Найти в Дзене
Браво! Танцы 60+

Уроки Макаренко

Оглавление

Как только заходит разговор про книги о школе сразу вспоминается рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".

Прочла на канале "Аннушка и масло" о книжном марафоне "Откройте школьную вселенную!"

Тема четвертой четверти: ШКОЛА во всех ее проявлениях❗️ 
Произведения о школе, учителях и учениках, современные, советские, царские. Душеспасительные и душевынимательные. Весёлые, грустные, честные, сказочно-прекрасные, русские и иностранные - ЛЮБЫЕ!

Так было и в этот раз. Вспомнила "Уроки французского", тем более, что прочла не так давно. Подумала, что отзыв напишу быстро, вот только книжку возьму.

Пошла за книгой и...пропала. В прямом и переносном смысле. Я ведь до полки с "Уроками французского" не дошла, взгляд упал на Макаренко, а он ведь самое-то, про школу. И подумала, а почему нет? И будут у меня не "Уроки французского", а "Уроки Макаренко".

Нашлось такое издание 1980 г
Нашлось такое издание 1980 г

Вполне себе подходящая к теме книга: "Флаги на башнях", малоизвестная, я раньше не читала. И "Педагогическую поэму" тоже не читала, хотя слышала. В прошлой жизни я была далека от педагогики. Да, и в списках для чтения, предложенных авторами марафона, её тоже нет. Возможно, кому-то тоже будет интересно про трудовую коммуну 20-х годов прошлого столетия.

Флаги на башнях

Повесть написана в 1938 году. Этой книгой закончился яркий творческий путь писателя, оборванный внезапной смертью. В 1939 году 1 апреля А. С. Макаренко не стало, ему только исполнился 51 год.

Авторский эпиграф к повести "Флаги на башнях'
Авторский эпиграф к повести "Флаги на башнях'

Повествование начинается классически - на привокзальной площади встречаются будущие главные герои: Ваня, Игорь, Ванда и Рыжиков. Все они, по сути, несчастные дети. Кто-то по вине взрослых, а кто-то из-за своего гадкого авантюрного характера.

"Флаги на башнях"
"Флаги на башнях"

Больше всего я сочувствую Ване Гальченко. Ребёнок 12-ти лет, чистый и наивный, брошенный своими приёмными родителями и не нужный другим взрослым. У кого он только не просился отправить его в колонию, но из всех учреждений был изгнан, мёрз и голодал. Не хватало умишка у хорошего мальчика, украсть что-то или окно камнем разбить, чтоб забрали его в колонию. И только случайная встреча с таким же мальчишкой из колонии имени 1 мая, изменила жизнь Вани Гальченко.

Приключения и злоключения героев продолжаются. После встречи пути главных героев расходятся, но не надолго. Очень скоро они снова встречаются... в колонии для малолетних правонарушителей. Той самой - имени 1 мая.

Вот здесь и начинаются главные события.

Захаров

Кадр из одноимённого фильма 1958 года
Кадр из одноимённого фильма 1958 года

Алексей Степанович Захаров - заведующий колонией имени 1 мая, прототипом которого является сам автор А. С. Макаренко.

Книга основана на опыте работы Антона Семёновича в колонии имени М. Горького и Ф. Э. Дзержинского. Макаренко сумел создать своим колонистам условия для жизни, которые изменили и предопределили всю их дальнейшую жизнь. Забегая вперёд, скажу, что многие воспитанники колонии сами становились педагогами.

Замечательный педагог Макаренко наделил своими качествами заведующего трудовой коммуны Захарова.

Новые методы воспитания, воздействие на личность через коллектив, детский кодекс чести, доверие каждому — приносили хорошие результаты в коммунистическом воспитании.

Да, в то время в стране правила Советская власть. Молодая страна осваивала новый коммунистический строй. Так или иначе советская власть спасала детей от холода и голода, от нищеты, бродяжничества и верной с.мерти. Были и педагоги-энтузиасты, объединявшие этих детей, Макаренко из их числа. Мудрые и умные, оптимисты, интеллигенты, понимали своих воспитанников, находили подходящие слова помощи и утешения, или же убедительные слова порицания. Макаренко строго и дотошно требовал выполнения своих распоряжений и бесконечно любил детей.

Всё так и было - был Антон Семёнович Макаренко, педагог по призванию, были ребята, которые поверили в себя, в силу убеждения и воспитания, в коллектив таких же, как они, мальчишек и девчонок, поверили в Советскую власть. Всё так, но...

Детская трудовая колония, литейный цех, самоуправление, жёсткая, дисциплина, песок на тропинках, белоснежные простыни - всё это создаёт впечатление чего-то идеального. Так ли было на самом деле? Описание трудовой колонии больше похоже на личные представления самого А. С. Макаренко о том, каким должен быть детский дом для трудных детей.

Наверняка автор вложил в повествование свои мечты и желания, приукрасив их художественным вымыслом. В советские времена было принято преувеличивать успехи в деле перевоспитания трудных подростков.

Описанные события сейчас кажутся какими-то фантастическими, идеально-нереальными, даже наивными. Но это — авторское право.

Абстрагируемся от действительности, современного восприятия и погрузимся в чтение, тем более, что читается легко, повествование увлекает.

Жизнь в колонии

Светлые, оптимистичные картины рисует нам автор. За детей, воспитанников коммуны, спокойно и радостно.

Наши герои: Ваня, Игорь, Ванда и Рыжиков по-разному вписываются в новый ритм жизни в трудовой колонии.

Ваня

Кадр из одноимённого фильма 1958 года
Кадр из одноимённого фильма 1958 года

Проще всего привыкнуть оказалось Ване Гальченко. Он находит то, что давным-давно искал. В лице заведующего колонией Захарова он нашёл своего отца, советчика, помощника и защитника. Нашёл строгого и заботливого фастаршего брата — Алёшу Зырянского, а ещё множество друзей — таких же как он веселых пацанов.

Ванда

Кадр из одноимённого фильма 1958 года
Кадр из одноимённого фильма 1958 года

Ванда Стадницкая — 15-летняя красивая девушка. Не сразу получается у Ванды привыкнуть к новым условиям. Её душа надломлена. Ванде нужен покой и возможность забыть всю ту грязь, которая испачкала её недолгую жизнь, и это ей тоже удается.

Игорь

Кадр из одноимённого фильма 1958 года
Кадр из одноимённого фильма 1958 года

Долго сопротивляется ограничению свободы Игорь Чернявин. Высокомерное чувство пренебрежения к окружающим, любование собой, превосходства над сверстниками, не даёт возможности с головой погрузиться в колониальную жизнь. Но и он нашёл главное — человека, которого он готов уважать.

Рыжиков

Кадр из одноимённого фильма 1958 года
Кадр из одноимённого фильма 1958 года

А вот с Рыжиковым ничего не вышло. Мелкий пакостник, не желающий исправляться, был изгнан из колонии. Не смогли его перевоспитать колонисты, и педагогические таланты заведующего не помогли и Советская власть не сумела. Именно этот герой, та самая ложка дёгтя в бочке с мёдом.

Рыжиковы

А Рыжиков пошёл плодиться и размножаться. Во время Великой Отечественной войны из таких рыжиковых получались предатели. Сейчас рыжиковы ломают качели на детских площадках, рисуют мужские гениталии в учебниках, пишут мерзости в комментариях. Нагадить - вот их основная цель.

🔸🔸🔸

Что-то не додумал, не до учил, не до воспитал великий педагог — Антон Семёнович Макаренко. Значит нашим педагогам есть над чем работать. Только жаль, что в современной школе настоящих педагогов, преданных своему делу и детям, становится всё меньше. А больше всё тех, кто оказывает образовательные услуги.

А финал у повести по настоящему коммунистически -оптимистический (на фото) в духе 30-х.

Последний абзац повести "Флаги на башнях
Последний абзац повести "Флаги на башнях

🔸🔸🔸

🔸Какие книги на школьную тему вызывают у вас сильные эмоции?

🔸🔸🔸

Если понравился отзыв, не забывайте 👍

Помогите каналу держаться на плаву.

Благодарю🤗

🔸🔸🔸

Моё участие в марафоне "Открой школьную вселенную!" 👇