3 ноября исполняется 100 лет со дня рождения драматурга, писателя, сценариста Леонида Зорина. Иногда в своих произведениях он писал героев с себя. Как, например, в пьесе «Покровские ворота», по которой режиссером Михаилом Козаковым был снят фильм.
Молодой парень Костик в 1956 году приезжает в Москву и поселяется у своей тетушки в коммунальной квартире. Его соседями становятся семья Хоботовых и артист эстрады Велюров. Веселый, казалось бы, незатейливый фильм «Покровские ворота» уже более 40 лет считают символом своего времени.
Счастьем и проклятием одновременно называл свою картину режиссер Михаил Козаков. Сначала он поставил в театре на Малой Бронной спектакль по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Надо заметить, что Зорин выписал в произведении все то, что с ним происходило в Москве, когда он молодым парнем приехал учиться из Баку. В главной роли Костика писатель изобразил себя. Тот спектакль с успехом шел девять лет. В 1979 году Михаил Козаков решил сделать по этой пьесе фильм. Зорин написал сценарий, его принесли на Мосфильм, но худсовет долго не утверждал эту идею, слишком легкомысленной она показалась.
- И тогда Михаилу поставили условие: чтобы разрешить снимать эту картину, ему нужно сыграть в кино Феликса Дзержинского, - рассказывал директор фильма Сергей Вульман. - Козаков согласился. Одновременно с работой над Дзержинским в фильме «Государственная граница», Михаил Михайлович начал работу над «Покровскими воротами».
На главную роль режиссер искал актера долго. В своей сценарной заявке он написал, что в роли Костика хотел бы открыть молодого Андрея Миронова. Пробовалось много актеров: Николай Денисов, Сергей Колтаков, Валерий Сторожик, Андрей Ургант, даже сын Козакова Кирилл. Всего 19 кандидатур.
Начинающий актер Олег Меньшиков попал на эти пробы, будучи утвержденным на главную роль в фильме Юлия Райзмана «Частная жизнь». Но, когда у него встал вопрос о выборе, Олег решил отказать народному артисту СССР Райзману, что тогда со стороны молодого человека многим показалось дерзостью. Говорят, Райзман ходил к руководству Мосфильма с просьбой никогда не снимать Меньшикова. Но обошлось.
- Я был весьма упитанным парнем, это видно в кадре, например, когда в душе моюсь, - рассказывал в интервью Олег Меньшиков. – Но, видимо, эту упитанность покрывал какой-то своей легкостью.
В остальных ролях режиссеру советовали взять звезд кино. Например, планировалось снимать в роли Хоботова и Александра Калягина, и Андрея Миронова, но выбор пал на не известного в кино, ленинградского артиста Анатолия Равиковича. Маргариту Павловну могли сыграть Ия Савина, Людмила Гурченко, Наталья Гундарева, Барбара Брыльска, однако и здесь режиссер выбрал мало знакомую зрителям актрису Инну Ульянову. В роли Саввы Игнатьевича поначалу были заявлены и Алексей Петренко, и Никита Михалков. Но и здесь снялся малоизвестный тогда артист Виктор Борцов.
Из жителей коммуналки оказалось только одно узнаваемое лицо – артист эстрады Велюров – Леонид Броневой, который уже прославился на киноэкране своим Мюллером.
- Козаков какое-то время преподавал в ГИТИСе, где я тогда училась. Он видел меня в каких-то отрывках, - вспоминает исполнительница роли Светланы Татьяна Догилева. – Однажды меня вызвали на пробы в «Покровские ворота». Прочитала сценарий, и ничего не поняла. Тогда Михаил Михайлович мне сам все показал, проиграл, какой должна быть моя героиня. Честно говоря, я думала, что дело до съемок меня не дойдет. Помню, на пробы пришла сонная после бурно проведенной ночи… Тот период для нас молодых актеров был абсолютным счастьем. Мы собирались у Козакова дома, смотрели американские фильмы – у него был видеомагнитофон, чтобы было в те годы большой редкостью. Его жена Регина нас подкармливала.
- Если честно, я тогда обиделся на режиссера, - признается актер Александр Пятков, который сыграл эпизодическую роль пациента медсестры Людочки. - Мне должны были сделать укол. Захожу в кабинет, ложусь на кушетку. А Козаков подговорил Людочку – Елену Кореневу вколоть мне шприц по-настоящему. Я не ожидал. Вскочил, заорал. Миша попросил сделать еще дубли, но я так обиделся, что отказался и ушел с площадки.
Кстати, в фильм этот эпизод вошел не весь. Бурную реакцию Пяткова на укол цензоры посчитали слишком эмоциональной и вырезали.
- До того, как согласиться, я не хотела играть эту роль. Мне она казалась слишком легковесной и простой. И сценарий не произвел на меня впечатления, - признается Елена Коренева. - Меня уговорила мама, которая работала ассистентом по актерам: «Ради Миши, он очень просит». Я согласилась, так как была свободна от другой работы. Рада, в итоге, что снялась - сыграть Людочку было для меня – актрисы полезно, менять жанры и амплуа - выгодно актеру, дает разноплановость его возможностей. Мы все были уверены. что снимаемся в симпатичной комедии, не более... Даже сам Козаков удивлялся, что фильм стал таким значимым для публики на многие десятилетия. Ко мне подходили незнакомые люди и со слезами на глазах признавались в любви. Со слезами на глазах?! У меня это вызывало долгое время недоумение, но, как говорится, зрителям виднее.
В тот период у Кореневой был роман с американцем. После окончания съемок она вышла замуж и уехала в Америку. Этот факт во многом повлиял на то, что фильм на целый год положили на полку. Тогда Козаков написал стихотворение, где были такие слова:
Я целый год потел зазря,
Артистка Коренева, фря,
Поставила мне клизму…
На выезд подала она
И в жопе два моих кина...
Да и председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину картина не понравилась. Среди прочих его критических замечаний прозвучало: «Такие фильмы делают только те, кто сбегает в Израиль и в Америку». По словам сценариста Леонида Зорина, главная идея фильма заключена во фразе Костика: «Осчастливить против желания нельзя». А в этом многие увидели намек на то, как тогда жили в Советском Союзе. Еще и поэтому боялись выпустить фильм.
«Грядут перемены», - звучит в картине. И, действительно, перемены пришли, - умер генсек Леонид Брежнев и страну возглавил Юрий Андропов, который решил, что советских граждан надо больше веселить. Картину выпустили на экраны.
- Тогда сошлись обстоятельства: с одной стороны минус, что Коренева уехала в Америку, а с другой – вышло постановление ЦК КПСС, что надо показывать комедии, - считал директор Сергей Вульман.
На премьере фильма в Доме кино многие зрители восприняли фильм с недоумением, говорили, что это какой-то капустник. Да и коллеги режиссера критиковали картину. Например, Марк Захаров высказался на заседании худсовета, что не ожидал от Михаила Козакова такой пустой картины: «Прыгают какие-то инвалиды, что это такое?!» Никто тогда не предвидел, что с годами любовь зрителей к «Покровским воротам» только вырастет и продолжает расти.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов