Современные школы стоят за заборами. В современную школу сейчас не войдёшь просто так поболтать с учителями. А вот в советской школе охраны почти не было, можно было войти, когда хочешь, если не ночью. Правда однажды у меня произошёл небольшой казус. О нём и расскажу в этой статье.
Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Учителя любят, когда к ним приходят в гости ученики, но лучше посещать их дома.
Описываемы события произошли в конце 80-х, когда я учился в техникуме, а в школу приходил вечерами на тренировки и то не каждый день. Однажды же мне надо было к Вовычу средь бела дня и меня чуть было не пустили в родную школу!
«Стоять! Ты куда?»
Я зашёл в родную школу, как обычно нагло распахнув дверь с видом хозяина. Уже второй год как выпустился, окончив восемь классов, но тут всё ещё мои корни: и похабные надписи в туалете (частично мои), и отремонтированная нашими руками аудитория, где чистые полакированные парты, и тот же приятный школьный запах — смесь мела, тушёнки из столовки и советского масляной краски, которой постоянно что-то подкрашивают.
Но едва я переступил порог, как передо мной выросла стена. В прямом смысле.
- Ты куда? - гаркнула бабулька в синем халате, перекрывая собой проход.
Я опешил. Этой бабулькой я мог поиграть в баскетбол, а она мне дорогу перегораживает!
- В школу.
- А ты кто?
- Бывший ученик.
- А сейчас?
- Студент техникума.
- Значит, посторонний, - торжествующе сделала вывод она и ткнула пальцем в табличку: «Посторонним вход воспрещён».
Я покосился на другой стенд, где огромными буквами было написано:
«ДЛЯ ВАС ВСЕГДА ОТКРЫТЫ В ШКОЛУ ДВЕРЬ!»
- Ну вот же! - тыкнул я в надпись. - Для нас всегда открыта в школе дверь! А в холле вон надпись: «Добро пожаловать!»
- Ну и что? - фыркнула вахтёрша. - Это для родителей. А ты кто? Родитель?
Я посмотрел на себя в зеркало возле раздевалки: рваные джинсы, потёртая джинсуха, дымительная палочка за ухом.
- М-да, внешний вид не школьный! – буркнул я.
- Иди-ка отсюда, панк, — сказала она и сделала вид, что сейчас вызовет милицию.
- Да мне к Вовычу надо! – продолжал настаивать я.
- Иди вон! – прикрикнула она.
- Нормальный ход! – возмутился я. – Из родной школы выгоняют!
Директор приходит на помощь
Тут из кабинета вышел директор — тот самый Дятел (это его прозвище), который когда-то лично гонялся за мной по этажам с криком: «Я тебе покажу, как пожарную сигнализацию включать!» и каждый раз, когда попадал к нему в кабинет говорил: «Отца в школу!»
- Что тут за шум? - спросил он, окидывая нас взглядом.
- Этот… этот хулиган ломится в школу! - завопила бабулька.
Директор посмотрел на меня. Я посмотрел на него.
- А… Юра, — вздохнул он. — Ну, конечно, кто бы ещё мог ломиться в школу во время уроков.
- Я к Вовычу! – честно признался я, как будто это всё объясняло.
- Лучше пропустите его, Марья Ивановна, - посоветовал директор, — а то он тут дебош устроит, как в том году с пожарным гидрантом. Слыхали о таком?
- Ага!
- Так что пропустите от греха подальше!
Вахтёрша нехотя посторонилась, но не сдалась:
- А если он тут нахулиганит?
- Он уже нахулиганил, - сказал директор. - Он пришёл! И этим всё сказано.
- Вот! – согласился я и ткнул указательным пальцем в небо.
Я прошёл внутрь, но, чтобы окончательно победить, обернулся и сказал:
- Кстати, в холле действительно «Добро пожаловать!» написано.
- Иди уже! — зашипела вахтёрша.
Позже я узнал, что Марья Ивановна — бывший военком, и её взяли на вахту специально, чтобы «наводить порядок». Говорят, ей это удавалось. Дети её боялись.
Через неделю я снова пришёл с гитарой к нашему 11 «А», там учились мои одноклассники, кто не поступал в училища и техникум, а гитару Вовычу принёс. Марья Ивановна смерила меня рентгеновским взглядом, вздохнула… и пропустила.
- Только без пожарных гидрантов! - крикнула вдогонку.
- Конечно, и даже окна бить не буду! – пообещал я.
Так у меня началась дружба с вахтёршей. Потому что школа - она на то и школа, чтобы двери всё-таки оставались открытыми. Даже для «посторонних».
Казалось бы, одна вахтёрша, а охраняла всю школу!
Школьная стража времен СССР
Давайте посмотрим, как охранялись советские школы с иронией.
В советской школе охранник был фигурой почти мифологической — не то страж порядка, не то добрый волшебник из местного ЖЭКа. Его пост у дверей напоминал пограничный пункт между миром знаний и улицей, где «Васька с пятого подъезда» поджидал слабаков для выяснения отношений.
Назовём этого героя «Петрович», в моём случае – «Ивановна». «Петрович» не просто вахтер, а институт, знающий каждого ученика в лицо.
Официально должность называлась «вахтер», но дети знали по отчеству, что только повышало его статус. Человек, способный одним взглядом определить, кто прячет в портфеле двойку, а кто — жвачку "Turbo" заслуживал особого уважения. Я, когда учился в школе, дружил со всеми вахтёрами. Его власть была безгранична!
Вот посудите сами.
Забыл сменку после физры – Петрович выдаст тапочки или кофту из «фонда забытых вещей» (коробка под столом с ароматом 1982 года), но, правда надо вернуть, иначе больше не даст.
Он мирил дерущихся первоклашек фразой «А ну марш на улицу!», но мог и покрыть того, кто разбил окно мячом — если родители принесут «компенсацию» в виде банки варенья. Кстати, он же часто и стеклил разбитые окна.
«Петрович» находил пропавшие портфели по принципу «Кто последний дрался в раздевалке?» И ведь всегда находил!
Техническое оснащение «Петровича»
Охрана полагалась не на камеры как сейчас, а на сеть осведомителей в лице дежурных классов и просто любителей поболтать. Те в ходе простой светской беседы «докладывали» о подозрительных личностях (например, о парне из ПТУ, который пришел «к Катьке из 9Б»).
Дверь с доводчиком в виде ржавой скрипящей пружины, звук которой был слышен на всех этажах. А если дверь резко отпустить, она захлопывалась с грохотом, равным сигналу тревоги.
Журнал посещений – толстая тетрадь, которую лично я никогда не видел, но знал о ней как о сказочном мифе. В ней родители писали «Иванова, такого-то числа, отпустить домой после второго урока». Говорят запись оставлялась корявым почерком, будто шифровка агента.
Указка – ею можно было и урок вести, и указать на нарушителя, и «погадать», кто съел варенку из столовой. А при необходимости и кольнуть в опу для острастки.
В те времена, как и сейчас главным ЧП было: «В школу пробрался посторонний!»
Правда посторонними являлись:
Бродячий пес, привлеченный запахом котлет из столовой.
Местный алкаш «дядя Коля», ищущий «Маринку-училку» (его мягко выводили под ручку, пока он рассказывал про войну).
Смельчак, пытавшийся пронести в спортзал гитару для «андеграундного» концерта.
И всегда всё решалось мирно, при помощи слов и строгого голоса.
Почему система работала?
Все всех знали – чужака вычисляли по отсутствию портфеля или слишком чистым ботинкам. Да и вообще в нашей школе чистюль можно было на пальцах одно руки посчитать!
Страх перед «звонком родителям» был сильнее любой сигнализации. Про «Конвенцию о правах ребёнка» мы тогда не знали.
Пионерская совесть - даже хулиган не рисковал воровать журналы (хотя у нас такой случай был), ведь его могли «проработать» на линейке, а это очень неприятно, когда на тебя осуждающе смотрят тысячи глаз!
Главное, школа чувствовала себя крепостью без замков – потому что охраняли ее не системы, а люди. Правда, иногда «Петрович» засыпал на посту... но это уже, как говорится, другая история.
Если вам кажется, что в вашей школе не было охраны – значит «Петрович» просто хорошо работал.
А вас долго пускали в школу после её окончания?
Вот ссылка на статью о том, как мы делали ремонт в классе и наказывали тех, кто классу вредил:
А вот ссылка об украденном журнале:
До свидания! Будьте вежливы с вахтёрами, и они ответят вам тем же!