Найти в Дзене

Как не допустить ошибок при внедрении CRM: пошаговая инструкция для отдела продаж

Оглавление

Реклама CRM-систем обещает улучшение конверсии и автоматизацию процессов отдела продаж.

Источник: Freepik.com
Источник: Freepik.com

Но, как часто бывает, уже на этапе внедрения системы начинаются трудности: сотрудники не хотят работать в CRM или она просто не подходит для бизнес-процессов компании.

Чтобы избежать этих проблем, Юлия Пьянкова, руководитель CRM и Интеграций маркетингового агентства Комплето, поделилась пошаговым планом внедрения CRM.

Почему сотрудники отказываются от CRM

Основные причины сопротивления сотрудников при переходе на CRM-систему следующие:

  1. Страх изменений. Многие люди боятся не разобраться с новыми инструментами работы, предпочитая старые методы, несмотря на их неэффективность.
  2. Неудобство использования. Без должного обучения и персонализированной настройки CRM сотрудники не знают, как работать в системе.
  3. Отсутствие мотивации. Менеджеры не понимают, как CRM может повысить их эффективность или доход.

Рассказали о том, что делать, если ваши сотрудники саботируют CRM-систему, в этой статье.

Почему после покупки CRM ей никто не пользуется

Как показывает практика, система может быть «пустой», если:

  • Руководство не вовлечено в процесс. Коммерческий директор и руководитель отдела продаж (ОП) должны подавать пример сотрудникам, работая в CRM.
  • Система была неправильно настроена. CRM нужно внедрять с учетом реальных процессов отдела продаж. Для этого важно предварительно провести с ним брифинг.
  • В CRM нет нужных интеграций. Система должна быть синхронизирована с другими инструментами компании (сайтом, мессенджерами, email, 1С и т.д.).
Чтобы CRM не стала просто строчкой расходов, а была эффективным инструментом, необходимо тщательно настроить ее под вашу компанию

Подробнее о том, как сделать CRM-систему удобной и эффективной, читайте в этом материале.

Пошаговая инструкция по внедрению CRM

Шаг 1: проведите анализ процессов

Для начала оцените текущие процессы компании и поймите, действительно ли вам требуется CRM-система.

Для этого ответьте на 3 вопроса:

  1. Как работает отдел продаж? Вы должны четко понимать, как происходят продажи на разных этапах воронки, какие конкретно действия совершают менеджеры.
  2. Какие задачи должна решать CRM? Это может быть централизованное хранение данных, отчеты по продажам и анализ конверсий.
  3. Что можно автоматизировать? Нужно определить, какие процессы в вашей компании можно автоматизировать, а какие — лучше не трогать.

В результате у вас должно получиться:

  • техническое задание на внедрение CRM-системы;
  • карта бизнес-процессов с прописанными сценариями для первичных и повторных продаж, а также обработкой отказов:
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Ошибка на старте — внедрение без предварительного анализа. Важно, чтобы система соответствовала специфике бизнеса, а воронки продаж CRM учитывали реальные процессы компании.

Шаг 2: Определитесь с функционалом

Выбор CRM должен основываться на понимании:

  • Подходит ли система для вашего бизнеса? Некоторые CRM специально разработаны для определенных отраслей (ресторанов, автосалонов и др.).
  • Есть ли в ней необходимые интеграции? Например, для холодных продаж понадобится интеграция с телефонией.
  • Будет ли она удобной для менеджеров? Даже если CRM будет иметь широкий функционал, ее интерфейс должен быть в первую очередь понятным.

В результате у вас на руках будет перечень функций и интеграций для будущей системы, который следует добавить в ТЗ.

Определить подходящую CRM для вашего бизнеса можно с помощью нашего чек-листа.

Ошибка на этом этапе — ориентироваться на цену, а не на функциональность. Не забывайте, что стоимость — не главный критерий выбора.

Лучше выбрать CRM с широкими возможностями и отключить лишние функции, чем позже тратить ресурсы на доработку системы

Шаг 3: Настройте систему

На этом этапе нужно:

  • адаптировать CRM под бизнес-процессы: настроить шаблоны, статусы сделок и автоматизацию.
  • проверить CRM: провести тест с фокус-группой до 5 сотрудников, которые опробуют все функции и попробуют «сломать» систему, намеренно делая что-либо неправильно. Это поможет выявить, все ли работает так, как должно.
Не стоит сразу внедрять сложную CRM, если ваша компания не имела опыта работы с подобными системами

Начните с базовой версии (MVP) с минимальным набором функций — например, воронкой лидов и простой автоматизацией рутинных задач. А к расширению функционала приступайте на 5 шаге.

На этом этапе не игнорируйте реальные процессы отдела продаж. Сначала проведите аудит, а затем протестируйте систему, чтобы она соответствовала действующим процессам и была удобной для сотрудников.

Шаг 4: Организуйте обучение и обеспечьте поддержку

Далее вам необходимо:

  • провести тренинги и сделать понятные инструкции для всех сотрудников отдела продаж, охватывая создание сделок, аналитику и отчеты для разных уровней;
  • обеспечить поддержку на всех этапах, учитывая, что через несколько недель использования CRM у работников появятся специфичные вопросы;
  • создать доступные материалы и FAQ, включая текстовую методичку для быстрого поиска информации.

В итоге вы должны предоставить отделу продаж все необходимые материалы и проверить их знания. Например, можно создать проект «Поддержка CRM», где будут назначаться задачи для практики, а менеджеры смогут задавать вопросы:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Это ускорит адаптацию, повысит вовлеченность и сделает CRM удобной для менеджеров.

Основная ошибка на этом этапе — оставить сотрудников разбираться с системой без помощи. Это может привести к ошибкам в работе, снижению лояльности клиентов и нежеланию сотрудников работать с CRM.

Шаг 5: доработайте CRM

После того как менеджеры освоятся с базовым функционалом, можно приступать к расширению системы. Для этого:

  • составьте план доработок: опишите, какие возникают трудности, что можно улучшить.
  • соберите обратную связь от ОП;
  • доработайте функционал: постепенно добавляйте новые возможности и интеграции, чтобы CRM соответствовала развивающимся потребностям компании.

Так у вас получится CRM с нужными инструментами и интеграциями, которая в первую очередь будет решать задачи команды продаж, а во вторую — улучшит бизнес-процессы компании и взаимодействие между отделами.

Ошибка на этом этапе — не расширять систему. Организация развивается, и CRM должна следовать за изменениями. В противном случае вы потратите ресурсы на систему, которая не будет удовлетворять потребности бизнеса, а менеджеры начнут искать альтернативные способы организовать свою работу.

Золотые правила внедрения CRM

  1. CRM — инструмент, а не цель. Система не будет работать на вас, если ее неправильно настроить.
  2. CRM должна настраиваться под бизнес, а не наоборот. При выборе системы учитывайте особенности вашей компании и клиентов.
  3. CRM — помощник для сотрудников. Поэтому внедрение должно быть плавным и постепенным, чтобы не перегрузить команду.

CRM-система может стать мощным инструментом для роста вашего бизнеса, но только при правильном внедрении и поддержке.

Вовлеченность сотрудников, грамотное обучение и регулярные доработки системы — вот ключевые аспекты, которые помогут достичь желаемых результатов.

Больше статей и новостей на тему бизнеса и digital — в нашем Telegram-канале и блоге Комплето.

P.S. На ту же тему:

Что должно быть в CRM-системе: чек-лист от общих настроек до обучения сотрудников

Почему CRM-система не решит ваши проблемы с продажами

Кейс. Из оффлайна в сеть: как за 4 месяца выстроить эффективную систему управления продажами с помощью CRM