Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Злые люди», 2025: о сектантах и майорате

2-ая серия. Еще по итогам первой серии я сделал вывод – маститых и невыносимо профессиональных сценаристов книжка Свечина не очень устраивала. И поэтому сценарий готовился по методике Гекельберри Финна.

«а еда была, в общем, не плохая; одно только плохо — что каждая вещь сварена сама по себе. То ли дело куча всяких огрызков и объедков! Бывало, перемешаешь их хорошенько, они пропитаются соком и проскакивают не в пример легче.»

Килька в пряном посоле, сгущенка и, допустим, апельсиновая газировка, сами по себе продукты замечательные. Но коктейль из этих ингредиентов понравится не только лишь всем. Вот так и с рассказами Свечина поступили – гимназиста отсюда, аптекаря оттуда, давай этого князя то ли Мамина, то Папина в общий котел. И, конечно, добавим тонну личных правок, ничего что мы о царской России не кумекаем даже на уровне баек из интернета.

Меценат князь Мамин обнаруженный на месте преступления с пробитым кумполом и сломанной ногой в больнице, под присмотром Лизы, сестры Лыкова, которая забыл сказать весьма интересная девушка и служит сестрой милосердия. У Лизы намечается явная симпатия к этому Мамину. Сам он рассказывает ГГ довольно плохо скроенную историю, видно же, что врет. Дескать, был приглашен Нефедьевым поговорить о будущем Вари и князь пообещал о ней заботиться материально. Мол, братец предводителя Евдоким обещал Варю удочерить. Но Нефедьев в этом не уверен.

Сериал не сразу собирается рассказывать зачем нужно это удочерение, да еще вдруг и материальная помощь дочери богатого человека. Я уже прочитал оригинальный рассказ «Убийство в губернской гимназии», понимаю в чем тут дело и заодно прекрасно вижу, как горе-сценаристы наступают на развязавшиеся шнурки и падают - их же почему-то не устраивает оригинальное и толковое изложение, им обязательно нужно «от себя».

Доктор осматривает усопшего злой смертью предводителя и нам показывают красную ленту - вот оно орудие преступления. Странное, но, нужно же было что-то почуднее придумать. И вот сериальный Благово просвещает Лыкова на предмет этой красной ленты. Есть в Вичуге секта «делателей ангелов» или как их называют в народе «краснолетночники». А ангелов они «делают» из своих же добровольных жертв, отправляя их к другим ангелам с помощью этих лент. Охохонюшки, тут придется дать необходимое пояснение. Эта секта взята в сериал из рассказа же Свечина, и она действительно существовала в России, они же тюкальщики, они же душильщики. Вот только называли их еще и «красноподушечниками», потому как ритуал удушения они проводили особой красной подушкой. С этим всё ясно, что и как, но откуда взялась лента, да еще и таким маком использованная? А это уже главные сценаристы сам придумали, подушки их не устраивают.

Тут Благово и говорит Лыкову - одно из двух, или убийца выходец из секты или нас водят за нос. За нос тут, безусловно, водят - сценаристы самих себя. Потому как оба варианта несусветная глупость. Тут придется сделать спойлер, но только потому что сериал сам дает фальстарт. Итак, в оригинале Нефедьева действительно порешил сектант. Но он ничем своего сектанства не обозначил, во-первых, потому что он не идиот, а, во-вторых - для него это не ритуал, а весьма денежная работенка, его секта тут совсем не причем.

-3

Так что Благово очень странный сыщик, раз, во-первых, серьезно думает, что выходец из редкой секты будет так себя подсвечивать, а, во-вторых, он дополнительно полагает, что кто-то из преступников настолько туп для такой детской подставы.

Далее в сериале несут нечто невнятное, с очень умным видом пытаясь понять интересантов устранения предводителя дворянства. Его имение наследуется только по мужской линии - говорит Благово. На что Лыков глубокомысленно замечает - значит Варвара получит имение, только если выйдет замуж? Благово подчеркивает - точнее, ее муж получит. Вы что что-нибудь поняли из этой околесицы? Если у нас речь идет «только о мужской линии», то при чем здесь замужем Варя или нет? А муж ее вообще с какого боку? Он, конечно, мужик, но очевидно будет относиться к иной мужской линии. Всё дело в том, что в оригинале Свечина речь идет заповедном имении - разновидности майората XIX века, а оно не ограничивалось передачей «только по мужской линии».

«Заповедное свойство имущества уничтожается, когда весь род первого владельца по нисходящей линии в мужском и женском колене прекратится, или никто из оставшихся наследников не принадлежит к потомственному дворянству, и в акте учредительном ничего не определено на сей случай: тогда имение поступает к наследникам последнего владельца по обыкновенному порядку наследства».

Константин Петрович Победоносцев «Курс Гражданского права»

Но для людей, заменивших Свечина при написании сценария это и вовсе неподъемные вещи. Какой там еще Победоносцев? Я, правда, не очень понимаю почему у самого Свечина обязательно нужно удочерение Вари, то есть, почему она не может наследовать как племянница бездетному дяде.

Далее сыщики делают предположение, что князь Мамин желает жениться на Варе и как кандидат на ее наследство, всё еще в опасности. Но кто же ему может угрожать? Евдоким и Миша Обыденнов (да, я неверно написал фамилию в предыдущем обзоре) - делает вывод Лыков. Один - зачинщик, другой - исполнитель. И это у нас лучший сыщик? Лыков уже забыл, что сам забегая вперед называл Мишу законным наследником? Но что из этого следует? А то, что опасность в первую очередь угрожает не Мамину, а самому Мише, это же очевидно - если он (вдруг) законный, то обходит Евдокима.

-4

Евдоким, для того чтобы завладеть наследством брата, должен в первую очередь «позаботиться» о гимназисте, а на князя Мамина ему вообще должно быть по барабану - князь (если жениться на Варе) получит майорат, только после смерти Евдокима когда-то в будущем. Что-то я запутался … Так, кажется, я догадался, сценарий полагает, что князь Мамин может получить наследство Нефедьева только на том простом основании, что он - мужчина. Наследство же по мужской линии передается. А то, что князь вовсе из другой семьи - это не важно, потрясающая логика.

Собственно, у самого Свечина рассказ и начинается с убиения Миши, что же, остается понять почему в сериале Евдоким и Миша внезапно вообще в одной упряжке.

Лыков поручает своим товарищам и дальше заниматься мельничными, а сам ищет Мишу. Последнего для удобства решили поселить в Нижнем (а не Василь-Сурске), мать гимназиста ведет себя испуганно и подозрительно, сыщик отправляется в гимназию, где одноклассники Миши говорят ему о некоем мужчине в возрасте, приятеля разыскиваемого.

Сыщики Ян и Степан, очень фальшиво притворяясь простым мужичьем, вваливаются в кабак, идя по следу мельничных. Вот Глеб Жеглов, как известно, сомневался, а Лыков - отнюдь. Хоть по 7 классов гимназии на лбу у этих сыщиков и не написано (особенно у придурковатого Степана), но по городскому училищу - точно.

Хотя нет. Степу точно еще из первого класса церковной-приходской школы выперли, и отнюдь на за то, что он в тесто махру сыпал, как Павка Корчагин, а за исключительный кретинизм. Ведь Лыков высказал мысль, что кто-то мстит торговцам веществами, и вроде бы довел ее до подчиненных. Таким образом, пытаться толкнуть марафет в кабаке (что и делает Степа), где тусуются мстители, сильно плохая идея. Впрочем, Степу просто бьют по мордасам и отбирают вещества, сыщики уходят ни с чем. В оригинале куда как интереснее. Лыков идет на это дело лично, ведет себя как заправский вор, но его с компанией всё равно просто ограбили.