Когда я в 2013 внезапно для себя переехал на Тасму, я кое-что помнил про это место. Года с 2010 мы с друзьями-велосипедистами-негонщиками несколько раз катались с перекрестка Восстания-Восход (точка сбора называлась) "у Провизии" (этот магазин теперь, разумеется, филиал "Пятерочки"). Я как-то не вникал даже, как и где мы едем, это всегда так бывает, когда ты не штурман, а ведомый, а штурман у нас всегда уж был Ильдар. Я так мало где был ведомым, вот только в те годы, на велосипеде, и удалось, в общем-то, тоже свой кайф.
И вот посреди этого "где я, кто я" я помнил лишь тихие улицы, старый парк, переход через железную дорогу, опушку леса, а потом длинную дорогу через лес, когда от яркого солнца через ветки и листья рябило в глазах. Мы потом выехали как-то на Глубокое озеро, потом на шоссе, за городом шоссе еще строилось, да и в целом не вспомнить, куда же ехали, а фотоаппарат в тот раз не брали. То есть, теоретически я знал карту, куда и как надо поехать, но мозг и себя на карте я не включал тогда.
Так вот, в 2013 году я вдруг осознал, что заново узнаваемый мною район был мной пройден несколько раз, правда неосознанно - так уже получалось, что все предыдущие 25 лет жизни этого района я непреднамеренно избегал. А тут я первым делом возобновил в памяти, что в конце улицы Васильченко существует проход через железную дорогу за Парком Урицкого и через двор пятиэтажки, железную дорогу и узкую щель сходящихся заборов - выход в настоящий лесопарк Лебяжье, просто его самая восточная часть. И оттуда прямой "велопроспект" на Глубокое.
Это буквально был велопроспект - по переходу через ЖД, затем тропе, затем прямой просеке проезжало столько же народу, что проезжало по асфальтовой дорожке вдоль Горьковского шоссе.
Что интересно, в какой-то момент, почти половина нашего активного образа жизни и контакта с природой вообще, стали осуществляться через этого переход и этот велопроспект. Если возвращаться по темноте с детьми мы предпочитали по освещенной фонарями дорожке Горьковского шоссе, то ехать туда - всегда предпочитали "через Васильченоко и Хлебозаводскую", пусть даже по километражу слегка и получался крюк - путь туда был сильно менее автомобильный.
Из экзотического - по этому переходу на велопроспект я переходил с детскими, с финскими санками и мотособакой! Мы тогда знатно покатали и заморозили Влада, а я разбил себе нос )
Но, так или иначе, суть места была одна - железная дорога практически ничего не делила. От Разъезда Восстания продолжался тот же Московский район, с микрорайонами школ и участками поликлинник, что стояли на этой стороне ЖД. Люди покупали квартиры в этих поселках, потому что они - были в той же сфере притяжения парка Урицкого, да только даже ближе к природе.
Жители из поселка ходили и на автобус, и к стоянке машин. Которая зимой превращалась иногда в дрифтовую трассу. А с Вертолетного завода ходили вообще насквозь, через лес. Несколько раз лес топило трубопровод и я их спасал звонками в водоканал )
Особенно хорошо стало, когда двор Хлебозаводской, 9 сначала осветили фонарями - до опушки леса, а затем сделали новый ремонт по программ "Наш Двор", поставили приятную на вид площадку для сбора мусора. В ковид я принялся бегать циклически - в лес через "Факел", а потом кружок лесом и обратно через просеку, Хлебозаводскую на Разъезд. Стало казаться, что так хорошо тут может быть будет и всегда. Тем более, что именно в этом месте железную дорогу пересекла маркированная "Волжская тропа", и, казалось бы, любимые нами лесные задворки приобрели официальное значение...
Не стало. В конце марта 2025 года перехода закрыли железнодорожники, и разрезали всю сложившуюся жизнь на две неравных половинки.
Жители собирались на сход, писали письма, письма пишутся и сейчас. Ну а самое главное, что вспоминали, а как давно тут переход? Вспоминали, что как будто всегда. И вот ту-то я и заинтересовался.
На немецкой аэрофотосъемке в месте нынешней Хлебозаводской вообще есть переезд. Зато самой улицы почти нет. Кругом - то самое сосновое редколесье, что выживало за счет того, что под ним жители разбили огороды.
Что интересно, на месте мусоросортировки "Чистый город" пустырь, а вот участок от поворота ул. Васильченко до него - густой сосновый лес и бараки под ним. Я и не знал, что тут было жилье. Как сказал заставший остатки этого всего в 2002 году Миша - "тут тоже Левченко было".
В 1966 году все уже больше похоже на современность. Очертания улиц, поселков, железных дорог, даже тропинки, насколько позволяет видеть снег, примерно туда же и там же. Хотя есть и какие-то старые, которые наш "велопроспект" пересекают, а сейчас они заросшие колеи.
Барачник на месте стоянки, что интересно, уже без леса. Бензоколонки еще нет.
В 1984 все предельно близко к нашему времени. Только в лесу есть незаросшие остатки, которые еще засадят, к нашему времени в лесу прогалин нет. Нет еще и гаражей, они, видать, ближе к нашему времени на пустырях прямо у железки появятся. Барачник предельно уплотнен, рядом с ним - эстакада труб с "Тасмы" куда-то на железную дорогу, может быть тогда там тепловые трубы шли.
С этой эстакадой связан интересный случай. У Лехи одногруппник работал на "Тасме" в охране какого-то конкретного предприятия. И для решения задач, одногруппники к нему попадали так: приезжали к основанию эстакады на другой стороне Васильченко (эстакады две, через жд и проезжую часть Васильченко), а затем лезли по ней, и спускались уже за забором. Меня, увы, там не было. 2003-2006 эти места прошли без меня... И я жалею - был последний момент, когда можно было ухватить остатки старого.
В 2005 барачник был уже расселен, разваливался, но еще не снесен и не зачищен. Даже вот стало интересно, какой же адрес был у тех домов. Появилась АЗС, заросли в барачнике свидетельствовали о заброшенности на протяжении 10 лет до космоснимка. "Чистого города" еще нет, его начнут строить через год, а еще через год место барачника расчистят под автостоянку, построят тротуарчик вдоль самой железной дороги, и вообще откапиталят Васильченко. Станет значительно приличнее там ходить.
Миша будет регулярно бывать на Хлебозаводской, 9, и даже на первую цифру эти места заснимет, но когда от барачника останется только фундаменты и грунтовая площадка . А потом еще годика через два, начнутся "Негонки". И никто не догадается заснять и сохранить цифровой архив, не догадываясь, что потом самим же будет интересно, что вспомнить :)