Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Злые люди», сериал 2025: Геракл нижегородского разлива

Сериал совсем новый, недавно вышла последняя серия первого сезона, так сказать, чуть не пропустил. В первую очередь, этот проект меня заинтересовал потому что снят он по одной из первых книг детективной серии нижегородского писателя Николая Свечина. С его творчеством я познакомился лет десять назад, и, если честно, автор меня просто потряс.

Не сюжетом, не главным героем (на мой взгляд - средне, да и давно «переболел» я отечественными детективами, еще в 90-х), а филигранным знанием быта и общества царской России последних десятилетий. Как историку-краеведу непосредственно Нижегородской и сопредельных губерний), еще надо поискать равных. Просто если у него в романе упоминается некая деревня, расположенная там-то и там-то - уверяю вас, она не выдуманная, она точно была и в некоторых случаях, и поныне на своем месте находится, сам удивлялся. То же касается и самых мелких деталей быта и общества.

Но книга, одно, а сериал совсем другое, в любом случае проекта с таким историческим фоном я пройти просто не мог, тем более, что в сценаристах сам автор. Смутило, правда, что там числится и Сергей Калужанов, с его творчеством также приходилось сталкиваться (впечатления были уже иные) и я сразу понял, что без странностей в сериале не обойдется. Вот, кстати, по актерскому составу. Наверное, сами создатели умилялись неожиданному совпавшему каламбуру: главного героя зовут Алексей Лыков, его играет Петр Рыков, а еще у нас есть, кто бы вы думали - Александр Лыков.

Итак, Нижний Новгород, 1895 год. С места в карьер нам и насыпают тех странностей, которых я так «ждал». В каком-то сарае, под убойно-современный саундтрек люто бьются два могутных мужика. Стоп, погодите-ка! Так с такой же фигни, вон, недавно «Наплевако» стартовал, неужели и здесь главный герой с мужичьем бьется? А, нет, простите, главного героя пока еще нет, это просто два мужика на деньги дерутся, увы, одного из них тут же кокнул ополоумевший бродяга - убежал и спрятался в бане.

-2

Вот тут-то и появляется главный герой - полицейский чин Алексей Лыков с товарищами, надо им этого нехристи из бани достать. Вот опять странность - один из подчиненных спрашивает начальника - может, пристрелить его? В баню ведь так не зайдешь - душегуб явно спятил и у него топор. На что Лыков важно отвечает - в циркулярах не велено преступников отстреливать. Излавливает он злодея своеобразно - берется за бревнышко, понимает баньку, и она складывается как карточный домик.

Невероятно, но погребенного под кучей бревен душегуба достают оттуда целехоньким. Ну и силища у вас - замечают товарищи. Надо знать, как ее приложить - мудрит Лыков. Ловкий парень. однако - вот как он так рассчитал, что безумца в бане не задавит? А указано ли в циркулярах, что можно разрушать частную собственность. Ведь эта баня кому-то же принадлежала?

Насчет могутной силушки Лыкова я не удивился, так как несколько книг Николая Свечина читал. Замечу, что в оригинальных романах автор перебарщивает, акцентируя внимание читателя на геркулесовых способностях своего героя. Не было тогда в Нижегородской губернии таких цепей, которых бы не разорвал Алексей Лыков, как Тузик грелку и не чеканили во всей империи таких целковых, которых он не мог бы в пальцах согнуть. Вот и зрителю надо было сразу показать - главный герой у нас всё равно что Геракл.

Нашли при душегубе запрещенные ныне вещество, в то времена считавшееся нормальным лекарством и относительно свободно продававшимся в аптеках. Вот он от чего спятил, дознались что перед гимназистами плясал, те ему и подсунули. Пока взяли просто на заметку этот след, как сказал начальник героя, (а играет начальника уже настоящий Лыков, ох, как бы не запутаться), может это важно, а может и нет. Другим надо заниматься - вон провизор пропал куда-то.

Пошел Лыков с городовым к аптеке. Сомнительно как-то - городовой совсем беспомощный? Ему обязательно главный герой нужен, чтобы в стеклянную дверь посмотреть и уведет следы ограбления, сам не догадался? Да какое там - беднягу аптекаря злодейски порешили и повесили в переулке. Вот кадр - место преступления просматривается с улицы, видно, что там люди ходят толпами, но пока не появился Лыков, никто ничего не увидел. Да, и приторговывал провизор незаконно нехорошими веществами, часть у него похищена оказалась, часть ГГ в тайнике нашел.

Интрига завязывается, конечно, можно подумать, что тут у нас сразу несколько параллельных линий, но в сериалах так обычно не бывает, надо сводить всё в кучу. В кабинете у своего начальника Благово, Лыков обнаруживает прекрасную заплаканную незнакомку - Варвару Нефедьеву, которая обратилась к Благово, как к старому другу своего отца. Варя очень обеспокоена за своего отца - тому угрожает собственный же брат (то есть, дядя Вари) - Евдоким. Отец с братом обменялись взаимными угрозами, а еще дядя с собой на встречу какого-то гимназиста притащил. (Как легко догадаться и думаю, никого не удивит, что именно этот гимназист чудесным образом окажется связан с гимназистами «угостившими» душегуба, ведь других гимназистов в Нижнем, чай, в то время не было.) А еще отец сказал Варе - дескать, «он ничего не получит», вот Варя и пошла в сыск.

Лыков тут же заподозрил какие-то проблемы с наследством, а тут еще и выяснилось, что отец Вари - предводитель губернского дворянства и жить ему осталось по уверениям врачей полгода. А за место предводителя драчка будет, претендуют на него как раз Евдоким и еще какой-то князь Мамин. Вообще, в своих романах Николай Свечин иногда использовал имена вполне реальных людей, правда, придумывая им художественные линии. Но князь Мамин, фигура, насколько я понял, полностью вымышленная.

Ну, а пока Лыкову поручено найти этого самого гимназиста-свидетеля, возможно, допросив его, удастся понять, в чем здесь дело. Через своего агента, герой дознается, что погибший провизор толкал вещества местным гимназистам (а один из них даже помер надысь «почему-то»), а значит, надо идти в гимназию. Хм, надо бы на досуге ознакомиться именно с теми рассказами («Хроники сыска») на основе которых снят сериал, подозреваю оригинал как-то изменен; по крайней мере, то, что я у Свечина читал было хоть и простовато, но отличалось своеобразным ярким колоритом, с лихвой компенсируя простоту собственно сюжетных линий, здесь же сильно отдает какими-то современными веяниями. А колорит куда-то весь испарился…

ГГ почему-то в режиме слоу-мо движется через гимнастический зал. Гимназия начинается с гимнастики, так что ли? А я думал - с латыни и древнегреческого.

В общем, несмотря на огрехи, даже интересно и любопытно, в основном это, конечно, заслуга Николая Свечина. В дальнейшем постараюсь продолжить обзор.