Найти в Дзене

«Добро пожаловать, или пошёл вон!»: как охранялись школы СССР

Оглавление

Современные школы стоят за заборами. В современную школу сейчас не войдёшь просто так поболтать с учителями. А вот в советской школе охраны почти не было, можно было войти, когда хочешь, если не ночью. Правда однажды у меня произошёл небольшой казус. О нём и расскажу в этой статье.

Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Учителя любят, когда к ним приходят в гости ученики, но лучше посещать их дома.

Описываемы события произошли в конце 80-х, когда я учился в техникуме, а в школу приходил вечерами на тренировки и то не каждый день. Однажды же мне надо было к Вовычу средь бела дня и меня чуть было не пустили в родную школу!

«Стоять! Ты куда?»

Я зашёл в родную школу, как обычно нагло распахнув дверь с видом хозяина. Уже второй год как выпустился, окончив восемь классов, но тут всё ещё мои корни: и похабные надписи в туалете (частично мои), и отремонтированная нашими руками аудитория, где чистые полакированные парты, и тот же приятный школьный запах — смесь мела, тушёнки из столовки и советского масляной краски, которой постоянно что-то подкрашивают.

Но едва я переступил порог, как передо мной выросла стена. В прямом смысле.

- Ты куда? - гаркнула бабулька в синем халате, перекрывая собой проход.

Я опешил. Этой бабулькой я мог поиграть в баскетбол, а она мне дорогу перегораживает!

- В школу.

- А ты кто?

- Бывший ученик.

- А сейчас?

- Студент техникума.

- Значит, посторонний, - торжествующе сделала вывод она и ткнула пальцем в табличку: «Посторонним вход воспрещён».

Я покосился на другой стенд, где огромными буквами было написано:

«ДЛЯ ВАС ВСЕГДА ОТКРЫТЫ В ШКОЛУ ДВЕРЬ!»

- Ну вот же! - тыкнул я в надпись. - Для нас всегда открыта в школе дверь! А в холле вон надпись: «Добро пожаловать!»

- Ну и что? - фыркнула вахтёрша. - Это для родителей. А ты кто? Родитель?

Я посмотрел на себя в зеркало возле раздевалки: рваные джинсы, потёртая джинсуха, дымительная палочка за ухом.

- М-да, внешний вид не школьный! – буркнул я.

- Иди-ка отсюда, панк, — сказала она и сделала вид, что сейчас вызовет милицию.

- Да мне к Вовычу надо! – продолжал настаивать я.

- Иди вон! – прикрикнула она.

- Нормальный ход! – возмутился я. – Из родной школы выгоняют!

-2

Директор приходит на помощь

Тут из кабинета вышел директор — тот самый Дятел (это его прозвище), который когда-то лично гонялся за мной по этажам с криком: «Я тебе покажу, как пожарную сигнализацию включать!» и каждый раз, когда попадал к нему в кабинет говорил: «Отца в школу!»

- Что тут за шум? - спросил он, окидывая нас взглядом.

- Этот… этот хулиган ломится в школу! - завопила бабулька.

Директор посмотрел на меня. Я посмотрел на него.

- А… Юра, — вздохнул он. — Ну, конечно, кто бы ещё мог ломиться в школу во время уроков.

- Я к Вовычу! – честно признался я, как будто это всё объясняло.

- Лучше пропустите его, Марья Ивановна, - посоветовал директор, — а то он тут дебош устроит, как в том году с пожарным гидрантом. Слыхали о таком?

- Ага!

- Так что пропустите от греха подальше!

Вахтёрша нехотя посторонилась, но не сдалась:

- А если он тут нахулиганит?

- Он уже нахулиганил, - сказал директор. - Он пришёл! И этим всё сказано.

- Вот! – согласился я и ткнул указательным пальцем в небо.

Я прошёл внутрь, но, чтобы окончательно победить, обернулся и сказал:

- Кстати, в холле действительно «Добро пожаловать!» написано.

- Иди уже! — зашипела вахтёрша.

Позже я узнал, что Марья Ивановна — бывший военком, и её взяли на вахту специально, чтобы «наводить порядок». Говорят, ей это удавалось. Дети её боялись.

Через неделю я снова пришёл с гитарой к нашему 11 «А», там учились мои одноклассники, кто не поступал в училища и техникум, а гитару Вовычу принёс. Марья Ивановна смерила меня рентгеновским взглядом, вздохнула… и пропустила.

- Только без пожарных гидрантов! - крикнула вдогонку.

- Конечно, и даже окна бить не буду! – пообещал я.

Так у меня началась дружба с вахтёршей. Потому что школа - она на то и школа, чтобы двери всё-таки оставались открытыми. Даже для «посторонних».

Казалось бы, одна вахтёрша, а охраняла всю школу!

-3

Школьная стража времен СССР

Давайте посмотрим, как охранялись советские школы с иронией.

В советской школе охранник был фигурой почти мифологической — не то страж порядка, не то добрый волшебник из местного ЖЭКа. Его пост у дверей напоминал пограничный пункт между миром знаний и улицей, где «Васька с пятого подъезда» поджидал слабаков для выяснения отношений.

Назовём этого героя «Петрович», в моём случае – «Ивановна». «Петрович» не просто вахтер, а институт, знающий каждого ученика в лицо.

Официально должность называлась «вахтер», но дети знали по отчеству, что только повышало его статус. Человек, способный одним взглядом определить, кто прячет в портфеле двойку, а кто — жвачку "Turbo" заслуживал особого уважения. Я, когда учился в школе, дружил со всеми вахтёрами. Его власть была безгранична!

Вот посудите сами.

Забыл сменку после физры – Петрович выдаст тапочки или кофту из «фонда забытых вещей» (коробка под столом с ароматом 1982 года), но, правда надо вернуть, иначе больше не даст.

Он мирил дерущихся первоклашек фразой «А ну марш на улицу!», но мог и покрыть того, кто разбил окно мячом — если родители принесут «компенсацию» в виде банки варенья. Кстати, он же часто и стеклил разбитые окна.

«Петрович» находил пропавшие портфели по принципу «Кто последний дрался в раздевалке?» И ведь всегда находил!

-4

Техническое оснащение «Петровича»

Охрана полагалась не на камеры как сейчас, а на сеть осведомителей в лице дежурных классов и просто любителей поболтать. Те в ходе простой светской беседы «докладывали» о подозрительных личностях (например, о парне из ПТУ, который пришел «к Катьке из 9Б»).

Дверь с доводчиком в виде ржавой скрипящей пружины, звук которой был слышен на всех этажах. А если дверь резко отпустить, она захлопывалась с грохотом, равным сигналу тревоги.

Журнал посещений – толстая тетрадь, которую лично я никогда не видел, но знал о ней как о сказочном мифе. В ней родители писали «Иванова, такого-то числа, отпустить домой после второго урока». Говорят запись оставлялась корявым почерком, будто шифровка агента.

Указка – ею можно было и урок вести, и указать на нарушителя, и «погадать», кто съел варенку из столовой. А при необходимости и кольнуть в опу для острастки.

В те времена, как и сейчас главным ЧП было: «В школу пробрался посторонний!»

Правда посторонними являлись:

Бродячий пес, привлеченный запахом котлет из столовой.

Местный алкаш «дядя Коля», ищущий «Маринку-училку» (его мягко выводили под ручку, пока он рассказывал про войну).

Смельчак, пытавшийся пронести в спортзал гитару для «андеграундного» концерта.

И всегда всё решалось мирно, при помощи слов и строгого голоса.

-5

Почему система работала?

Все всех знали – чужака вычисляли по отсутствию портфеля или слишком чистым ботинкам. Да и вообще в нашей школе чистюль можно было на пальцах одно руки посчитать!

Страх перед «звонком родителям» был сильнее любой сигнализации. Про «Конвенцию о правах ребёнка» мы тогда не знали.

Пионерская совесть - даже хулиган не рисковал воровать журналы (хотя у нас такой случай был), ведь его могли «проработать» на линейке, а это очень неприятно, когда на тебя осуждающе смотрят тысячи глаз!

Главное, школа чувствовала себя крепостью без замков – потому что охраняли ее не системы, а люди. Правда, иногда «Петрович» засыпал на посту... но это уже, как говорится, другая история.

Все картинки данной публикации сгенерированы нейросетью Шедеврум по  запросу атовра кнаала
Все картинки данной публикации сгенерированы нейросетью Шедеврум по запросу атовра кнаала

Если вам кажется, что в вашей школе не было охраны – значит «Петрович» просто хорошо работал.

А вас долго пускали в школу после её окончания?

Вот ссылка на статью о том, как мы делали ремонт в классе и наказывали тех, кто классу вредил:

А вот ссылка об украденном журнале:

До свидания! Будьте вежливы с вахтёрами, и они ответят вам тем же!