Найти в Дзене
Leeloo2525

Полезные споры. Вышивка подбором

Оглавление

Вышивка моей мамы по схеме «Полезные споры» от Светланы Яковлевой из десятого выпуска журнала «Время вышивать!», к которой я подобрала материалы и укомплектовала самодельный набор.

Если интересны подробности подбора, советую почитать отдельный рассказ об этом, сейчас будет лишь краткий пересказ.

При выборе материалов я ориентировалась на удобство для мамы и цену. Например, мама не пользуется равномеркой и собралась вышить этот дизайн трижды, поэтому я приобрела отрез бежевой «Аиды» от «Гаммы» размером 50 × 50 см. Бисер «Гамма» откровенно повторяет номера бисера Preciosa, указанного в ключе к схеме, а замену мелкому Toho я нашла на AliExpress. Нитки частично подбирались по живым образцам DMC (4 из 8 оттенков), частично — на глаз по фото отшива и по фото мулине в интернете с последующей проверкой, как мои замены смотрятся вместе друг с другом и с бисером на канве.

О подобранных материалах

Мама успела закончить первую вышивку, и можно проанализировать качество подбора материалов.

-2

Оттенок канвы отлично подошёл для этой вышивки.

Мои нитки практически идентичны оригинальным, а схема простила бы небольшие расхождения в оттенках. За это я почти не переживала, и мне нравится палитра готовой вышивки.

С бисером интереснее. Известно, что бисер «Гамма» не откалиброван по ширине, поэтому я предупредила маму, чтобы она не экономила и выбирала самые красивые, одинаковые бисерины. Но она брала все подряд. Зато мы можем посмотреть, портит ли это вид вышивки.

А вот китайский микробисер показал класс: бисерины одинаковы по ширине, отверстия в них достаточно широкие для вышивальной иглы, а главное — подобранный мной оттенок подошёл к вышивке! Бисерины бледнее тех, что заявлены в ключе, не такие жёлтые, и мне так даже больше нравится, теперь жёлтые точки на отшиве в журнале кажутся странными.

Недостаток китайского микробисера: на некоторых бисеринах есть сколы. Если жалко выбрасывать брак (например, тогда бисера не хватит на весь отшив), можно пришивать их сколами вниз: в таком большом скоплении бисера они точно затеряются.

Мама попробовала мононить, но отказалась от неё в пользу мулине в два сложения в цвет бисера. Мононить у меня толщиной 0,1 мм, видимо, она вообще не держит бисерины на месте. Ничего, пригодится для имитации кошачьих усов в одном дизайне Елены Калаевой.

Советы новичкам

У моей мамы это первая авторская схема российского дизайнера. В плане размера и количества цветов выбор подходящий, но есть пара моментов, которые вызовут сложности у рукодельниц, ранее вышивавших только по наборам крупных производителей. В эти наборы принято вкладывать исчерпывающую инструкцию, а схемы по-разному упрощать. Дизайнеры же переносят рисунок-исходник в схему как он есть, не задумываясь о том, как это предстоит вышивать (потому что многие из них забыли, каково это — не знать каких-то техник и секретов, им кажется, что в схеме всё элементарно), и редко дают инструкции.

Журнал «Время вышивать!» полностью состоит из схем независимых дизайнеров и приводит их практически в первозданном виде, иногда с добавлением примечаний о совсем уж неочевидных деталях. Например, когда обозначенный на конкретной схеме контур не вышивается, а служит ориентиром при сборке пинкипа, или когда на пластиковой канве нужно отступать больше клеточек между элементами вышивки, чем показано на схеме, если вы собираетесь их потом вырезать.

Среди опубликованных схем встречаются маленькие и несложные в исполнении, однако ни в одном выпуске не указывается, что все крестики нужно выполнять в одну сторону, что на равномерке следует вышивать через две нити переплетения, что при неполной зашивке разметку нельзя рисовать простым карандашом и т. п. Поэтому в целом можно сказать, что журнал «Время вышивать!» не для новичков — он больше для вышивальщиц с опытом и для тех, кто готов искать дополнительную информацию в интернете или спрашивать совета у других рукодельниц. Но это и хорошо.

Подробные объяснения на страницах журнала не панацея — более того, в наше время они там лишние. К примеру, в журнале «Вышиваю крестиком» из номера в номер печатали двухстраничную инструкцию для новичков — жест благородный, но малоэффективный. Это две оплаченные в типографии страницы, которые подавляющее большинство читателей каждый раз не глядя пропускают, да и новички, я уверена, ни разу не дочитали эту инструкцию до конца, потому что начинается она с иллюстрации совсем прописных истин, и читатель мгновенно теряет интерес.

Разворот сложноват для восприятия, а за «Стартуем» хочется ударить словарём Ожегова.
Разворот сложноват для восприятия, а за «Стартуем» хочется ударить словарём Ожегова.

Кроме того, в подобных инструкциях приходится навязывать человеку «оптимальную» длину пасмы, «правильные» способы закрепления нити, размер иглы и т. п., хотя в этих вопросах человек должен решать сам, как ему удобнее. И всё равно многие проблемы в этой инструкции опущены: как ровно укладывать крестики, пришивать бисер, выполнять французские узелки, работать с металликом и т. д. Даже если в каждом номере повторять инструкцию для новичков, у читателей останется масса вопросов, а объяснение каждого нюанса превратило бы выпуск в объёмный том — который, опять же, никто не удосужится изучить. Гораздо быстрее, понятнее и интереснее самостоятельно найти конкретную информацию, посмотреть видео-мастер-класс или посоветоваться с коллегами.

Расскажу, чему я учила маму в ходе вышивания «Полезных споров», вдруг это кому-нибудь пригодится.

1. Игла для вышивания крестиком должна быть тупой.

Оказывается, моя мама уже давно вышивает острой иглой. Игл у неё много, но из-за дальнозоркости она не может отличить тупые от острых, а закалённые на огороде пальцы не чувствуют разницы на ощупь. Я привезла ей тупых игл и отдельную подушечку-игольницу для них, чтобы они всегда были под рукой.

Почему важно вышивать крестики тупой иглой: ею удобнее нащупывать отверстия в канве. Острая игла без усилий пройдёт и через нити канвы, крестик из-за этого получится неровный. Чтобы проткнуть нити канвы тупой иглой, нужно приложить силу, это неприятно и этого поневоле стараешься избегать. Когда канва сопротивляется, вы ищете иглой другое, более податливое место, а крестики получаются одинаковыми.

-5

Если вы не можете понять, острая ли у вас игла, внимательно рассмотрите крестики на своей вышивке: если не все они чётко вписаны в отверстия канвы, а встречаются те, что залезают в пространство между отверстиями, разделяя нити переплетения канвы — скорее всего, игла острая.

2. Перекрутившуюся нить нужно рельсовать (от слова «рельсы»), то есть при выводе нити на изнанку вставлять иглу в отверстие между двумя ниточками, которыми вы вышиваете: это не даст им перекрутиться в стежке.

Особенно это важно в длинных прямых стежках, похожих на гладь. На данной схеме есть «заборчик» из розовых прямых стежков, которые напрашиваются на рельсование.

-6

Кто-то рельсует и все крестики, но можно обойтись без этого, если периодически раскручивать рабочую нить. Да и несколько перекрученных крестиков вышивку не испортят.

Розовый «заборчик» интересен ещё и в другом: каждый второй стежок в нём вышивается не через отверстия канвы, а через середину клеточки. А выше был совет о тупой игле, которая легко нащупывает отверстия, но плоха в прокалывании переплетений нитей «Аиды». Что же делать? Мы решили комбинировать иглы: сначала тупой иглой вышивать те стежки, что проходят через отверстия канвы, а потом, дойдя до конца «заборчика», поменять иглу и пойти в обратном направлении, заполняя оставшиеся стежки. У 14-й «Аиды» между отверстиями расположено по четыре нити переплетения, то есть иглой нужно отодвинуть две, чтобы стежок получился ровно посередине клеточки.

На равномерке проще: эти стежки вышиваются через одну нить переплетения.

3. Когда бисерины вписаны в клеточки схемы, это значит, что они пришиваются в пустые клеточки канвы. Пришиваются наискосок, полукрестом.

Думаю, направление не важно, если оно не обыграно по смыслу в вышиваемой картине, главное — чтобы все бисерины были пришиты в одном направлении: это приятнее глазу.

Не могу вспомнить, когда я сама поняла, что бисер пришивается по диагонали. Мои именные обереги от «Панны» вышиты неправильно, там я располагала бисер вертикально, как и на обложках наборов. Автор отшивов с обложки тоже не знал, как правильно. :Р

4. Нужно избегать длинных протяжек на изнанке.

Свободные длинные протяжки чреваты провисанием нити на лицевых стежках, а если на лице над протяжкой стежков нет, она может просвечивать через канву и портить вид. В отдельных случаях длинные протяжки усложняют аккуратное оформление работы, так как превращаются в бугры под вышивкой. Пример с вышивального Reddit’а.

-8

У себя я допускаю свободные протяжки клеточки на три-четыре. Если я веду нить дальше, то закрепляю её под изнаночными стежками, чтобы она не провисала и не мешала вышивать в дальнейшем. Пришивая зелёный бисер в верхнем бордюрчике «Полезных споров», я бы горизонтально фиксировала протяжки под изнаночными стежками коричневых крестиков. Белые бисерины пришивала бы по одной с закреплением и отрезанием нити каждый раз.

Но что делать, если нить негде закрепить? На схеме есть эдакие уголки вокруг капусты: двойные стежки бэкстича по три клетки каждый. На изнанке в этих местах нет удобных рядов коротких изнаночных стежков, но свободные протяжки длиной в 24 клеточки от одного уголка к другому — нежелательный вариант.

-9

Закрепить двойную нить можно в любом месте, даже под одиночным длинным стежком, если одну из нитей провести под выбранным стежком, а вторую нет, и затем дважды завязать их на узелок. Этот узелок крошечный, рельефа на лицевой стороне не образует. При желании можно использовать этот способ и более чем с двумя нитями в игле.

Итоги и планы

Симпатичная всё-таки разработка. Приятное сочетание домашней овощной темы и ажурных узоров, похожих на салфетки, удачная комбинация разных вышивальных техник и материалов. Использование бисера на цветной капусте, да ещё двух калибров — остроумный ход, благодаря этому вышивка становится нарядной, не теряя реализма. Французские узелки передают пушистость брокколи.

Рамки вокруг капусты напоминают о какой-то компьютерной игре, где выбранный в инвентаре предмет окружается такими же уголками. :Р Муж тоже об этом сказал, когда увидел фото в журнале.

-10

Сейчас мама занимается вторым отшивом, и мы присматриваем разделочные доски для оформления. Точнее, мы уже выяснили, что сюда лучше подойдёт не настоящая доска, а тонкая заготовка для творчества, на маркетплейсах даже встречаются наборы как раз по три штуки, но они маловаты для нашей задумки. Ничего, мы близки к цели. Потом будем выбирать ленту для банта.

Я бы и сама повторила эту вышивку на бежевой равномерке, если бы знала, куда её потом пристроить: эту бисерную красоту хранить в рулоне проблематично, она будет мять соседние работы. Предложила маме коробку для семян с этой вышивкой на крышке (у меня традиция предлагать ей коробки и потом не клеить их), но она ответила, что для семян коробка нужна гораздо больше. :D