22 апреля (ко дню рождения Ленина?) нижегородское ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустило на воду двадцатое с начала производства судно на подводных крыльях Валдай 45Р. Это второй Валдай 45Р для Саратовской области, первый спустили в ноябре 2024 года. После испытаний, в мае текущего года судно планируется передать заказчику. Всего для Саратовской области будет построено пять таких судов.
Напомню, что возрождение отечественного крылатого флота началось в ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева во второй половине 2010-х годов. В 2018 году было спущено на воду первое постсоветское судно на подводных крыльях Валдай 45Р. За прошедшие 7 лет завод построил 20 ед. 45-местных СПК Валдай 45Р и 4 ед. – 120-местных Метеор 120Р.
В настоящее время на стапелях предприятия строятся еще три Валдая 45Р и шесть Метеоров 120Р.
Самое интересное, чем удалось заместить «недружественные» комплектующие на новых СПК? Ведь до февральских событий 2022 года с гордостью сообщалось (и не без оснований), что эти суда построены с применением самых современных технологий и передовых компонентов. Ключевыми «передовыми» компонентами «Валдая» и «Метеора» на тот момент были немецкие дизельные двигатели MAN – надежные, долговечные и экономичные. На «Валдае» стоял один такой мотор, а на «Метеоре» – два.
Чем удалось заменить «немца»? Эту тему в ЦКБ по СПК не разглашают. Равно, как не отвечают на неудобные вопросы на других судостроительных предприятиях. Так, с аналогичным вопросом я обращался на завод «Красное Сормово», ответ был ожидаемым: «мы это не комментируем».
Я не исключаю, что для «Валдая» с «Метеором» по-прежнему используют MAN, поставляемый по параллельному импорту. Однако, скорее всего, его заменили на какой-нибудь китайский Weichai, Yuchai и т.п. Видимо, долгий перерыв в постройке судов в период с 2023 по 2024 год был связан с переходом на альтернативную компонентную базу.
Что касается российского аналога, то в начале 2025 года появилась новость о том, что завод «Звезда» завершил стендовые испытания двигателя для перспективного дизель-редукторного агрегата ДРА-473М, предназначенного для применения в качестве силовой установки пассажирских СПК типа Метеор 120Р и других скоростных судов. Ключевые компоненты агрегата унифицированы с серийными двигателями семейства М470. С работой образца на стенде ознакомились представители потенциального заказчика агрегатов – ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, которые подтвердили его соответствие заявленным техническим характеристикам и готовность совместно продвигать будущее изделие на российский рынок.
В любом случае, я искренне желаю ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева воплощения всего задуманного. А российской компонентной отрасли хочу пожелать, чтобы мы таки достигли технологического суверенитета, утраченного за последние более чем 30 лет.
Статистика по СПК Валдай 45Р и Метеор 120Р
В настоящее время 5 Валдаев работают в Нижегородской области (номера 1, 4, 5, 6, 7).
2 Валдая работают в Югре (номера 2, 3).
2 Валдая работают в Якутии (номера 8, 9).
3 Валдая работают в Чувашии (номера 11, 12, 13).
4 Валдая работают в Самарской области (номера 10, 14, 15, 16).
2 Валдая работают в Ростовской области (номера 17, 18).
2 Валдая начнут работу в 2025 году в Саратовской области (номера 19, 20).
Первый Метеор 120Р был спущен на воду в 2021 году. В 2022-2023 годах спущено еще 3 судна.
Сейчас 2 Метеора эксплуатируются в Югре (номера 1, 2).
2 Метеора трудятся в Нижегородской области (номера 3, 4).
Какие суда на подводных крыльях строили в СССР и в каком количестве
В СССР различные типы судов на подводных крыльях (речных и морских, малых и больших – даже 2-этажных), созданных гением Ростислава Алексеева, строились на нескольких предприятиях.
Первую партию речных СПК «Ракета» построили на Красном Сормове. В дальнейшем их серийное производство организовали на Феодосийском судостроительном заводе. С 1958 по 1974 год было изготовлено 401 судно этого типа.
Более вместительный «Метеор» сделали на Красном Сормове, серийный выпуск был организован на Зеленодольском судостроительном заводе. С 1961 по 1991 год произведено 370 судов этого типа.
СПК «Беларусь» на Гомельском судостроительном заводе в период с 1964 по 1970 год построили 28 ед.
С 1983 по 1996 годы в Гомеле делали более современные СПК «Полесье», их было собрано 90 ед.
СПК «Восход» также выпускали в Феодосии: в 1973-1993 годах со стапелей сошло 161 судно.
Морские СПК «Комета» строили на Потийском и Феодосийском судостроительных заводах. С 1962 по 1992 изготовлено 190 судов.
Также в период с 1981 по 1994 год в Поти было построено 40 ед. СПК «Колхида» и «Альбатрос».
Помимо перечисленных в единичных экземплярах были созданы СПК «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Циклон», «Чайка» и «Ласточка».
Выпускался также военный корабль на подводных крыльях «Антарес».
_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/
Мне довелось опробовать в деле два Валдая и два Метеора. На одном из Метеоров я путешествовал по маршруту Нижний Новгород – Казань – Нижний Новгород. Об этой поездке читайте по ссылке ниже:
А еще я встретил множество советских судов на подводных крыльях в столице Венгрии – Будапеште. Об этом читайте здесь:
_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!