Де-факто, индийцы и пакистанцы - одна сложносоставная нация, что вполне могла б существовать в рамках одного государства. Однако, так распорядилась матушка-история, что вместе им ужиться никак не удалось.
Но обо всем по порядку, рассказываю.
- Сразу же скажу, у пакистанцев куда более прав зваться индийцами, нежели у самих индийцев. Ибо река Инд та самая как раз по территории Пакистана протекает. Не случайно. индийцы сейчас добиваются переименования своей страны в Бхарат (древнеарийское название региона).
Религия
Главное различие - большинство населения современного Пакистана это мусульмане. В основном, сунниты, хотя есть и немного шиитов. Что интересно, индуисты в Пакистане тоже есть: около 7 млн человек (5,5%) из всего населения 240-миллионного Пакистана. Хотя большинство индуистов из Пакистана в Индию бежало еще в 1940-е.
- В Индии же индуизму следуют 80% (1,1 млрд) человек из всех 1,4 млрд жителей. Хотя и мусульман в Индии тоже более чем немало: почти 212 млн человек. То есть, на 70 млн человек больше, чем всех россиян в России.
История
В отличие от Индии Пакистан всегда географически лежал куда ближе к остальному миру. И очень часть оказывался покорен соседними народами: сюда на брега Инда непрестанно вторгались персы, греки Александра Македонского, арабы.
Впрочем, последние столетия до середины XX-го века Пакистан и Индия был едиными целом - жили в державе под властью Великих Моголов-мусульман, затем оказались вместе пленниками английских колонизаторов.
Что значит слово Пакистан
Вплоть до новых времен слова-то такого, Пакистан не существовало. Появилось оно лишь в 1930-е годы. Как придуманное местным борцом за независимость Рахматом Али.
В основе слова Пакистан лежит слово pāk, означающее «чистый» на языке урду. И одновременно это же - акроним от названий 5 северных провинций бывшей Британской Индии: Пенджаб, Афгания, Кашмир, Синд и Белуджистан.
Букву Б затем выбросили ради благозвучия и из соображений общей нелюбви местных к сепаратизму народа белуджей. Зато добавили персидское слово - стан (земля, страна). То бишь, Пакистан - «земля чистых (духовно)». Или земля Пенджабцев, Афганцев, Кашмирцев, Синдцев.
Языки урду и хинди
Пакистанцы и индийцы говорят по сути на одном языке индоарийской группы. Однако пакистанский урду, в отличие от хинди, использует на письме не алфавит деванагари, а приспособленное под свои нужды арабское письмо.
В урду огромное число арабских и иранских заимствований, а вот слов, взятых напрямую из древнеиндийского языка санскрит, очень мало. В отличие от хинди. Кстати, урду является официальным языком в нескольких северных штатах Индии. А индийцы и пакистанцы могут неплохо друг друга без переводчика понимать.
- К примеру, «друг» на урду — «дост» (персидское влияние), на хинди можно сказать и «митр» (индоарийское слово). «Женщина» на урду — «аурат» (арабское влияние), на хинди — «махила» (из санскрита). Благодарят пакистанцы арабским словом «шакри», индийцы говорят - «дханьявад».
Ситуация тут чем-то до боли напоминает языковое положение дел в бывшей Югославии, где язык мусульман-босняков от сербского отличается как раз наличием повышенного числа тюркизмов да арабизмов. А по факту - одно и тоже.
Население
Основное население Пакистана составляют индоарийские и иранские народы: панджабцы, пуштуны, синдхи, сераики, белуджи, диковинные для глубин голубоглазые горцы-калаши. Неидоевропейцы-дравиды представлены либо малочисленными местными брагуями, либо же мухаджирами (религиозными беженцами) из Индии.
- В Индии же национальный состав намного куда богаче будет. Кого тут только нет, а! От индоевропейцев-хиндустанцев, панджабцев и бенгальцев до южных дравидов-телугу и совсем уж экзотических островитян-сентинельцев. Всего около 160 самых разных этносов.
Внешний вид, традиции
Пакистанцы, как народ более северный куда чаще светлее волосами и глазами, нежели большинство индийцев, особенно южных потомков древних дравидов.
Национальные одежды в Пакистане все же не так разнообразны и ярки, как у индийцев. Пакистанцы в большинстве случаев предпочитают традиционные Шальвар-камиз (штаны-рубаха), среди женщин широко распространены хиджабы.
Итог
В общем, то могу резюмировать так. Пакистанцы и индийцы вполне могли бы мирно сосуществовать в одном едином великом государстве. Даже несмотря на весомое религиозное различие. Это мое мнение.
Однако их окончательно искусственно развели еще англичане: при деколонизации план раздела Индии и Пакистана предложил британский деятель Луис Маунтбеттен. А границу между двумя будущими государствами провел пальцем лондонский юрист Сирил Рэдклифф, потому она по сей день зовется «линия Рэдклиффа».
- Такое тщательно отрежиссированное разделение должно было помочь англичанам продолжать сохранять свое влияние в Индийском регионе, путем игры на противоречиях двух теперь уже разных наций. Два ослабленных государства для англо-саксов всегда лучше, нежели одно сильное.