Пьяцца Сан Пьетро, колоннада Бернини, величественные декорации римско-католического мира.
Сто лет тому назад я был в Риме и чувствовал себя лилипутом в гостях у Гулливера.
Кажется, что порядок вещей в этом царстве неизменен. Но приходит незванный камерарий – смерть – и…спекталь начинается.
Совсем не собирался я писать о фильме «Конклав". Но смерть Папы Франциска, что называется, дала повод.
Фильм, кстати, довольно посредственный и…предсказуемый. Саспенс интригует только неискушённого.
Понятно, что если в самом начале упоминается ничем непримечательный мексиканец Бенитес, то в конечном счете он и будет Папой. Единственное, я никак не могу предполагать, что Папой станет гермафродит.
Кстати, и об этом, наверное, упомянут не единожды, чуть ли не тысячелетие ходит легенда о том, что новоизбранный Папа проходит процедуру на проверку пола:
Mas nobis nominus est! (лат. Наш избранник муж!) .
Легенда эта ничем не подтверждена, как и сказка о том, что в IX веке была Папеесса Иоаанна - женщина, якобы занимавшая папский престол под именем Иоанн VIII, между Львом IV.
Поэтому фильм 2024 года Эдуарда Бергера является скорее такой же величественно и богато декорированной беллетристикой, как и книги Дэна Брауна.
Критики асфальтовым катком прошлись по создателям фильма:
Позиция фильма в отношении католической церкви отражает позицию самого Голливуда в отношении своей киноиндустрии: «слегка циничная, самозабвенная и, наконец, мифотворческая».
На западе давление на социальные институты феминизма давно вышло за пределы разумного. Почему бы не помечтать о том, чтобы Папа стал женщиной ну или не мужчиной.
Что ценного в фильме «Конклав", так это довольно точное следование процедуре выбора нового понтифика. За исключением мелочей или деталей, в которых и кроется дьявол.
1. Когда умирает Папа при этом, конечно, присутствует ограниченное число священников, а не толпа монахинь и каких-то посторонних.
2. Умерший понтифик не может быть в пижаме.
3. Шелковый шарф на лицо кладут перед самым погребением.
4. Телефоны и другие связи у кардиналов не отнимают, а лишь требуют воздерживаться от любых контактов с внешним миром.
5. Декан коллегии кардиналов не имеет права приглашать на конклав тайного кардинала (cardinal in pectore), это прерогатива Папы.
6. Нарушение тайны исповеди – это довольно серьезное нарушение христианского таинства. Томаса Лоуренса (его играет Ральф Файнс) должны были отлучить от церкви.
И все же интрига, выбора нового понтифика, заставляет упомянуть это, прости Господи, муви. А заодно и нашу недалекую историю, выборы Патриарха Кирилла в 2009 году, которые тоже не обошлись без скандала в византийском духе.
Драма в стиле «Бориса Годунова». На кону - золоченный трон настоятеля русской православной церкви, митра, панагии в брильянтах.
Все конкуренты Кирилла, а именно митрополит Калужский и Боровский Климент, были заранее устранены. В «Литературной газете» появилась статья диякона Андрея Кураева "Властная мысль" (она шла как заказная, то есть по рекламным расценкам).
Об этом мне по большому секрету рассказали знакомые, которые на тот момент работали в газете.
Кстати, главным редактором на тот злополучный момент был Юрий Поляков, который потом был удостоен чести быть членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству.
Юрий Михайлович об этом никогда не упоминает, а зря, довольно любопытный факт его сервильной биографии.
Для того, чтобы читателю не показалось, что я ополчился на опального диакона, вот еще его слова о Кирилле:
Патриарх Кирилл — безусловно, самый талантливый из наших архиереев, — заявил Андрей Кураев обозревателю «МК». — Если бы он не стал патриархом 11 лет назад, то наша церковная интеллигенция сегодня занималась бы, простите, онанизмом на своих кухнях: предавалась бы за чашечкой коньяка сетованиями на тему, какой шанс мы упустили. Говорили бы, что все могло быть по-другому, если бы в 2009-м избрали Кирилла — либерального, передового, свободного человека.
Чем обернулось избрание Кирилла?
Эксклюзивное обслуживание богатых и сильных мира сего, крайняя степень сребролюбия, крайняя степень нетерпимости к чужому мнению и глупость.
Дьякон сделал свое дело, дьякон может уходить, по всем правилам хорошего детектива он попадает в опалу, сейчас он по-моему обитает в Праге, можно сказать, отделался лёгким испугом. Ведь ненужных свидетелей убирают. Или, как учит классика:
Как говорил один мой знакомый, покойник: «Я слишком много знал…»
Кто же будет новым Папой?
Поживем – увидим.
Надеюсь, он не будет женщиной!
Если вам понравился материал и вы хотите отблагодарить автора, не сдерживайте себя:
dzen.ru/igor_mikhajlov?donate=true