Эксцентрическая комедия Элема Климова "Добро пожаловать..." - один из самых ярких дебютов в истории кино. Фильм представляет собой непрерывный каскад энергичных сцен, многие из которых выглядят поистине сюрреалистично. Режиссер, преподаватель, теоретик кино С. Эйзенштейн называл такие сцены "аттракционами".
Фабула фильма очень проста.
Руководитель пионерского лагеря, формалист и лизоблюд товарищ Дынин (кстати, в одной из сцен как бы вопреки своей фамилии он сжирает целый арбуз всего за несколько секунд), выгоняет Костю Иночкина за то, что тот нарушил его запрет, - переплыл на остров, где купаются деревенские ребята. А ведь чужие могут быть заразны, у них может быть коклюш! Поэтому пионеры из лагеря купаются в загончике, который с помощью рыбацкого бредня огораживают физрук и завхоз.
Короче, Иночкина выгоняют из лагеря.
Завхоз везет Костю на грузовике (тот сидит в кузове среди пустых бидонов) на железнодорожную станцию. На станции завхоз приобретает Косте билет, а заодно осведомляется:
- Кто-нибудь там у тебя сейчас есть?
- Бабушка.
- Здоровья крепкого?
- Крепкого, - уныло докладывает Костя.
И пока Костя ждет поезд, в Костиной голове, - благодаря живой и яркой детской фантазии, - вырисовывается удручающая картина, как он приезжает домой, а бабушка, едва произнеся "Ты меня в могилу вгонишь!", тут же оказывается в гробу.
На похороны собирается куча людей, которая в итоге сформировывается в один гигантский знак вопроса. Точкой в этом вопросе является гроб бабушки, а посреди знака вопроса - Костя со своим чемоданчиком.
Дескать, "Костя, за что ты так поступил с бабушкой?"
Со сцены сокрушенно вещает товарищ Дынин:
- Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка... Но я не смог огорчить бабушку до смерти. А ИНОЧКИН - СМОГ!
Иночкин тайком возвращается в лагерь и прячется внутри деревянного постамента сцены. Вскоре кое-кто из товарищей Иночкина обнаруживает его там. А потом о тайном возвращении Кости узнает весь пионерский лагерь и начинает Иночкина подкармливать. Об этом знают все, кроме товарища Дынина и юной шпионки и стукачки Митрофановой.
Но через несколько дней ожидается родительский день, и тогда тайное станет явным, потому что в лагерь пожалует бабушка Иночкина. Это событие угнетает своей неотвратимостью, но пионеры не были бы пионерами, если б не попытались если не сорвать мероприятие, то хотя бы максимально его отсрочить. К тому же пионеры - хозяева лагеря, как сообщает транспарант...
Моя любимая сцена - сцена обнаружения Иночкина. Он возвращается в лагерь ночью (при этом статуи пионеров оживают как в сюрреальном фильме Жана Кокто "Орфей"), а утром двое пионеров, Неля и Дима, моют постамент. Так что Костя просыпается от того, что на него сливают грязную воду.
- Неля, а ты умеешь танцевать чарльстон? - спрашивает Дима.
- У нас все девочки умеют, - Неля танцует чарльстон, подпевая себе.
- Научи меня! А я тебя телепатии научу.
- Что это такое?
- Это внушение мыслей на расстоянии.
- Космос, Космос, на-на-на! - кричит Неля, и на зов прибегает веселый пес.
- Внуши ему что-нибудь, - говорит она Диме.
Тот растопыривает пальцы и пристально смотрит на собаку.
Пес ссыт на жилище Иночкина.
- Дурак! - обиженно говорит Неля.
- Это не я, честное слово! Это он сам!
Это мне напомнило случай, который приключился со мной. Как-то раз я пересекал на местном автобусе (то есть, без стекол) Западную Бенгалию. Глухой ночью кому-то из пассажиров приспичило отлить. Водитель остановил автобус посреди бескрайнего поля. Вдоль канавы тянулась вереница картонных коробок. Я тоже вышел отлить и нассал на одну из таких коробок. Оттуда, к моему изумлению, раздалось глухое ворчание, переходящее в ругань. Оказывается, в этих коробках жили бомжи.
В общем, потешный фильм Климова пробуждает немало потешных воспоминаний. А главное, он настолько бодр, что нисколько не надоедает. Его можно пересматривать бесконечно.
После того, как фильм был снят, его посмотрела цензура и положила, было, "на полку". Фильм сочли сатирой, критикой действующей власти. Да и в общем-то, сатиру трудно было не разглядеть. Центральным персонажем "детского" представления становится "Кукуруза - царица полей", причем товарищ Дынин лично назначает на эту роль упомянутую выше юную шпионку и стукачку Митрофанову, племянницу ТОГО САМОГО Митрофанова.
Короче, "Добро пожаловать..." запретили. Но тут фильм посмотрел Хрущев, - а именно он бредил кукурузой, мечтая засадить ею все советские поля, - и фильм ему понравился (что неудивительно, - лично я не знаю никого, кому этот фильм не нравится). Так что запрет оперативно сняли, и дебютный фильм Климова вышел в широкий прокат.
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Элем Климов
Сценарий: Семён Лунгин, Илья Нусинов
Операторы: Анатолий Кузнецов, Михаил Коропцов
Композиторы: Микаэл Таривердиев, Игорь Якушенко
В ролях: Виктор Косых, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг, Лидия Смирнова, Алексей Смирнов, Нина Шацкая.
Читайте также на моем канале: