила причёску, цвет, стиль одежды. Изменилась, конечно. Но он всё равно узнал меня.
— Расскажи о своей жизни, — попросил он.
— Зачем?
— Хочу знать, что у тебя всё хорошо.
Я вздохнула.
— Мой муж — фотограф дикой природы. Мы вместе уже десять лет. У нас двое детей: дочь Полина, ей восемь, и сын Миша, ему шесть. Я работаю акустическим инженером — проектирую звукоизоляцию для концертных залов и студий звукозаписи.
— Ты любишь его?
Вопрос застал меня врасплох. Любила ли я Игоря? Когда-то — да, безусловно. А сейчас?
— Это не имеет отношения к нашему разговору, — твёрдо ответила я.
— Извини. Ты права.
Снова повисло молчание. Я должна была уйти. Немедленно встать и уйти. Но что-то держало меня на месте.
— А почему ты уехал тогда? — вопрос, который мучил меня пятнадцать лет, наконец был задан.
Андрей отвернулся, глядя куда-то вдаль.
— Я запутался, Аня. В двадцать три года мне предложили контракт на разработку программного обеспечения в Канаде — такой шанс выпадает раз в жизни. Но я знал, что ты не могла уехать из-за своей учёбы и семейных обстоятельств. Я думал предложить тебе отношения на расстоянии, но... — он помолчал. — Я не был уверен, что справлюсь. Боялся, что через полгода-год все развалится и мы оба потеряем время. Думал, что поступаю правильно, делая выбор за нас обоих.
— Ты не имел права решать за меня.
— Да. Это была самая большая ошибка в моей жизни.
Я посмотрела на часы. Уже почти одиннадцать. На работе меня ждёт клиент в час дня.
— Мне нужно идти.
— Аня, я хочу попросить тебя кое о чём.
Я напряглась.
— Давай встретимся ещё раз. Всего один раз. Завтра в кафе "У Марины" в три часа. Я хочу отдать тебе кое-что.
— Что именно?
— Твои письма. Я хранил их все эти годы. Но теперь... теперь они должны вернуться к тебе.
***
Квартира встретила меня тишиной. Дети в школе и детском саду, Игорь на работе. Я прошла в спальню и достала из дальнего ящика комода старую шкатулку. В ней хранились фотографии, которые я не смогла выбросить после отъезда Андрея. Наши счастливые лица, полные надежд и планов. Мы были так молоды тогда... И так наивны.
Телефонный звонок вырвал меня из воспоминаний.
— Аня, привет, это я, — голос Игоря звучал встревоженно. — Ты в порядке? Заезжал в студию, хотел пригласить тебя на обед, но Лена сказала, что ты сегодня не приходила.
Я замерла. Попалась. Как глупо! Нужно было предупредить Лену.
— Я… я заходила к маме, — ответила я. — Она вчера звонила, говорила, что плохо себя чувствует. Решила проверить, как она.
— О. Понятно. Всё в порядке с ней?
— Да, просто давление скачет.
— Хорошо. Тогда увидимся вечером.
Игорь не стал расспрашивать дальше. Доверял мне. От этого стало ещё более стыдно.
В студию я приехала к часу дня, как и планировала изначально. Лена удивлённо посмотрела на меня.
— Игорь заезжал, искал тебя.
— Да, он уже звонил. Я была у мамы.
Лена кивнула, но в её глазах я заметила вопрос, который она не решилась задать. Мы дружили со студенческих лет, и она слишком хорошо меня знала. Знала и историю с Андреем.
— У тебя этот взгляд, — Лена отложила расчеты и присела на край моего стола.
— Какой? — спросила я, не поднимая глаз от монитора.
— Тот самый, когда в твоей жизни происходит что-то серьезное. Я видела его пятнадцать лет назад.
Я подняла голову, встретившись с ее внимательным взглядом.
— Мне нужно закончить этот проект к пятнице. Сроки поджимают, вот и все.
День тянулся бесконечно долго. Я пыталась сосредоточиться на работе, но мысли постоянно возвращались к утренней встрече. К завтрашнему дню. К письмам, которые Андрей хотел мне вернуть.
***
Вечером, вернувшись домой, я застала идиллическую картину: Игорь помогал детям с домашним заданием. Они сидели за обеденным столом, заваленным учебниками и тетрадями. Муж терпеливо объяснял что-то Полине, а Миша рисовал что-то в своём альбоме.
Игорь поднял на меня взгляд и улыбнулся. Как давно я не видела этой его искренней улыбки? Когда мы перестали замечать такие мелочи?
— Ужин в холодильнике, — сказал он. — Я приготовил твой любимый суп-пюре из тыквы.
— Спасибо.
Этот вечер был наполнен какой-то особенной теплотой. Мы ужинали все вместе, дети наперебой рассказывали о своих приключениях, Игорь шутил... Я смотрела на них и думала: как я могла даже мысленно поставить под угрозу всё это?
Уложив детей спать, мы с Игорем остались на кухне вдвоём. Он налил нам по бокалу сока — редкий момент спокойного общения в нашей семейной жизни, ставший почти забытым в последние годы.
— За нас, — сказал он, поднимая бокал.
— За нас, — эхом отозвалась я.
Мы пили сок в тишине. Не напряжённой, а уютной. Казалось, что что-то изменилось между нами за этот день. Или, может быть, это изменилось что-то во мне?
— Аня, — вдруг заговорил Игорь. — Я хочу тебе кое-что сказать.
Я напряглась. Неужели он что-то заподозрил?
— Я получил предложение от крупного международного журнала о природе. Они хотят, чтобы я снимал для их издания. Это... это то, о чём я всегда мечтал.
— Игорь! Это же замечательно! — я искренне обрадовалась за него. Это действительно было его давней мечтой.
— Да, но есть одно "но". Это значит, что я буду уезжать чаще и на более долгие сроки. Ты справишься с детьми?
Я взяла его за руку.
— Конечно. Мы справимся. Это твой шанс, и ты должен им воспользоваться.
Он сжал мою руку в ответ.
— Знаешь, я давно хотел поговорить с тобой... Мне кажется, мы немного отдалились в последнее время. Я так много времени проводил на работе, в разъездах... Боюсь, что упустил что-то важное.
Я вспомнила нашу первую встречу, его восторженный взгляд, когда он рассказывал о своих фотографиях. Этот блеск в глазах — он всё ещё был там, просто я перестала его замечать.
— Да, наверное, мы оба были слишком заняты, — ответила я. — Работа, дети...
— Аня, я хочу, чтобы ты знала: ты и дети — самое важное в моей жизни. Даже работа в престижном журнале не стоит того, чтобы потерять вас.
В тот момент я поняла, что не смогу пойти завтра на встречу с Андреем. Не смогу рисковать тем, что у меня есть сейчас, ради призрака прошлого.
Утро следующего дня началось как обычно: завтрак, сборы детей, поцелуй на прощание для Игоря. Но внутри меня шла настоящая буря. Я знала, что должна сделать правильный выбор, но не была уверена, какой из них правильный.
В студии работа спорилась. Руки автоматически выполняли привычные движения: расчёты, моделирование, тесты. Новый проект акустической системы для концертного зала начинал обретать форму.
— Ты какая-то рассеянная сегодня, — заметила Лена. — Что-то случилось?
И я рассказала ей. Всё. О фотографии, о встрече со скамейкой, о разговоре. О том, что Андрей ждёт меня сегодня в три часа в кафе.
Лена внимательно выслушала, не перебивая.
— И что ты решила? — спросила она, когда я закончила.
— Я не пойду. Не могу. У меня семья, Лена. Я не хочу рисковать тем, что имею.
— А ты уверена, что дело именно в этом? Может, ты просто не хочешь увидеть эти письма? Не хочешь вспоминать, какой ты была раньше?
Её слова заставили меня задуматься.
— Что ты имеешь в виду?
— Аня, я помню тебя пятнадцать лет назад. Ты была полна жизни, планов, амбиций. Хотела путешествовать, открыть собственную акустическую лабораторию... А потом Андрей уехал, и ты стала... другой.
— Я счастлива, Лена. У меня есть всё, о чём можно мечтать.
— Я знаю. И я рада за тебя. Правда. Просто... может быть, тебе нужно завершить эту историю? По-настоящему завершить, а не просто делать вид, что её не было.
Я задумалась. Может, Лена права? Может, мне нужно пойти на эту встречу именно для того, чтобы окончательно отпустить прошлое?
***
В три часа я переступила порог кафе. Небольшое уютное заведение с домашней атмосферой. Андрей уже был там, сидел за столиком у окна. Перед ним лежала небольшая коробка, перевязанная лентой.
— Ты пришла, — в его глазах вспыхнула радость.
— Только за письмами, — твёрдо сказала я, садясь напротив.
Он кивнул.
— Я понимаю.
Мы заказали кофе. Андрей рассказывал о своей жизни в Канаде, я — о студии, о детях. Мы старательно избегали тем, которые могли привести к неловкости. Говорили как старые друзья, которые давно не виделись. Может, так оно и было?
— Вот, — наконец он придвинул ко мне коробку. — Здесь всё. Каждое письмо, каждая записка. Я хранил их все эти годы.
Я осторожно взяла коробку.
— Почему ты решил вернуть их именно сейчас?
Андрей помолчал, собираясь с мыслями.
— Помнишь, что ты написала в последнем письме? "Если ты уедешь — не возвращайся. Я не буду ждать". Я уехал, Аня. И ты не ждала. Ты построила свою жизнь. И я понимаю, что не имею права вторгаться в неё. Но эти письма... они часть тебя. Часть, которая всегда была со мной. Теперь я хочу вернуть её тебе.
Я открыла коробку. Сверху лежало моё последнее письмо — то самое, о котором он говорил. Бумага пожелтела от времени, но почерк всё ещё был чётким. Мой почерк, резкий, с острыми углами. Такой же резкой была тогда и я сама.
Под ним — десятки других писем. История нашей любви, написанная моей рукой. Я закрыла коробку, не в силах читать их сейчас.
— Спасибо, — искренне сказала я.
— Аня, я хочу, чтобы ты знала: я не вернулся, чтобы внести разлад в твою семью. Я просто... хотел увидеть тебя ещё раз. Убедиться, что ты нашла своё место в жизни.
— И что ты увидел?
Он внимательно посмотрел на меня.
— Я увидел женщину, которая построила жизнь без меня. Женщину, которой я горжусь.
Эти слова что-то затронули внутри меня. Слёзы подступили к глазам, но я сдержала их.
— Я уезжаю послезавтра, — продолжил он. — Возвращаюсь в Канаду. Скорее всего, навсегда.
— Навсегда — это очень долго, — невольно вырвалось у меня.
Он улыбнулся.
— Да, ты права. Но на этот раз я не убегаю. Просто... отпускаю.
Мы допили кофе в тишине. Потом я встала, держа в руках коробку с письмами.
— Прощай, Андрей.
— Прощай, Аня.
Выйдя из кафе, я глубоко вдохнула свежий весенний воздух. На душе было одновременно и легко, и горько. Часть меня хотела обернуться, но я шла вперёд, не оглядываясь.
Дома я спрятала коробку с письмами в ту же шкатулку, где хранились фотографии. Может быть, когда-нибудь я найду в себе силы перечитать их. А может, просто сохраню как напоминание о том, какой я была когда-то.
Вечером, когда дети уже спали, мы с Игорем сидели в гостиной. Он рассказывал о своих планах работы с журналом, а я слушала, улыбаясь его энтузиазму.
Андрей всегда будет частью моего прошлого. Частью, которая помогла мне стать той, кто я есть сейчас. Но моё будущее — здесь, с семьёй, которую я создала, с профессиональными целями, которые ещё можно достичь.
На следующий день я поехала к той самой скамейке у школы. Провела пальцами по выцарапанному имени — в последний раз. А потом достала из сумки небольшой флакон с морилкой и кисточку. Аккуратно закрасила буквы, превращая их в неразличимые точки на старом дереве.
Это был мой способ попрощаться. Не с Андреем — с той молодой девушкой, которой я была пятнадцать лет назад. С той, что считала первую любовь единственной. Теперь я понимала, что завершение одной истории открывает страницу для новой. И эта новая история может быть не менее яркой.
Когда морилка высохла, я сфотографировала скамейку на телефон. Для себя. Для памяти.
Одна хорошая история стоит чашки кофе. А донат – как раз на кофе для автора! ☕Нажмите на кнопку ПОДДЕРЖАТЬ👇🏻