22 апреля - день памяти народного артиста России, режиссера Михаила Козакова. Он ушел из жизни в 2011 году. Как режиссер, Козаков снял десять художественных фильмов. Среди них - "Безымянная звезда".
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала
Сегодня сложно поверить в то, что эта популярная картина когда-то не была принята однозначно кинематографистами. После премьеры в Доме кино в феврале 1979 года коллеги режиссера (а для Козакова это была первая режиссерская работа в кино), либо прямо ему высказывали свое недовольство, либо просто стыдливо опускали глаза. И только после того, как фильм вскоре показали по телевидению, массовый зритель полюбил эту кинокартину.
Румынский писатель и драматург Михаил Себастьян (настоящая фамилия – Иосиф Хохнер) написал пьесу «Безымянная звезда» в 1942-м. Это за три года до трагедии, – ему было всего 37 лет, когда его насмерть сбил грузовик. На русском языке пьеса была опубликована в 1956 году в журнале «Иностранная литература». Тут же многие режиссеры за нее ухватились. Спектакли по этой пьесе шли не только в родном для автора Бухаресте, но и в ленинградском Большом драматическом театре в постановке Георгия Товстоногова, где женскую роль мадмуазель Куку играл Евгений Лебедев, и во МХАТе имени Горького (режиссер Мария Кнебель), и в других советских театрах.
В 1950-х молодой, но уже узнаваемый артист Михаил Козаков отдыхал с коллегами в Доме творчества в Гаграх. Там, на пляже, он впервые услышал, как вслух читала пьесу актриса ленинградского БДТ Нина Ольхина, которая в тот период была назначена на главную роль в этом спектакле. Молодой человек позже нашел пьесу и сразу загорелся идеей снять телеспектакль. «История почти всей моей жизни», - отзывался об этом произведении Михаил Михайлович. В конце 1960-х он начал подавать заявки на разрешение снять по этой пьесе или телеспектакль, или фильм. Но в течение восьми лет телевизионные и киноначальники отвечали отказом. Им казалось, что данная история порочит советскую действительность. По сюжету через маленький провинциальный румынский городок без остановки ежедневно проезжает поезд-дизель «Бухарест – Синая», который возит на курорты богатую публику. Посмотреть, пусть даже мельком в окна, на роскошных, столичных женщин и мужчин, подхватить шлейф дорогих французских духов сбегаются все жители городка. Для них это настоящий светский праздник. Однажды ночью на этой станции поезд остановился, чтобы высадить безбилетную дамочку Мону. Ведь у нее, кроме фишек из казино, денег с собой не оказалось. Она знакомится с учителем астрономии местной гимназии Марином Мирою... Так вот чиновникам показалось недопустимым рассказывать, как восторгаются жители городка роскошью богатых людей. Мол, это намек на советских граждан, которые с завистью смотрят за рубеж и мечтают о лучшей жизни.
Михаилу Козакову приспособить пьесу под киноверсию помог сценарист Александр Хмелик, который к тому времени уже прославился, как автор фильма «Друг мой, Колька!» и киножурнала «Ералаш».
- Пьесу сильно изменили, нужно было все-таки подстроиться под тогдашнюю жизнь в Советском Союзе, - вспоминает дочь сценариста Мария Хмелик. – Но появилась легкая ирония над государственным строем, какие-то намеки, так называемые, «фиги в карманах». Вроде говорим, что небо голубое, а на самом деле имеем в виду, как нас всех вымотал советский строй. Пьеса все-таки казалась начальству буржуазной. Ну, что такое казино для нашего человека?! Или какой-то учитель, который «слетает с катушек» и позволяет себе влюбиться в какое-то существо, - то ли она проститутка, то ли содержанка. Масса вопросов возникало!
Но на Свердловской киностудии не побоялись и неожиданно Козакову одобрили все-таки снять фильм «Безымянная звезда».
- И не пробил бы, если бы не помог лауреат Государственной премии Геннадий Бокарев. Он руководил Свердловской киностудией, был ее главным редактором. Получил лауреатство за пьесу «Сталевары» во МХАТе. И только он, «сталевар» 1970-х, сумел убедить московское телевизионное начальство, что от мелодрамы, комедии, да еще про румынскую довоенную жизнь особого вреда коммунистической идеологии и Центральному телевидению не будет. Смешно! – вспоминал Михаил Козаков.
В главных ролях режиссер хотел снять Марину Неелову и Олега Даля, с кем уже успел поработать в некоторых спектаклях. Но… Неелова, прочитав сценарий, отказалась, объяснив, что в таком ключе играть эту героиню не хочет, - она не могла понять: как столичная дама согласилась жить с каким-то странным человеком из провинции! И Даль после того, как его правки в сценарий Козаков не принял, отказался. Например, Олег предлагал, чтобы его героя в конце насмерть сбил поезд. К тому же тогда актер находился в депрессии, в очередном алкогольном запое и не смог сниматься. Режиссер пригласил Анастасию Вертинскую и Сергея Юрского. Однако, после кинопроб Сергея Юрьевича не утвердил художественный совет киностудии. И появился Игорь Костолевский, - уже узнаваемый артист, который снялся в таких знаковых для советского кино фильмах, как «Звезда пленительного счастья» или «И это все о нем».
- Козаков был влюблен в эту пьесу и заразил этой любовью и нас, - рассказывает Игорь Матвеевич. – Он заражал нас своей исступленностью и неистовостью! Сумасшедший, ненормальный! Порой, после разговора с ним я выходил абсолютно одуревшим! Мне нравилась эта роль, потому что мой герой при всей своей внешней неуверенности в себе, он был с гигантским внутренним стрежнем, человек, который отстаивает чувство собственного достоинства, свою свободу, свою любовь. Сейчас работу с Мишей Козаковым я вспоминаю как наслаждение, но тогда с ним было не так уж просто. Он добивался своего любым способом, в том числе и диктатом, но победителей не судят.
Рассказывают, что на съемках этого фильма вспыхнул роман между Козаковым и Вертинской. Они уже были знакомы, вместе снимались в картине «Человек – амфибия», но чувства возникли именно во время работы над «Безымянной звездой». Правда, когда фильм закончили снимать, женатый Михаил Козаков все-таки вернулся в семью и отношения с актрисой сошли на «нет». С Костолевским у Анастасии Вертинской сразу получился хороший творческий дуэт. Вообще, она и сейчас называет эту роль одной из самых своих любимых и удачных.
– Его зовут Марин, меня зовут Мона. Чтобы как-то эту ситуацию приблизить к нашим реалиям, он называл меня Нюрой, а я его Гаврилой. Это были такие ужасно деревенские, русские имена, но нам так было проще общаться друг с другом. Он часто спрашивал: «Ну как, Нюр, сейчас я правильно сыграл?» - «Замечательно, Гаврила», - смеясь, вспоминает Анастасия Александровна.
К себе в соавторы Козаков пригласил уже опытного, известного кинооператора Георгия Рерберга. Но у него не заладились отношения с режиссером сразу. Например, Рерберг настаивал на том, чтобы учителя должен сыграть актер с внешностью писателя Иосифа Бродского, а Вертинская старовата для роли Моны. Но еще ссора возникла, когда Козаков хотел пригласить на роль любовника главной героини Грига Леонида Филатова. Рерберг был против, ему показалось, что у Филатова положительное обаяние и он не подходит для роли. Оператор отказался снимать актера. Тогда Вертинская предложила Родиона Нахапетова, с которым уже снималась в фильме «Влюбленные».
- Я не был уверен, будто он то, что нужно, - вспоминал Козаков. - Невысокий рост – это не беда, можно снять так, что рост не будет видно. Но что-то меня смущало… Назначаю ему репетицию без партнеров. Начинает играть и вдруг говорит: «Ребята, это не моя роль». А сам приехал с чемоданом, номер в гостинице снят, костюмы шьются… Мы начали его уговаривать, а он ответил: «То, что хочет Миша, он хочет правильно. Но это не моя природа. Пусть Миша сам сыграет, он так хорошо показывает!»
Козакову пришлось сыграть роль самому. Рербергу и это не понравилось. Оператору казалось, Михаил не успевает быть и режиссером, и актером одновременно.
- Гоше не нравилось все: и выбор артистов, Вертинская, я в роли Грига в особенности, и стиль игры, предложенный мной, и несерьезность музыки Эдисона Денисова, - писал в своих мемуарах Козаков. - Но я навсегда благодарен великому оператору Георгию Ивановичу Рербергу за то, как, преодолев свое неприятие, он снял эту картину. Однако, свою фамилию из титров фильма Рерберг все-таки убрал. В титрах значится только второй оператор – Владимир Иванов.
Кстати, двухместный кабриолет «Horch 930 V» 1938 года выпуска, на котором ездил в фильме герой Козакова, Михаил Михайлович хотел затем выкупить и забрать себе. Но владелец машины не уступил.
Павильонные съемки проходили на базе киностудии «Ленфильм», - именно там были построены декорации квартиры главного героя, классы гимназии и так далее. На станции Шувалово Ленинградской области снимали эпизоды на вокзале. А когда Григ едет на машине вдоль набережной – это уже на шоссе у Финского залива.
– Помню, приставала к Козакову: «Где у меня зерно роли?» Я тогда только что окончила Школу-студию МХАТа. А он все время говорил: «Отстань! Выйди и скажи слова, встань, куда тебе указали. Тебе играть ничего не надо, потому что ты такая, какая есть», - рассказывает исполнительница роли гимназистки Элеоноры Зимфереску Ирина Савина.
На роль композитора Удри был приглашен Зиновий Гердт. Но к моменту съемок он заболел и вместе него сыграл Григорий Лямпе.
- Мне помогла вера в себя, дружеская поддержка сердечного друга Гриши, - вспоминал Михаил Козаков. - Когда я в последний момент сам стал играть Грига и вынужден был сыграть сразу кульминацию роли, где мой герой дает пощечину Моне - Вертинской, причем пощечина эта была абсолютной импровизацией, актриса ничего не подозревала, один Григорий Моисеевич похвалил мою игру. Ни Анастасия Александровна, ни Игорь Костолевский, не говоря уже о Георгии Ивановиче Рерберге, ничего не поняли. А главное, что в тот момент не приняли моей трактовки роли и сцены. А Гриша понял. О! - это дорогого стоит. Ведь я отчаянно волновался. Еще бы! Решение играть роль было принято всего за день до съемки этого важнейшего эпизода. И я из режиссера превратился в партнера. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Актеры, ведомые мною, как режиссером, актеры, склонному к тому же к диктатуре, смотрят теперь на меня всего лишь как на партнера, причем партнера-конкурента, потому поддержка Гриши оказалась в тот момент жизненно необходимой актеру Козакову.
В роли начальника станции – господина Испаса выступил Михаил Светин, для которого эта работа стала одной из любимых в кинокарьере. А его помощника Якима сыграл Александр Пятков, которого режиссер утвердил без проб, просто увидев его фотографию.
- Миша Козаков не любил репетировать, он любил актеров, которые его сразу понимали. Он мне говорил: «Саша, нужно сыграть вот так, понял?» И щелкает пальцами. «Понял», - отвечал я и шел в кадр, - вспоминает Александр Александрович. - Очень долго я искал костюм для своего героя: жилетку, шляпу, сигару, штаны. Отсюда и нашел свой образ, этакого человека, которому ни до чего нет дела.
Предполагалось, что роль мадмуазель Куку должна сыграть актриса в возрасте, - все-таки по сценарию она обозначена, как «старая дева». Но режиссер утвердил Светлану Крючкову, которой на тот момент не было еще и тридцати лет. Хотя она уже была известной по многим киноролям, например, в телесериале «Большая перемена». И актриса справилась с этой ролью блестяще, изобразив строгую, одинокую женщину, которая страдает, живя в маленьком городке. На тот момент сама Светлана Николаевна проживала в общежитии ленинградского Большого драматического театра, куда приходил и Козаков. По ночам они читали друг другу стихи. Режиссер изначально был уверен, что именно Крючкова должна сниматься в его фильме.
Двухсерийную кинокартину сняли быстро – за два с половиной месяца. По словам режиссера, съемочная группа работала легко и в полной любви друг к другу. Если, конечно, не считать те конфликты, которые происходили с оператором. 17 февраля 1979 года в московском Доме кино состоялась премьера.
- Телевизионное начальство картину с бурчанием приняло, предварительно подсчитав количество еврейских фамилий в титрах. Их оказалось в меру, - вспоминал Козаков. - Костолевский проходил за русского. Я - полуеврей тоже. Про Михаила Себастьяну они, как и я, в том момент, слава богу, не знали. Михаил Светин и Илья Рутберг играли эпизодические роли. Вот, правда, художник - Марк Каплан. Зато оператор - Владимир Иванов и композитор - Эдисон Денисов вносили необходимое равновесие. Позже я случайно узнал, что и Эдик Денисов хромал на пятый пункт. Итак, была нешумная премьера в Доме кино. Отнюдь не переполненный зал - картина-то телевизионная! Ничем не прославленный режиссер, дебютант. Никто не брал в расчет моих телеспектаклей.
- Как-то я попал в Румынию, и там понял, что и автор пьесы Михаил Себастьян, и уже, получается, я, там, как национальные герои, - рассказывает Игорь Костолевский. – Причем, до этого уже ведь был французско-румынский фильм «Безымянная звезда», где Марина Влади играла роль, которую у нас исполнила Вертинская. Но та картина не имела такого успеха, как наша.
Календарь канала "Пераново перо":
22 апреля 1870 года родился революционер, политик Владимир Ленин
22 апреля 2011 года скончался народный артист России, режиссер Михаил Козаков ("Человек - амфибия", "Покровские ворота", "Здравствуйте, я ваша тетя!")
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов