Давно я собирался съездить в Казань, погулять по историческим местам, отведать национальную кухню, ну и поснимать местный транспорт и спецтехнику, куда ж без этого каналу с соответствующим названием. Однако всё как-то не складывалось. На поезде долго и утомительно, авиасообщение между НН и Казанью развито слабо – вылеты только два раза в неделю, да и время неудобное. Решил попробовать добраться скоростным речным транспортом – на новом Метеоре 120Р.
Отмечу, что в 2019 году, после долгих лет застоя, Нижний Новгород стал активно развивать перевозки на судах на подводных крыльях (СПК). Первоначально были открыты внутриобластные и некоторые межрегиональные рейсы на новых 45-местных СПК постсоветской серии Валдай 45Р (сейчас в НН работает 5 таких судов). Затем настал черед полноценного межрегионального сообщения на 120-местных "Метеорах". Первый рейс "Метеора" из Н.Новгорода в Казань состоялся 21 сентября 2023 года. В 2024 году "Метеоры" стали ходить до Ульяновска, Казани, Чебоксар, Козьмодемьянска, Мариинского Посада, Ярославля, Костромы, Юрьевца и Кинешмы. Кроме этого, заявлено еще несколько населенных пунктов, но расписания до них пока нет.
В настоящее время в Нижнем работают два Метеора 120Р. Метеор 120Р-3 (третье построенное судно этой серии) получил имя выдающегося советского конструктора судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислава Алексеева. Метеор 120Р-4 – Капитан Полуэктов – назван в честь капитана-испытателя первых советских СПК, соратника Ростислава Алексеева. Оба судна построены в 2023 году.
Немножко отступлю от темы и напомню, что первый постсоветский "Метеор", построенный в ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева (г. Чкаловск Нижегородской обл.), был спущен на воду в 2021 году. Я, кстати, присутствовал на этом мероприятии и прокатился на "Метеоре" (в конце статьи дана ссылка на мой подробный фотообзор первого Метеора 120Р). В 2022 году был построен второй "Метеор". Оба этих судна отправились работать в Ханты-Мансийский автономный округ. На данный момент в стадии постройки находятся еще 3 "Метеора". Кроме того, в период с 2018 по 2024 год ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева сдало в эксплуатацию 18 ед. СПК Валдай 45Р.
Возвращаюсь к теме поездки. Билет в один конец мне обошелся в 2460 руб., плюс еще столько же – обратный. По цене сопоставимо с поездом. Было опасение, что 8 часов 20 минут, проведенные в пути, будут весьма утомительны. Прежде, в советское время, а также в 1990-2000-е годы, мне приходилось совершать поездки на СПК "Ракета", "Метеор" и "Восход", но продолжительностью не более 2-х часов.
Отправление из НН состоялось ранним утром – в 6:00. В Казань мы прибыли в 14:20. По пути следования наш "Метеор" делал промежуточные остановки в Козьмодемьянске и в Чебоксарах. До Козьмодемьянска дошли за 3,5 часа, путь от Нижнего до Чебоксар составил 5 часов. Первая остановка была продолжительностью 10 минут, вторая – 15 минут.
Метеор 120Р имеет два пассажирских салона – носовой и средний. Наибольшее количество мест размещено в среднем салоне. Туда я ехал в переднем салоне, обратно – в среднем. С точки зрения обзорности, как по мне, лучшие если сидишь в среднем ряду – хороший обзор сразу на обе стороны, так как окна имеют весьма внушительный размер. Если сидишь у окна, в этом случае, конечно же, есть свой существенный плюс, но прекрасный обзор обеспечен только в одном направлении. Желающих полюбоваться видами из носового салона через панорамное лобовое стекло разочарую – через него видно только небо (((
Для желающих подышать свежим речным воздухом можно подняться на так называемую открытую площадку. Она расположена на возвышении, ближе к корме, между блоком служебных помещений и туалетных комнат (коих две штуки) и баром. Открытой площадку можно назвать с долей условности, она совсем не такая как на советских "Метеорах". На площадке имеется два довольно внушительных окна (слева и справа), которые снабжены большими форточками. Плюс в потолке есть пара люков. Площадка снабжена поручнями на случай качки. Также на ней есть два закрывающихся отсека для крупногабаритного багажа.
Значительную часть поездки я провел на этой площадке, тут и дышится приятнее, и можно вести качественную фотосъемку через открытые форточки, а не через бликующие стекла в салоне. Опять же можно периодически менять положение из "сидя в кресле" на положение "стоя" у открытого окна.
На всем протяжении маршрута можно бесконечно долго любоваться быстро меняющимися пейзажами ("Метеор" идет со скорость около 60 км/ч) – крутыми склонами и пологими берегами, "обитаемыми" и "необитаемыми" островами, деревушками и городами, маленькими церквями и впечатляющими своим масштабом и красотой монастырями, портами и проходящими мимо судами всех мастей, меняющейся картинкой на небе (то солнце, то тучи, то молнии) и т.д.
Кроме того, "Метеор" проходит через шлюз Чебоксарской ГЭС, для многих пассажиров это тоже своего рода аттракцион.
Мои опасения, что 8 часов 20 минут, проведенные в сидячем положении, будут утомительными, оказались напрасными. Поездка пролетела совершенно незаметно. Сиденья в "Метеоре" очень удобные – широкие, с массивными откидными подлокотниками, удобным профилем сидушки и спинки, с большим расстоянием для ног. Наклон спинки регулируется. Имеется откидной столик и карман для мелких вещей на спинке впередистоящего кресла. Между сиденьями очень широкие проходы. Для багажа предусмотрены вместительные багажные полки. Компоновка носового салона – 2 + 3 + 2, среднего – 2 + 4 + 2. Первый ряд сидений среднего салона развернут против хода, соответственно, между встречными сиденьями имеются полноценные столы.
Салон кондиционируется. На мой взгляд – чересчур интенсивно, по этой причине многие пассажиры одевали теплую одежду. Причем, в передней части среднего салона был наибольший дубак, в заднюю часть можно было сходить погреться. На просьбу убавить холод, сотрудник ответил, что температура регулируется автоматически.
Совсем нелишним в 8-часовой поездке является обслуживание на борту: предлагаются горячие и прохладительные напитки, сэндвичи, кондитерские изделия. Цены примерно такие же, как в поезде: кофе – 150 руб., сэндвич – 350 руб.
Пищеблок находится в корме судна, но доступ в него предусмотрен только для персонала, обслуживание пассажиров происходит на местах. Кстати говоря, на первом Метеоре 120Р, на котором мне довелось прокатиться в 2021 году в корме был реальный бар со столиками и диванами.
Обратно я добирался в Нижний Новгород на "Метеоре", проходящем из Ульяновска через Казань. С погодой повезло в меньшей степени – по дороге туда в основном было солнце, обратно – почти всю дорогу шел дождь, причем периодически это был просто ливень стеной, сопровождаемый молниями и раскатами грома. К счастью, обошлось без шторма на Чебоксарском водохранилище. Иначе бы шли не на крыльях, на малой скорости. Этим летом уже был случай, когда "Метеор", отправившийся из Ульяновска в Н.Новгород, попал в шторм в Куйбышевском водохранилище, в результате судно выбилось из графика на 4 часа, вся дорога заняла 16 часов вместо положенных 12-и.
Со временем отправления из Казани в Нижний вообще интересная история. В билете было отмечено 10:40. На сайте речного вокзала Казани указано 10:00. Позвонил в справочную вокзала, сказали, что в 10:50, но предупредили, что на всякий случай лучше приехать к 10:00. В результате, мы все же отправились в 10:50, а в НН прибыли в 19:15.
В Нижнем на причале № 8, откуда отправляются суда скоростного флота, когда мы швартовались уже стоял Метеор 120Р-4 "Капитан Полуэктов" и два Валдая 45Р.
Поездка на новом "Метеоре" мне понравилась, также, как и посещение Казани. Рекомендую всем любителем путешествий как данное транспортное средство, так и столицу Татарстана. Сейчас по маршруту НН – Казань "Метеоры" ходят с периодичностью 1-3 дня, что очень удобно для планирования непродолжительного путешествия. На перспективу рассчитываю съездить на "Метеоре" в Ярославль, но пока в расписании очень мало рейсов: на конец июля – август заявлено всего три отправления с интервалом 9-12 дней. Обратно придется ехать на поезде – не интересно.
В заключение моя небольшая фотоподборка с видами Казани.
Еще немного Казани.
Для любителей транспорта и спецтехники – фоторяд с местным колоритом.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!
Обещанная ссылка на подробный фотообзор первого Метеора 120Р: