1. Предыстория рассказа
1.1.Автор сменил название по совету А.Т. Твардовского (1959 год), так как не пропустила бы цензура. Первоначально – «Не стоит село без праведника»
1.2. Напечатан в журнале «Новый мир» в 1963 году.
1.3. Сменил первоначальную дату повествования с 1953 на 1956 год.
1.4. Рассказ автобиографичен: Солженицын А.И. после ссылки был учителем в деревне Мильцево, жил у Захаровой Матрены Васильевны.
1.5. Автор не любил писать рассказы, поэтому выбрал жанр «монументального» рассказа (в нем изображена не только личность и судьба конкретного человека, в нем создан образ простой русской женщины, которая является носителем нравственных общечеловеческих ценностей).
1.6. В. Астафьев назвал произведение «вершиной русской новеллистики»
2. Образ рассказчика
2.1. Игнатич – бывший лагерный заключенный. В казахстанской степи он провел 10 лет заключения. По причине того, что он из тюрьмы, никто не хочет приютить его как квартиранта, лишь одна Матрена согласилась. На фронте, потом в лагере Игнатьевич привык питаться мало, скудно, и жить крайне неприхотливо, поэтому плохие условия в избе Матрены его не отталкивают. ____________________________________________________________________
2.2. Он образованный, умный человек и устроился работать в местную школу учителем математики. К своей работе относится очень ответственно, стараясь соблюдать справедливость.
2.3. Он любит Россию, соскучился по ней, отбывая срок в заключении. Ему нравится природа и тишина русской деревни Тальново, где он остановился у Матрены. Он ставит духовные ценности (честность, справедливость, труд во благо общества, доброта, деликатность) выше материальных (еда, комфорт). ________________________________________________________________
3. Основные темы
3.1. Судьба русской деревни
3.2. Положение простого человека-труженика.
3.3. Взаимоотношения людей, семейные отношения.
3.4. Взаимоотношения государства, власти и человека-труженика.
4. Образ Матрены
4.1. Портрет: «одинокая женщина лет шестидесяти». «кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее.» "Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой". Разговаривает она, «простодушно глядя блекло-голубыми глазами».
Героиня - не от мира сего, что сближает со святыми из православных житий или с образами юродивых. Вся деревня решила уже давно, что в Матрене порча из-за того, что все ее 6 детей рождались мертвыми, никто не выжил.
Не старается хозяйством, имуществом обзавестись. Женщина с молодости не обращала внимания на свою одежду и внешний вид, чем вызывала недовольство мужа Ефима. И сейчас на ней "нечистый фартук", вокруг лица «старческий слинявший платочек». И тем не менее какое-то внутреннее тепло от нее исходит. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
4.2. Внутреннее состояние: она как будто повеселела после появления постояльца. Работа также делает ее более радостной, заставляет забыть про невзгоды и одиночество.
4.3. Особенности речи: все ее слова доброжелательны. Речь изобилует диалектизмами, как у всех местных жителей. Например, к ужоткому - к ужину. Картовь – картошка.
4.4. Интерьер: в избе темновато и запущенно. «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны».
В избе нет никакой хорошей мебели: это помещение с неудобной печью, с «убогой тряпичной кроватью», на которой спит Матрена, «с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты». "Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы.» Мыши безнаказанно бегают между стеной и отклеившимися старыми обоями. Но грязноватая кухня была отделена перегородкой от «чистой избы», куда не заходили даже тараканы.
«Был святой угол в чистой избе, и икона Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку".
________________________________________________________________________________
Вывод: вся живность исчезла после смерти Матрены.
5. Проблема противостояния человека и власти. Матрена и государство
Черный недуг:
Черный недуг «налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею».
«Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти».
работала в колхозе:
«год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».
была больна:
«Только у нее не так уборно, в запущи она живет, болеет». «она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределенным темным тряпьем». «с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили».
нужно получить справки:
«она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живет она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать — дадут ли пенсию».
подготовка к зиме
Простых колхозников государство не обеспечивало торфом, только начальников, учителей и врачей. «Уже закруживалось пугающее дыхание зимы — и щемило сердца». «не продавалось торфу жителям, а только везли – начальству, да кто при начальстве, да по машине – учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено – и спрашивать о нём не полагалось».
Матрена вынуждена, как и другие бабы, воровать торф, таская с разработок тяжеленные мешки по нескольку раз в день, потому что иначе ей было не протопить избу долгой зимой.
«Бабы на время бросали носить, но зима надвигалась и снова гнала их — с санками по ночам».
любила работать:
«— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я". Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. (...) наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
«Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях («Поточи зубки, Игнатич», — угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы».
пришел Фаддей (бывший жених) к постояльцу:
Фаддей – пожилой, но хорошо сохранившийся мужик, отец нерадивого и ленивого ученика Антошки. Он пришел просить Игнатьевича быть менее строгим к своему сыну.
«черный настойчивый этот старик — родной брат мужа ее, без вести пропавшего». Когда-то Матрена «за него чуть замуж не вышла». Он к ней сватался, но Матрена не дождалась его с войны и вышла замуж за его младшего брата. Вернувшись, Фаддей был в ярости.
6. Отношение селян к Матрене
6.1. Матрену не очень уважают, заходят к ней даже не стучась: "Калитка была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завертку».
6.2. Жена председателя не церемонясь вынуждает Матрену бесплатно помогать колхозу: «Она входила в избу и, не здороваясь, строго смотрела на Матрену. Матрена мешалась. — Та-ак, — раздельно говорила жена председателя. — Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!»
6.3. Люди без всякого уважения используют ее в своих целях: "Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила: — Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать».
Одна из золовок Матрены даже после ее смерти не находит сказать о ней что-нибудь уважительное:
«Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».
И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением".
6.4. "Тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода. Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь.»
6.5. "на крещенье, воротясь из школы, я застал в избе пляску и познакомлен был с тремя Матрениными родными сестрами, звавшими Матрену как старшую — лёлька или нянька. До этого дня мало было в нашей избе слышно о сестрах — то ли опасались они, что Матрена будет просить у них помощи?».
Сестры надеялись тоже получить горницу после смерти Матрены, поэтому недовольны тем, что она досталась Кире: «Оттого особенно ей было тяжело, что пришли три сестры ее, все дружно обругали ее дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть ее больше не хотят, — и ушли». После ее гибели они хищно захватывают имущество: «Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие".
6.6. Люди всегда могут рассчитывать на жалость Матрены. Например, жена Фаддея – «всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет, и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у нее был на слезе».
6.7. Даже подруга Маша после ее смерти не забыла сразу же о своей выгоде. Она просит Игнатьевича отдать ей вязаночку из сундука. «И опять с мольбой и надеждой смотрела на меня — ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне…».
6.7. Бывший жених Фаддей заставляет Матрену при жизни отдать часть избы, горницу, которую она завещала своей воспитаннице Кире. Кира – дочь Фаддея. Он бесцеремонно заставляет Матрену ломать крышу дома, чтобы отделить горницу от избы. «Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей". "Но те, кто настаивал, знали, что ее дом можно сломать и при жизни".
7. Проблемы.
7.1. Нищета крестьян, их бесправное положение. Грустная реальность советской деревни.
7.2. Равнодушие людей к Матрене, их жестокое и потребительское отношение к одинокой старой женщине.
8. Поэтика заглавия:
двор – страна – мир (разрушение дома – разрушение жизни, мира)
Матренин двор отражает реальность не только этой отдельной героини, но и всей страны (особенно положение крестьян, колхозников, одиноких и больных людей). И если смотреть еще шире, это отражение жестокости мира, который равнодушен к людям добрым, беззащитным, безответным. Разрушение дома Матрены символизирует тот факт, что та страна будет разрушена, где нет сочувствия к обездоленным.
9. Идея:
9.1. Весь мир, чтобы не быть окончательно разрушенным, должен уважать и ценить своих праведников. Но все обстоит по-другому и мы часто не понимаем при жизни праведника, кем он был и что он на самом деле значил.
9.2. Весь мир опустел для рассказчика после смерти Матрены. Он, как и Матрена, считает, что добро наше – это не имущество наше. Мир без праведной души – пустой, холодный, хищный, бездушный и злобный.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».