Найти в Дзене

Двадцатый Валдай 45Р спущен на воду. За 7 лет. А как было в СССР?

22 апреля (ко дню рождения Ленина?) нижегородское ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустило на воду двадцатое с начала производства судно на подводных крыльях Валдай 45Р. Это второй Валдай 45Р для Саратовской области, первый спустили в ноябре 2024 года. После испытаний, в мае текущего года судно планируется передать заказчику. Всего для Саратовской области будет построено пять таких судов. Напомню, что возрождение отечественного крылатого флота началось в ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева во второй половине 2010-х годов. В 2018 году было спущено на воду первое постсоветское судно на подводных крыльях Валдай 45Р. За прошедшие 7 лет завод построил 20 ед. 45-местных СПК Валдай 45Р и 4 ед. – 120-местных Метеор 120Р. В настоящее время на стапелях предприятия строятся еще три Валдая 45Р и шесть Метеоров 120Р. Самое интересное, чем удалось заместить «недружественные» комплектующие на новых СПК? Ведь до февральских событий 2022 года с гордостью сообщалось (и не без оснований), что эти суда построен

22 апреля (ко дню рождения Ленина?) нижегородское ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустило на воду двадцатое с начала производства судно на подводных крыльях Валдай 45Р. Это второй Валдай 45Р для Саратовской области, первый спустили в ноябре 2024 года. После испытаний, в мае текущего года судно планируется передать заказчику. Всего для Саратовской области будет построено пять таких судов.

Напомню, что возрождение отечественного крылатого флота началось в ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева во второй половине 2010-х годов. В 2018 году было спущено на воду первое постсоветское судно на подводных крыльях Валдай 45Р. За прошедшие 7 лет завод построил 20 ед. 45-местных СПК Валдай 45Р и 4 ед. – 120-местных Метеор 120Р.

Валдай 45Р-20
Валдай 45Р-20

В настоящее время на стапелях предприятия строятся еще три Валдая 45Р и шесть Метеоров 120Р.

Самое интересное, чем удалось заместить «недружественные» комплектующие на новых СПК? Ведь до февральских событий 2022 года с гордостью сообщалось (и не без оснований), что эти суда построены с применением самых современных технологий и передовых компонентов. Ключевыми «передовыми» компонентами «Валдая» и «Метеора» на тот момент были немецкие дизельные двигатели MAN – надежные, долговечные и экономичные. На «Валдае» стоял один такой мотор, а на «Метеоре» – два.

Валдай 45Р-20
Валдай 45Р-20

Чем удалось заменить «немца»? Эту тему в ЦКБ по СПК не разглашают. Равно, как не отвечают на неудобные вопросы на других судостроительных предприятиях. Так, с аналогичным вопросом я обращался на завод «Красное Сормово», ответ был ожидаемым: «мы это не комментируем».

Я не исключаю, что для «Валдая» с «Метеором» по-прежнему используют MAN, поставляемый по параллельному импорту. Однако, скорее всего, его заменили на какой-нибудь китайский Weichai, Yuchai и т.п. Видимо, долгий перерыв в постройке судов в период с 2023 по 2024 год был связан с переходом на альтернативную компонентную базу.

Что касается российского аналога, то в начале 2025 года появилась новость о том, что завод «Звезда» завершил стендовые испытания двигателя для перспективного дизель-редукторного агрегата ДРА-473М, предназначенного для применения в качестве силовой установки пассажирских СПК типа Метеор 120Р и других скоростных судов. Ключевые компоненты агрегата унифицированы с серийными двигателями семейства М470. С работой образца на стенде ознакомились представители потенциального заказчика агрегатов – ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, которые подтвердили его соответствие заявленным техническим характеристикам и готовность совместно продвигать будущее изделие на российский рынок.

Валдай 45Р-20
Валдай 45Р-20

В любом случае, я искренне желаю ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева воплощения всего задуманного. А российской компонентной отрасли хочу пожелать, чтобы мы таки достигли технологического суверенитета, утраченного за последние более чем 30 лет.

Статистика по СПК Валдай 45Р и Метеор 120Р

В настоящее время 5 Валдаев работают в Нижегородской области (номера 1, 4, 5, 6, 7).

Нижегородский Валдай 45Р-6
Нижегородский Валдай 45Р-6

2 Валдая работают в Югре (номера 2, 3).

Югринский Валдай 45Р-2
Югринский Валдай 45Р-2

2 Валдая работают в Якутии (номера 8, 9).

3 Валдая работают в Чувашии (номера 11, 12, 13).

Чувашский Валдай 45Р-12
Чувашский Валдай 45Р-12

4 Валдая работают в Самарской области (номера 10, 14, 15, 16).

Самарский Валдай 45Р-10
Самарский Валдай 45Р-10

2 Валдая работают в Ростовской области (номера 17, 18).

2 Валдая начнут работу в 2025 году в Саратовской области (номера 19, 20).

Саратовский Валдай 45Р-19
Саратовский Валдай 45Р-19

Первый Метеор 120Р был спущен на воду в 2021 году. В 2022-2023 годах спущено еще 3 судна.

Сейчас 2 Метеора эксплуатируются в Югре (номера 1, 2).

Югринский Метеор 120Р-1
Югринский Метеор 120Р-1

2 Метеора трудятся в Нижегородской области (номера 3, 4).

Нижегородский Метеор 120Р-3
Нижегородский Метеор 120Р-3

Какие суда на подводных крыльях строили в СССР и в каком количестве

В СССР различные типы судов на подводных крыльях (речных и морских, малых и больших – даже 2-этажных), созданных гением Ростислава Алексеева, строились на нескольких предприятиях.

Первую партию речных СПК «Ракета» построили на Красном Сормове. В дальнейшем их серийное производство организовали на Феодосийском судостроительном заводе. С 1958 по 1974 год было изготовлено 401 судно этого типа.

Ракета. Москва, 2011 г.
Ракета. Москва, 2011 г.

Более вместительный «Метеор» сделали на Красном Сормове, серийный выпуск был организован на Зеленодольском судостроительном заводе. С 1961 по 1991 год произведено 370 судов этого типа.

Метеор. Н. Новгород, 2021 г.
Метеор. Н. Новгород, 2021 г.

СПК «Беларусь» на Гомельском судостроительном заводе в период с 1964 по 1970 год построили 28 ед.

Беларусь. Фото из книги "Ростислав Алексеев. Книга о главном"
Беларусь. Фото из книги "Ростислав Алексеев. Книга о главном"

С 1983 по 1996 годы в Гомеле делали более современные СПК «Полесье», их было собрано 90 ед.

Полесье. Венгрия, Будапешт, 2018 г.
Полесье. Венгрия, Будапешт, 2018 г.

СПК «Восход» также выпускали в Феодосии: в 1973-1993 годах со стапелей сошло 161 судно.

Восход. Санкт-Петербург, 2015 г.
Восход. Санкт-Петербург, 2015 г.

Морские СПК «Комета» строили на Потийском и Феодосийском судостроительных заводах. С 1962 по 1992 изготовлено 190 судов.

Комета. Фото из книги "Ростислав Алексеев. Книга о главном"
Комета. Фото из книги "Ростислав Алексеев. Книга о главном"

Также в период с 1981 по 1994 год в Поти было построено 40 ед. СПК «Колхида» и «Альбатрос».

Колхида. Хорватия, Риека, 2009 г.
Колхида. Хорватия, Риека, 2009 г.

Помимо перечисленных в единичных экземплярах были созданы СПК «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Циклон», «Чайка» и «Ласточка».

Выпускался также военный корабль на подводных крыльях «Антарес».

_/­_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/­_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/

Мне довелось опробовать в деле два Валдая и два Метеора. На одном из Метеоров я путешествовал по маршруту Нижний Новгород – Казань – Нижний Новгород. Об этой поездке читайте по ссылке ниже:

А еще я встретил множество советских судов на подводных крыльях в столице Венгрии – Будапеште. Об этом читайте здесь:

_/­_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/­_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!