Ни воды, ни света, ни дорог – только бескрайняя тундра и железные бочки вместо домов. Так встречал ещё не возникший северный город Губкинский тех, кто осмеливался приехать сюда в 1980-е. С чем приходилось мириться комсомольцам и какими были условия жизни тогда, рассказал один из первопроходцев.
Ненужная для Севера специальность
1980-е годы. Молодой Шерзот, выпускник ферганского техникума бытового обслуживания, по распределению приезжает в Тюмень, но на этом его путешествие не заканчивается. Комсомольцам-добровольцам предложили на выбор несколько городов, куда можно отправиться работать. Шерзот вступил в отряд им. 40-летия Победы в Великой Отечественной войне и в составе него отправился в Ноябрьск.
Там молодой человек быстро понял, что его специальность здесь совершенно невостребована. Он отучился на ремонтника сложной бытовой техники, а холодильники и стиральные машины были на Севере в дефиците. Пришлось искать себе другое место работы. Устроился дорожным работником, но смог проработать лишь год – слишком маленькой была зарплата.
Вдруг стало известно, что на Пурпе будет строиться город. Искали людей, согласных поехать туда, обещали хорошие деньги. Шерзот вместе с другом откликнулись на предложение и поехали строить Губкинский. Но необжитая местность была полна своих сюрпризов.
«Собирали в бочки дождевую воду»
Парней заселили в бочки – по 6-8 человек в каждую. Воды и света не было. Чтобы было что пить, ходили к реке, бурили лунку и черпали жидкость для чая. Приходилось пить и талую воду.
«Весной оттаяла вода. Набираешь в банку – она такая зелёная-зелёная. Её процедил, она постояла – и нормально. Потом организовали водовозку, она с водозабора возила нам воду питьевую, во фляги набирали. Баньку быстро срубили. Купались, в основном, в талой снежной воде, она мягкая. Собирали в бочки дождевую воду. Делали сооружение, чтобы с крыши дождевая вода в бочку стекала. 2-3 бочки наберётся, и мы ею мылись», - рассказывал Шерзот в интервью 2019 года.
Зимой воду получали из снега, как кочевники. Постоянно приходилось что-то придумывать.
«Для освещения свечки жгли. А готовили на паяльных лампах, на треногах. Свет потом мы быстро организовали с дизельной электростанцией. Но этого хватало только на освещение в бочках. Телевизоров-то не было».
«Никто ничего не брал»
Многие первопроходцы отмечают, насколько хорошие люди жили в то время. Двери никогда не закрывали, хотя зайти мог кто угодно. Не боялись даже оставлять деньги под подушкой.
«Чужие люди целый день ходили, подбрасывали дрова, чтоб в системе в бочках вода не замёрзла. И никто ничего не брал», - вспоминал Шерзот.
Продукты в Пурпе привозили один-два раза в неделю. Их доставляли на вертолёте. Чаще всего это были килька, фрикадельки и домашние супы в пакетиках.
«Больше всего китайская тушёнка запомнилась. Кушать было нечего, ешь-ешь её, потом выбросишь на снег, она замёрзнет. И если неделю, допустим, не привезут хлеба или еще чего-то, опять идёшь, эту же тушёнку достаёшь, там жир, сало, и давай её опять разогревать».
Со временем стали появляться продукты, которые на «большой земле» были в дефиците. Например, бразильский и индийский кофе. Всего одна такая банка могла существенно помочь в разрешении проблем.
«Проблемы решались при помощи кофе»
«Когда в 1987 году ПТПС меня направил учиться в Челябинск на курсы бригадиров общестроительных работ, я с собой взял 10 банок кофе. Мне тогда сказали: «Возьми, пригодится проблемы решать». Ну, приехали, нас поселили в гостинице, дали худшие номера, пришёл к заведующей, я ей банку кофе – она получше нам номер. На хоккей билет купить пришёл, там банку кофе дал – мне три места в первых рядах. Решались вот так проблемы. Это перестройка была, это, в общем, время такое было», - объяснял Шерзот.
Телевизоров тогда практически ни у кого не было, как и видеомагнитофонов. А те, кто владел таким сокровищем, звал к себе в гости на совместный просмотр фильмов.
«Помню, чтобы посмотреть в 1986 году чемпионат мира по футболу, мы трубу варили, поднимали антенну до шестнадцати метров, чтоб поймать сигнал. На КС-ке хорошо показывал, там уже всё организовано было – Газпром, компрессорная станция уже работала, а здесь вот у нас немножко было с этим проблематично. Ну, в 1987-м, уже к осени начало и здесь налаживаться, поставили ретранслятор, и телевизоры более-менее показывать начали».
Главная проблема северян
Если с вариантами проведения досуга всё было более-менее понятно, то на работе была одна главная, нерешаемая проблема – мошка.
«Иногда глаза невозможно было открыть, здесь настолько этого всего много было, не помогали ни сетки защитные москитные, ничего. Вообще страшно было. Я даже это и вспоминать не хочу, если честно. Но выживали всё равно. Вы знаете, в ПТПС привезли однажды в бочках двухсотлитровых демителфтолат – жидкость такая. У неё был такой резкий специфический запах. И мы ею мазались. Когда просто намажешься – ещё ничего, а начинаешь работать, начинаешь потеть… и ох-ох-ох!
Помню, у нас был крановщик Виктор, он говорил: «Давайте ночью работать». А нам что? Главное, прорабу сообщить. Прораб писал докладную руководству, и нам разрешали ночью работать. Ну и производительность выше была в это время, потому что «животные» не мешали, не летали сильно».
«Ловили столько рыбы, что не могли увезти»
На Севере Шерзот впервые не только попробовал кофе, но и сходил на рыбалку. Первый бригадир, Николай Фёдорович Волгин, соорудил из фанеры-«десятки» лодку – на ней выходили на реку Пякупур.
«На этой лодке мы вдвоём с Федоровичем сети ставили. Там за ночь набивалось столько рыбы, что сеть невозможно было просто так вытащить. То есть, вытащить её сил хватало, а вот в лодку погрузить – уже с трудом. Сейчас уже нет такого улова».
Несмотря на все трудности, мужчина не оставил Север – вскоре перевёз сюда жену, здесь прошло детство троих его детей, он стал бизнесменом.
«Повороты судьбы непредсказуемы. Если б я остался там, где-то, может, по-другому сложилось бы. Я благодарен Северу, потому что я здесь возмужал, вырос, нашёл друзей, хороших людей встретил», - заключил Шерзот.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.
Источник: МБУ «Губкинский музей освоения Севера», «О первой плотницкой бригаде, работе по ночам, талой воде и бразильском кофе (из воспоминаний Максудова Шерзота Пулатовича)»
Читайте также: