* В православном календаре есть такие дни, когда не читают Псалтырь. В храмах и дома, начиная с 15.00 ч. Страстной Среды и до Фоминой недели (до 15.00 ч. субботы Пасхальной седмицы) не следует читать Псалтири. В этот период молимся по Евангелию.
Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня (Пс. 42; 1).
Сегодня рассматриваем 42-й псалом, а по сути можно сказать, что продолжаем рассматривать предыдущий. Именно поэтому у этого псалма нет названия. Также на это указывает сходство их содержания и выражений. Поэтому также составилось общее мнение отцов Церкви и ученых толковников, что оба эти псалма составляли в древности один единый. В особенности одно выражение совершенно сходно и там, и здесь. В этих двух псалмах оно повторяется трижды, возможно, оно было припевом при богослужебном исполнении.
“Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедаюсь Ему: Ты спасение лица моего и Бог мой!”
В предыдущем псалме мы уже сказали о причинах этих слов - на царя Давида, одно за другим, как волна за волной, излились самые тяжелые испытания: гонение, предательство, поношение, ложь. Одна бездна призывала другую.
В таких обстоятельствах Давид обращается к своей душе, что служит примером и для всех нас. Со своей душой нужно иногда говорить. Примеры такому разговору мы находим в великом покаянном каноне, а также в том каноне, который читаем перед Причастием.
“Душа моя, душа моя, восстани, что спиши?” И поем мы так не спроста. На самом деле наша душа может уснуть, и ее нужно как бы растрясти, достучаться до нее словами и мыслями. И когда нам удается это сделать, тогда покаяние бывает от самого сердца.
Также наша душа от сильного потрясения многими скорбями может прийти в оцепенение, как это произошло с Давидом. В таком случае одним из важных действий будет этот самый разговор с душой. Наш ум, аналитически и хладнокровно должен успокоить этот хаос чувств, происходящих в ней. Это очень похоже на беседу мужчины, который от природы более склонен к хладнокровию, с женщиной, которая наоборот по натуре более чувственна.
То есть, в таких тяжелых ситуациях Давид дает нам пример не только беседы с Господом, но и молитвенной беседы со своей душой. Нужно сказать ей: “Что ты смущаешься? Разве не было в нашей жизни подобных ситуаций, и никогда Господь нас не оставил. Что переживаешь? Представь самое плохое, что может произойти с нами, но и оно ограничивается лишь смертью. С нами Бог, и мы не боимся ее. Однако, и этого с нами не случится”.
Вот так в молитве беседовал царь со своей душой. А главное, что он ей напомнил важную истину: “Все пройдет и обернется радостью для нас: “Уповай на Бога, ибо я исповедаюсь Ему”. Исповедаюсь - это значит прославлю Бога, а прославлю Его, потому что Он избавит нас.
Помните, мы ранее вспоминали притчу про старца, который рекомендовал молодому человеку повесить табличку: “Так будет не всегда”. Вот именно об этом Давид напоминает своей душе. “Да, - говорит он, - сейчас мы скорбим, но так будет не всегда, я исповедаюсь Богу и скажу Ему: Ты спасение лица моего и Бог мой”.
Этими словами и мы в моменты скорби можем утешать свою душу. Главное - будем помнить, что не только молитва к Богу, но и общение со своей душой должно иметь место в нашей жизни. Иногда это общение пробуждает ее от сна и ведет к покаянию, а иногда, наоборот, приводит ее в спокойствие, когда она теряет самообладание и погружается в хаос чувств.
В остальном 42-й псалом продолжает тему 41-го. Если там Давид говорил о бурях, восставших на него, то здесь он просит Господа судить его: “Суди́ ми, Бо́же, и разсуди́ прю́ мою́”. "Прю" - это тяжба, в суде его называют делом. По оскудению честных судей, единственной инстанцией остается только Бог. И Давид как бы просит Бога сесть на место судьи, взять его обвинительное дело и вынести Свой суд. В этом прошении псалом очень похож с шестнадцатым.
Давид все же уверен, что несмотря на его грехи, Господь оправдает его, и он вновь будет прославлять Бога в храме. Так оно и произошло, из чего мы вновь можем заключить, что царь и пророк был прав, когда говорил своей душе: “Почему прискорбна душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедаюсь Ему: Ты спасение лица моего и Бог мой!”
Так и мы всегда будем уповать на Бога, и наше упование нас не посрамит.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
Псалом 41. Жажда по Богу и храму
Псалом 40. О предательстве и великой силе милосердия