Это не первое упоминание танка Abrams Block III на страницах нашего ресурса, однакол настолько подробно он рассмотрен впервые. Это достаточно давняя статья с ТопВара за авторством Кирилла Рябова. Так что уверен она многим будет интересна.
В начале 1980-х годов Министерство обороны США инициировало исследовательскую программу с целью разработки передовой техники для сухопутных сил. Планировалось создание нескольких типов новых боевых машин различного назначения, включая основной боевой танк. Этот танк, разрабатываемый в рамках новой программы, должен был заменить существующие танки M1 Abrams. Ожидалось, что первые серийные образцы новой модели поступят на вооружение примерно в середине 1990-х годов.
Проект, получивший название M1 Abrams Block III, был направлен на создание перспективного основного танка, превосходящего существующие аналоги по своим характеристикам. В качестве основных методов повышения характеристик рассматривались новая компоновка внутреннего пространства корпуса, необитаемая башня с автоматической системой вооружения, а также использование ряда новых агрегатов силовой установки и радиоэлектронного оборудования. Кроме того, предполагалось, что в конструкции новой бронемашины будут использованы некоторые узлы существующих танков, что должно было упростить и удешевить производство перспективной техники.
Основной танк M1 Abrams Block III, согласно задумке инженеров компании General Dynamics Land Systems, должен был иметь радикально новую для американского танкостроения компоновку. Для повышения уровня защиты предлагалось увеличить толщину верхней лобовой детали корпуса и установить ее под большим углом к вертикали. Такая конструкция передней части корпуса позволяла создать относительно большой единый объем для размещения всего экипажа. В передней части корпуса перспективного танка предлагалось разместить рабочие места трех танкистов (командира, механика-водителя и наводчика) рядом друг с другом. Это позволило бы улучшить компоновку внутреннего пространства корпуса и повысить уровень защиты экипажа.
В средней части корпуса нового танка должна была располагаться башня с пушкой, оснащенная комплексом автоматики. Эта автоматика должна была осуществлять заряжание и наведение пушки по командам экипажа. Предложение о создании необитаемой башни предполагало разработку оригинального автомата заряжания и другого оборудования.
Предполагалось, что мотор и коробка передач будут расположены в задней части корпуса танка. Подобная схема размещения силовой установки была уже проверена и не требовала дополнительных изысканий.
В середине 1983 года было завершено создание первой экспериментальной модели под обозначением SRV (Исследовательская Машина-Заменитель). Аппарат SRV был спроектирован для изучения новой схемы расположения узлов внутри танкового корпуса. Основной задачей тестов SRV являлась проверка размещения экипажа в общем отсеке в передней части корпуса. Базой для опытной машины SRV стало шасси танка M1 Abrams. При создании SRV базовый корпус был значительно переработан. Вследствие особого размещения рабочих мест трех танкистов, пришлось существенно увеличить длину передней части корпуса. Силовая установка и ходовая часть остались без изменений. На месте башни был установлен весовой макет башни лафетного типа. По некоторым сведениям, впоследствии машину SRV оснастили лазерной системой, что позволило провести предварительные исследования особенностей работы орудия.
Тестирование экспериментальной машины SRV дало возможность оценить достоинства и недостатки размещения экипажа в общем отсеке. Главным плюсом такой компоновки корпуса была возможность обеспечить более высокий уровень защиты для экипажа. Кроме того, облегчалось размещение других агрегатов. В то же время, необычное расположение танкистов влияло на сложность бортового оборудования: наводчику и командиру требовались относительно сложные системы для наблюдения за окружающей обстановкой и управления вооружением. Однако, эти сложности не стали причиной прекращения проекта.
Размещение экипажа и система автоматического заряжания ХМ-91:
После завершения тестов экспериментального SRV, началась постройка нового прототипа. В качестве базы для тестового танка TTB (Tank Test Bed) использовали шасси M1 Abrams, модернизированное с учетом результатов испытаний SRV. Как и SRV, TTB имела общее отделение для экипажа в передней части корпуса, но отличалась компонентами, расположенными на башне. Новый прототип получил боевой модуль с необитаемым боевым отделением и 120-мм гладкоствольную пушку M256, установленную на уникальных креплениях.
Внутри корпуса TTB размещались механизмы автоматической зарядки. Предполагалось хранить 44 унитарных снаряда в двухрядном карусельном магазине с вертикальными ячейками. Автоматическая система должна была извлекать выбранный снаряд и подавать его на линию досылания по команде экипажа.
Часть прицельных устройств разместили около орудия. Из-за необычной компоновки экипажа пришлось создать специальную систему с видеокамерами.
Испытания TTB прошли в конце 1980-х годов. Тесты экспериментального прототипа показали перспективность предложенной концепции для создания новой бронетехники. Однако требовалось продолжение исследований и конструкторских работ. Некоторые элементы нуждались в дальнейшей доработке.
На одном из этапов проекта M1 Abrams Block III появилось предложение, касавшееся значительного повышения огневой мощи. В восьмидесятых годах американские оружейники работали над проектом перспективного гладкоствольного орудия XM291, имевшего калибр 140 мм. Сама пушка, автомат заряжания для нее (XM91) и семейство 140-мм боеприпасов разрабатывались в рамках проекта ATAC. Использование пушки XM291 могло привести к значительному росту боевых возможностей танков. Так, дульная энергия орудия XM291 была примерно вдвое больше, чем у M256. В сочетании с семейством новых боеприпасов это должно было значительно улучшить характеристики бронетехники.
Имея большую дульную энергию в сравнении с существующим оружием, пушка XM291 была заметно легче. Разница в весе XM291 и M259 превышала 90 кг. Конструкция 140-мм орудия допускала замену ствола. После сравнительно быстрой процедуры (около часа) танк, оснащенный пушкой XM291, мог бы использовать стандартные боеприпасы калибра 120 мм. Специально для использования с этой пушкой был создан автомат заряжания XM91.
Разработка танка M1 Abrams Block III и перспективного орудия для него продолжалась до начала девяностых годов. В ходе проекта были достигнуты некоторые успехи, и новый танк мог попасть в войска до конца десятилетия. Тем не менее, на судьбе проекта сказалась политическая обстановка в мире. После распада Советского Союза американские и европейские военные стали считать, что бывший потенциальный противник больше не представляет опасности, и поэтому сократили расходы на перспективные проекты. Большое количество программ было заморожено, а часть закрыта. Среди прочих под сокращение попал и проект создания перспективного основного танка.
Все работы по проекту M1 Abrams Block III были приостановлены, а затем прекращены. Дальнейшее развитие танков было решено вести по пути совершенствования имеющихся машин семейства M1 Abrams без каких-либо серьезных изменений конструкции. Одним из результатов такого подхода к обновлению бронетехники стало прекращение работ по 140-мм орудию XM291. Несмотря на высокие характеристики, оно не соответствовало взглядам военных на модернизацию танков.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉