Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Стоит ли организовывать раннее развитие для ребенка? Если да, то с какого возраста?

Оглавление

Дискуссия о раннем развитии детей всеобъемлюща — ее ведут и профессиональные педагоги, и отдельные родители. Правда вот, как это часто бывает с оседлавшими волну популярности темами, редко кто из участников действительно понимает, о чём идёт речь.

Раннее развитие предполагает развитие в раннем детстве, а ранний возраст — не что иное, как период, начинающийся с внутриутробного развития и вплоть до восьми лет. Так считает Всемирная организация здравоохранения. В России, впрочем, свой подход: классики советской и российской педагогики склоняются к тому, что раннее развитие — это пока малышу не исполнилось три года.

В одном отечественные и иностранные специалисты сходятся: именно в эти годы закладывается фундамент будущей жизни ребенка, и то, как он их проведёт, сказывается буквально на всём — от школьной успеваемости до социального признания. Считается, что то, как ребенок развивается в ранние годы, зависит от того, как о нём заботятся: достаточно ли качественно, регулярно и разнообразно он ест, ведется ли за ним медицинский присмотр, общается ли он с обоими своими родителями, другими взрослыми и детьми. Значение имеют объятия, поцелуи и прикосновение.

Обучение, то есть сознательная деятельность взрослых, направленная на выработку первоначальных, базовых компетенций и знаний в этом ряду играет далеко не первую, хотя и важную роль. Правда, у нас сейчас раннее развитие предполагается исключительно как натаскивание маленьких детей на навыки, которые понадобятся им к школе, запись в разные кружки. Всё это, конечно, к гармоничному развитию детей имеет очень отдаленное отношение.

Дорогие друзья! Если вам нравится то, что я делаю, и вы хотите поддержать мой проект, буду очень благодарен за любой вклад. Вы можете сделать донат по ссылке. Спасибо за вашу поддержку и вдохновение!
-2

Раннее обучение: плюсы и минусы

Во многих развитых страна наблюдается тенденция к снижению возраста начала обязательного обучения. Например, маленькие англичане и голландцы, жители многих штатов США и провинций Канады, идут в школу в пятилетнем возрасте, а в 18 странах-членах ОЭСР обязательным является не только начальное школьное, но и дошкольное образование (хотя в ряде случаев оно платное). В таких странах, как Испания, Франция и Италия, уже 90% трехлеток ходят в детские сады, а в скандинавских государствах доля не охваченных дошкольным образованием детей не превышает 5%.

Почему так?

Причины в том числе экономические. Ученым удалось выяснить, что инвестиции в детей на дошкольном этапе могут принести 1500-1600% прибыли в последующие 30-40 лет. Развитые страны опережающими темпами вкладываются именно в дошкольное образование: в 30-ти наиболее развитых странах темп роста государственных расходов на начальное образование составляет 8-9%, в то время как на среднее и высшее не превышает 1-2%.

Впрочем, есть и скептики, которые указывают на то, что раннее обучение чревато множеством проблем — как медицинских, так и психологических. Например, избыточная нагрузка на глаза приводит к миопии или другим проблемам со зрением. Психологи высказывают опасения, что конкуренция в таком раннем возрасте приводит к серьезному стрессу и наоборот, тормозит развитие ребенка, может даже отбросить назад. А влиятельный Дональд Бейли из Северокаролинского университета напоминает, что никаких объективных причин начинать обучение раньше нет: как пример, дети, начавшие учить французский в три, семь и десять лет в итоге справляются с задачей одинаково успешно.

Во многом фиксация на раннем развитии — это попытка компенсировать то, что родители не могут дать своим детям более традиционными способами: например, из-за того, что они все время на работе и не располагают достаточным временем. Часто ребенка таскают по секциям из-за того, что у родителей было тяжелое и бедное детство, или чтобы удовлетворить нереализованные амбиции.

-3

Впрочем, если не перегибать палку, действовать осторожно и последовательно, не забывая об ограничениях возраста, то раннее развитие будет вещью полезной — в комплексе с любовью и заботой родителей, разумеется.

Где и как развивать ребенка

Все дети разные, но какие-то базовые ориентиры есть всегда. Есть специальные памятки и календари, ориентирующие родителей на то, когда дети должны начинать следить за предметами, садиться и начинать ходить или говорить. Да и педиатрию придумали не просто так, как и детские профосмотры и диспансеризации.

Правда, с каждым годом эти процедуры приобретают все более формальный характер — по мере оптимизации здравоохранения. В поликлинику обычно родители как на работу ходят только в первые годы жизни, а к концу началки некоторые дети оказываются представленными сами себе (в лучшем случае за этим следит бабушка).

Чтобы убедиться в том, что дети развиваются правильно, можно обратиться к специалисту или воспользоваться таблицами ФГОС. Первый путь начинается с диагностики у невролога, а тот уже направит к нужному профильному специалисту, причём эти услуги предоставляются бесплатно (правда, далеко не все родители знают о том, что профильные центры, где с детьми работают квалифицированные специалисты, есть не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах, да и москвичи не всегда достаточно осведомлены о том, какие блага им доступны).

Важнее всего мониторить ситуацию родителям детей из рисковых групп — например, если беременность протекала с нарушениями, если есть патологии. Часто бывает, что для выхода на нормальные темпы развития родителям такого ребенка нужно прикладывать очень солидные усилия — кратно большие, чем родителям среднестатистических, нормотипичных детей (последним достаточно, чтобы родители с ними играли, общались и возились, чтобы было нормальное социальное общение со сверстниками).

-4

Важно, чтобы родители поддерживали интерес ребенка — скажем, чтением или цифрами, рисованием, творчеством.

Понятно, что далеко не у всех родителей есть время и возможности, многим попросту не хватает воображения и личных качеств, чтобы заниматься с ребенком самостоятельно. И чем старше становится ребенок, тем сложнее с ним заниматься, ведь процесс познания переходит в активную стадию, а вопросы иногда выходят за пределы компетенции родителей. В этом случае имеет смысл обратить внимание на детский сад, где воспитатели будут заниматься с их детьми по определенной программе развития, учитывающей физиологию и психологическое состояние ребенка. Если есть нарушения речевого или психического развития, это уже сегодня не беда: педагог может подготовить индивидуальный учебный план и привлечь, например, логопеда. Причём нередко такая услуга доступна в самых обычных муниципальных садиках (хотя сад на сад не приходится, конечно).

Можно развивать ребенка дома, привлекая специалистов. Сейчас есть примерно бесконечное множество разнообразных методик — как утвержденных Минпросом и Минздравом, так и экспериментальных или даже авторских. Опыт показывает, что дети, с которыми занимаются дома, обычно обладают большей психологической устойчивостью, но вот с общением со сверстниками у них проблем больше ,чем у тех, кто занимался в детских садах или профильных центрах. Но тут есть свои недостатки. Например, как убедиться в достаточной квалификации психологов и педагогов?

Подводя черту, можно сказать, что идеального и универсального решения нет, так что всё, что мы можем, это лишь попытаться выбрать оптимум из множества доступных вариантов и решений. И, конечно же, любить своих детей.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: