Найти в Дзене
Счастливый амулет

Любить запрещается. Глава 10

"- Куда ты пойдёшь? Дед не пустит тебя, ты мужняя жена, - голос Аркадия дрожал, он чего-то очень боялся и не хотел Аню отпускать, - Не ходи по людям! Обещаю, пальцем не трону. И пока сама не позовёшь, не приду в спальню..." Ласковая вдруг стала Капитолина к Анюте, то чаем напоит, то суп погуще нальёт, прямо небывалая доброта в ней вдруг открылась к снохе. - Ты, Анюта, на меня не серчай, я ведь и сама в снохах была, так меня свекровка поедом ела. Я ведь сыну хочу как лучше, один он у меня… Знаю я твоё горе, сама такого отведала, до Аркаши двоих схоронила, думала уж, не даст мне Бог деточек, а вот, одного только сына и оставил мне Господь. Капитолина брала из стеклянной вазочки маленькие кусочки колотого сахара и припивала чаем, смакуя сладость. Аня чай не пила, не хотелось, да и свекровь не слушала, перед нею лежала книга, она смотрела в неё, но думала про своё. - Я ведь знаю, что не любишь ты Аркашу моего, потому и сердилась на тебя, - продолжала свекровь «задушевную» беседу, - Ты сама
Оглавление

"- Куда ты пойдёшь? Дед не пустит тебя, ты мужняя жена, - голос Аркадия дрожал, он чего-то очень боялся и не хотел Аню отпускать, - Не ходи по людям! Обещаю, пальцем не трону. И пока сама не позовёшь, не приду в спальню..."

Картина художника Барченкова Николая Ивановича
Картина художника Барченкова Николая Ивановича

*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.

Глава 10.

Ласковая вдруг стала Капитолина к Анюте, то чаем напоит, то суп погуще нальёт, прямо небывалая доброта в ней вдруг открылась к снохе.

- Ты, Анюта, на меня не серчай, я ведь и сама в снохах была, так меня свекровка поедом ела. Я ведь сыну хочу как лучше, один он у меня… Знаю я твоё горе, сама такого отведала, до Аркаши двоих схоронила, думала уж, не даст мне Бог деточек, а вот, одного только сына и оставил мне Господь.

Капитолина брала из стеклянной вазочки маленькие кусочки колотого сахара и припивала чаем, смакуя сладость. Аня чай не пила, не хотелось, да и свекровь не слушала, перед нею лежала книга, она смотрела в неё, но думала про своё.

- Я ведь знаю, что не любишь ты Аркашу моего, потому и сердилась на тебя, - продолжала свекровь «задушевную» беседу, - Ты сама рассуди, какой матери понравится, когда пристроиться девка решит за её сына, да без любви? Никому такое не по нраву. Знаю я, что ты Гришку Солонцова любила, что ждала его… и мне ведь его жаль, что война парня забрала, да только я в том не виновата? А сыну своему счастья желаю, чтоб его жена любила, заботилась о нём, а ты вон чего, к себе его не пускаешь, он уж извёлся весь! Думаешь, ему легко? Он ведь тоже горе горюет, дочку схоронил, пока ты в больнице лежала! Сам её управлял, малышку…

Аня с силой захлопнула книгу и посмотрела на свекровь.

- Я вашему сыну старалась хорошей женой быть, а вам – хорошей снохою. Дома всё делала, и сын ваш от меня слова плохого не слыхал. И в том, что он поперёк вашей воли пошёл и женился на мне – так я того не знала. Что же вы не пришли ко мне до свадьбы, не сказали - не желаю такую жену сыну своему? Зачем позволили ему жениться? Если бы я знала… И деду моему вы могли это сказать, но нет, не стали. Так что ж теперь? Все мы трое в смерти Маши виноваты, вот что я вам скажу, все! И вы – не меньше других!

Капитолина сердито засверкала глазами, снова лицо от злости красными пятнами пошло, но она почему-то смолчала. Подвинула Ане вазочку с сахаром:

- Ладно, что теперь… что было, то прошло. Дальше жить надо. Ты пей, тебе сил надо набираться после болезни-то. Ты как себя чувствуешь? Может, болит что?

- Спасибо за заботу, - Аня взяла чашку и выпила весь чай, к вящей радости Капитолины.

- Нельзя ведь так, Анюта, - сказала Капа, - Мужа к себе не допускать… тяжко ему, а ты ещё в спальню дверь запираешь. Негоже так-то, муж он тебе! Жалеет тебя, а сам мучается…

- Ничего, Аркадий по этому поводу не очень и переживает, - ответила Аня, - Ему и без меня женского внимания хватает, Вера Коростелёва из Бобровки его переживания утешает. А я его к себе не подпущу, после гулянок таких.

- Как… какая Вера?! – ошалело уставилась на Аню свекровь, - Это кто же тебе такое наболтал?! Ты что сплетни собираешь! Тебя одну Аркадий любит, вон, все выходки твои терпит.

- Так пусть не терпит. Я не заставляю. Я ему не раз говорила, так он сам разводиться не хочет. А про Веру – люди говорят, не раз его там видели. Ну, это если вам интересно, а мне всё равно, пусть хоть с десяток зазноб заведёт.

- Какое ещё – разводиться, - вспыхнула Капитолина, - Отродяся такого позору не было в нашей семье, и не будет, пока я жива!

Аня пожала плечами и ушла в спальню, заперев дверь и усмехаясь. Недолго осталось ей терпеть все эти свекровкины концерты с заботой, чаем и прочими ухищрениями. Аглая давно её предупредила, рассказала про визит Капитолины к старой бабушке Викарихе, и про то, что та дала ей безобидную настойку. Аня улавливала в чае знакомый запах душицы – Аглая приносила такой чай, они в телятнике заваривали пить, так что без страха пила всё предложенное свекровью. И видела радость в злых глазах Капитолины – та ведь надеется, что «яд» в скором времени подействует….

Ничего, недолго осталось Ане терпеть это всё. Она ждала, когда в колхозе дадут выплату, она её очень ждёт. Председатель вызывал её к себе и сообщил, что в барак поселить её не может, потому что мест там нет, да и жильцы там по большей части – мужики, парни молодые.

- Я не хочу, чтоб они там все передрались, - сказал Ане Куприянов, - Да к тому же ты, Анна, женщина замужняя… Аркадий муж тебе, этак и до мордобоя у меня тут дойдёт, если кто из жильцов того барака на тебя посмотрит с интересом. Вон, в соседнем районе чуть до смертоубийства не дошло из-за ревности, а за такое потом мне отвечать! Ты уж прости меня, но… И в город я тебя отпустить не могу, и так работать некому. Обожди немного, вот скоро ясли достроим, там нужны будут работницы, на круглые сутки, так может туда тебя переведу, каморку какую выделю. Но вот что скажу сперва – ты, Анна, не горячись… С Аркадием я тоже поговорил серьёзно, он ведь мужик. Пригрозил ему, что на заседание вызову, ежели чего услышу, что он тебя обижает. В семье ведь всякое бывает, надо договариваться, уступать где-то. Горе у вас страшное, знаю, да только вместе его надо пережить, поддерживать друг друга, на то вы муж и жена!

Молча Аня выслушала председателя. Что сказать, у него свои заботы, за своё голова болит, вон сколько людей, сколько судеб у него на глазах, да под его ответ… да и со стороны не так всё ужасно и выглядит, не Аня первая, и что страшно – последняя тоже не она, кого муж кулаком «приласкает».

Поблагодарила Аня Куприянова за заботу, а когда вышла – подумала, неоткуда ей помощи ждать. Слышала она, люди говорили, что Михайлова Зоя к себе постояльцев пускает. Дом у неё большой, новый, только до войны отстроили. Семья была двенадцать человек, да теперь вот только сама Зоя осталась, и тут война прошлась своей косой. Работает Зоя в колхозе, сестра младшая Зоина тоже в том доме живёт, с детьми и мужем, тот с фронта покалеченный вернулся, но хоть живой. Попивает, это да, но смирный, не бузит.

Так вот за большим-то, новым домом старый стоит, так, избёнка, но жилая, добротная. Туда Зоя и пускает приезжих, кому в бараке места не достаётся, или кто хочет получше устроиться. Вот и пошла Аня тишком к Зое, проситься.

- Пущу, что ж не пустить. Платы дорогой не попрошу, но и задаром не могу – племянников кормить надо, да лекарства тоже денег стоят, - сказала Зоя, - Про то, почему ты от мужа уйти хочешь, спрашивать не стану, не моё это дело. Но вот чтоб скандалить он сюда не являлся, если хоть раз такое будет, не обессудь, попрошу на выход. Так что прежде, чем селиться, с Аркадием поговори.

Аня на все условия согласилась и уже потихоньку собирала вещи. С Аркадием она поговорит перед уходом, обязательно, но вот… как дальше будет, она предположить не может. Но и жить так тоже не будет! Что ж, если прогонит её потом Зоя, Аня будет искать другой угол себе, что-то, да найдёт.

Дали выплаты, когда зима уже на убыль шла. Хоть морозы ещё не отступали, но по утрам рассветало всё раньше, птичьи трели становились всё громче и радостнее, а снега чуть оседали, покрываясь к вечеру твёрдым настом.

Выходной Аня взяла, когда настал тот день, которого она так ждала. С Зоей она уговорилась, та взяла плату и отдала Ане ключ от домика, больше похожего на небольшой амбар. Встала Аня рано, ещё только светало, и стала собирать то немногое, что ещё осталось. Часть вещей она перенесла понемногу, когда свекровка была слишком занята своими делами и не следила за нею.

Да и вещей у неё было немного, как оказалось, и весь свой скарб она пока у своей подруги Насти оставила, сложив всё в сенях на полке. Ну, вот теперь заживёт сама по себе…

- Аня, ты чего? – Аркадий удивился, когда увидел жену, вышедшую из спальни с сумкой в руке, - У тебя же выходной сегодня? Что, в район надо, к доктору, ты вроде говорила? Так я увезу, сейчас только схожу…

- Спасибо, я не еду никуда. Аркадий, нужно поговорить. Идём на двор, - позвала она, кивнув на свекровь, которая тут же высунулась из-за печки, услышав их голоса.

- Чего на дворе-то разговаривать, - заскрипела Капитолина, - Чтоб вас потом все обсудили что ли, что вы разбирательства на дворе чините!

Аня молча вышла из дома и ждала обескураженного Аркадия на крыльце. Тот накинул на плечи ватник и вышел за ней, лицо его было недовольным, он понял, разговор приятным не будет.

- Послушай, Аркадий… Я ухожу, больше не буду здесь жить, - сказала Аня и увидела, как побледнело лицо мужа, - Как только будет возможно, я узнаю, что нужно для развода. Ты и сам понимаешь, мы уже давно не семья. Зачем мучить друг друга, да и Капитолине Федотовне не такая сноха нужна, так ты в этот раз её послушай, чтоб жить всем спокойно было. Прошу об одном – не преследуй, не останавливай. И без того трудно, так не надо ещё хуже делать.

- А ты с чего решила, что нас разведут, - пожал плечами Аркадий голос его был жесток и не предвещал ничего хорошего, - Помнишь, как Ярофеевы разводились? Ну, сколько раз их на совет колхоза вызывали, всё вызнавали, кто из них виноватее. Ты зачем это делаешь? Хочешь ославить и себя и меня? И что тебе сейчас-то не так? Я всё понял, осознал, тебя и пальцем не трогаю, да и все твои выкрутасы терплю. Думаешь, мне в спальню дверь открыть тяжело, хоть ты и тягаешь на неё комод? Да с одного толчка могу открыть, но только ради тебя того не делаю. Жду, когда ты в себя придёшь, доктор так советовал…

- А ты не жди, я уже всё решила. Да и про Веру твою я знаю, если у вас такая любовь, так её и веди в дом, не терзайся с нелюбимой женой.

Аркадий не просто побледнел, кожа на лице даже серой какой-то стала, такого он не ожидал…

- Ты чего болтаешь? Ну, если и заглянул я к ней пару раз, так это из-за тебя! Я мужик, не могу так… долго! А ты всё носом воротишь, как мне быть? Я тебя жалел…

- А, так это тоже ради меня? Ну извини, не оценила. Ладно, давай не будем разводить скандал. И как Ярофеевы не станем друг друга грязью поливать. Станут спрашивать, скажем, так вышло. Поговорят, советов надают, а после всё одно разведут.

- Куда ты пойдёшь? Дед не пустит тебя, ты мужняя жена, - голос Аркадия дрожал, он чего-то очень боялся и не хотел Аню отпускать, - Не ходи по людям! Обещаю, пальцем не трону. И пока сама не позовёшь, не приду в спальню.

- Нет. Я потом в город поеду, там работать буду и учиться. Сейчас мы все люди свободные, так что…

- Аркашка, куда она собралася?! – на крыльцо выкатилась Капитолина, - Я всё слыхала! За косу её и в избу, ишь, чего придумала! Чего ты с ней разговариваешь, давно пора вожжами отходить, чтоб знала, как мужу перечить!

- Да замолчите вы, - спокойно ответила Аня, - И только посмейте тронуть. Я ведь могу и рассказать про вас… много чего. Особенно про то, что вы в клети запираете!

Капитолина обомлела, Аркадий даже пошатнулся от такого Аниного заявления. Но зато никто не посмел её остановить, так и стояли на крыльце разинув рты, когда она вышла за калитку и вдохнула полной грудью пахнущий талым снегом воздух.

Продолжение здесь.

От Автора:

Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.

Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.

Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025

Чужие окна | Счастливый амулет | Дзен