Это сегодня русская и зарубежная классическая литература имеет общемировое признание. Ну а на момент своей первой публикации некоторым произведениям пришлось пережить оглушительный, беспощадный провал.
Некоторые из книг, над которыми глумились критики, а читатели встречали либо недоумением, либо холодным равнодушием, мы рассмотрели в первой части статьи. Время, конечно, расставило все по местам, и книги, подвергавшиеся насмешкам, не просто пережили свою эпоху, а стали подлинным образцом художественного слова. Но их путь к этому пьедесталу был очень даже непрост...
"Мастер и Маргарита" — Михаил Булгаков
Первая реакция: ее просто не было, потому что книгу к публикации не допустили. Еще на этапе рецензирования литературные критики, редакторы и члены редколлегии разгромили произведение в пух и прах.
Собственно, в главе 13 под названием "Явление героя" вся эта история детально описывается, а безысходное отчаяние автора очень ярко выражено единственной строкой: "– И я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда моя жизнь кончилась".
Отдельные фрагменты из "Мастера и Маргариты", напечатанные в прессе того времени, только подлили масла в огонь: слишком уж несвоевременными оказались поднятые в романе теме. На фоне такого провала Булгаков и сам утратил веру в то, что книга когда-нибудь увидит свет. А ведь сегодня это произведение - любимейшая книга миллионов, сюжет которой вдохновил на многочисленные театральные постановки и экранизации.
"451 градус по Фаренгейту" — Рэй Брэдбери
Первая реакция: неоднозначная, как со стороны критиков, так и со стороны публики.
Большинство рецензентов нашли книгу "слишком радикальной", а ее центральный антиутопический посыл - "параноидальным". Пресса кричала, что Брэдбери «сгущает краски» с его мрачным и нереалистичным видением будущего, где книги не только запрещены, но и сжигаются на кострах.
Читатели тоже приняли роман с прохладцей: его первые тиражи расходились неохотно, а публика, привыкшая к традиционной научной фантастике, не воспринимала его философскую глубину.
Однако уже лет через 6-7, на фоне холодной войны, маккартизма и цензуры в СМИ, книга стала восприниматься как пророческая. Критики переменили своё мнение, а сам писатель превратился из «автора странной антиутопии» в "живого классика". Сегодня роман «451° по Фаренгейту» входит в списки книг с общемировым признанием, а цитаты из него стали частью культурного кода.
«Не нужно жечь книги, чтобы уничтожить культуру. Достаточно заставить людей перестать их читать».
«Книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сожги её. Разряди ружьё. Обезвредь ум».
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их».
"Приключения Гекльберри Финна" — Марк Твен
Первая реакция: критика в духе "мусор, пригодный только для трущоб", процветающая на фоне народной любви.
Несмотря на то, что широкая публика приняла роман скорее восторженно, чем негативно, авторитетные источники в лице маститых литературных критиков долгое время делали все возможное для провала книги. Рецензентов возмущала грубая речь персонажей (явление, которое в американской литературе ранее не встречалось), их аморальное, антиобщественное поведение - то есть, все то, что могло "подавать молодежи плохой пример".
Однако скандалы только подогрели интерес к роману – сегодня эта книга считается культовой, хотя споры о ней не утихают до сих пор. Так, например, в 2010 году ее исключили из американской школьной программы.
В общем, провал на старте, как нас убедила история классической литературы, совсем не значит, что этот провал - окончательный и бесповоротный. Другое дело - успеет ли автор стать свидетелем триумфа своего произведения?
__________________________
Непрочитанная классика ВКонтакте
Непрочитанная классика в Телеграм
Непрочитанная классика в Одноклассниках