2 января - день памяти народного артиста России Владимира Коренева, который ушел из жизни четыре года назад. Он сыграл много ролей в кино и в театре, но чаще вспоминают артиста, как наивного юношу с большими голубыми глазами - Ихтиандра из фильма "Человек - амфибия".
На роль Ихтиандра режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев искали актера, обязательно еще не известного, с глазами, в которых «отражались бы море и небо». Пробовали десятки молодых людей, но все было не то. Кстати, один из претендентов даже предлагал режиссерам отдать свою машину «Волгу», чтобы его утвердили. Кто-то подсказал, что в ГИТИСе на последнем курсе учится парень, у которого необычные глаза.
Кинематографического опыта тогда у Коренева почти и не было – только небольшой эпизод в кинокартине «Жизнь прошла мимо». После проб молодого человека пригласили на роль. Как оказалось потом, – главную роль в жизни актера.
- Меня не обижает, что в кино стал актером одной роли. Я всегда был больше человеком театра, - признавался в разговоре со мной Владимир Коренев. - И если из всех моих картин выстрелила одна – это уже хорошо. Сколько таких актеров, кто снялся в сотне фильмах, а их с трудом вспоминают! Хотя, думаю, успешная кинокартина в начале карьеры – это очень плохо. Конечно, я тогда не понимал, какую славу мне принесет роль Ихтиандра. Это потом, когда фильм вышел в прокат, министр культуры Фурцева назвала его «подарком Министерству финансов».
С фантастическим романом Александра Беляева «Человек – амфибия» Коренев познакомился еще в детстве. Его дядя был от рождения слепым и читал книги наощупь по системе Брайля. Как-то родственник приехал в гости к Кореневым и остался ночевать в комнате юного Володи. И весь вечер читал вслух мальчику этот роман. Коренев закрывал глаза и представлял себе красавицу Гуттиэре, Ихтиандра, подводный мир. Конечно, мальчик и не догадывался, что когда-нибудь окунется в эту сказку. Хотя, что такое море знал с самого рождения в Севастополе, поскольку отец был контр-адмиралом. Позже семья переехала в Таллин.
- Он появился у нас в школе в классе восьмом – девятом, - вспоминает актриса Лариса Лужина, которая училась с Кореневым в Таллине. - Конечно, в него были влюблены все девчонки, да и я тоже глаз положила. Как-то пригласила его в наш драматический кружок, где мальчиков не хватало. Так он и увлекся актерством.
- Помню, в Таллин приехал один известный артист. Нам с Ларисой учитель дал задание сходить к этому артисту в гостиницу и попросить выступить в нашем театральном кружке, - вспоминает Владимир Борисович. - Волнуясь, мы постучал в двери номера «люкс». Открыла супруга артиста. Мы изложили нашу просьбу. И тут из соседней комнаты раздался знаменитый голос: «Может, прикажите еще в общественном туалете выступить?!» С тех пор этот человек перестал для меня существовать. А для себя я извлек на всю жизнь – нельзя «звездеть».
За месяц до съемок Владимир Коренев и Анастасия Вертинская (Гуттиэре) брали уроки подводного плавания в ленинградском Институте физкультуры. Потом были съемки в Баку и в Крыму. Уже тогда народная молва поженила двух красивых актеров. Хотя на тот момент Коренев был уже женат на молодой актрисе Алефтине Константиновой, с которой они познакомились в театральном институте. Однажды она приехала на съемки в Баку и увидела, что Вертинская ходит в ее солнечных очках, которые дала супругу перед отъездом. Устроила дикий скандал из-за ревности. Но артисту удалось доказать, что между ним и партнершей только рабочие отношения.
Актерам пришлось во многих экстремальных съемках играть самим, хотя для работы были привлечены каскадеры
- Дублер подменял иногда не только в воде, но и на суше. Помните момент, когда Ихтиандр в наручниках разбегается и прыгает со скалы в море? Все снято одним кадром, без монтажа. Так вот, на самом деле бежал-то я, а вот прыгал за меня каскадер – Володя Иванов, - рассказывал Коренев. - Несколько раз чуть не лишился жизни. Например, снимали эпизод, когда Ихтиандра на цепи опускают в море. Меня привязали, бросили в воду, а другой конец этой 60-метровой цепи выскользнул из рук матроса и тоже упал в море! Многокилограммовая цепь потащила меня ко дну. Слава богу, вовремя вытащили из воды.
- Актеры спускались на глубину с аквалангами, - вспоминал режиссер Владимир Чеботарев - После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актер мог держать воздух, столько мы и снимали. Потом я давал сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом, мы сделали все подводные съемки.
Однажды снимали сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты (Михаил Козаков). После репетиции Коренева крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю.
- Мотор! Начали! Коренев вырывается, все отлично. Стоп. Снято, - рассказывал Чеботарев. - Подводник, который был рядом, дает ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. Он ничего не понимает. В этот момент, находившийся рядом каскадер Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и дает его Володе. Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас актера.
Владимир Коренев вспоминал, как замерзал на съемках. Костюм, в котором он снимался, был очень тонким, был сделан из материала, из которого делали женские колготки. На него вручную были нашиты леской 10 тысяч чешуек, вырезанные из кинопленки и покрашенные перламутровой краской.
- Костюм промокал моментально, я начинал дрожать, - смеялся Коренев. – Когда меня поднимали из воды, то надевали шубу, давали кофе с коньяком. Оттаю - и опять в воду сниматься.
- Слава после фильма была сумасшедшая, - вспоминал Владимир Борисович. - Наш подъезд был исписан губной помадой, и мне несколько раз приходилось ремонтировать его за свой счет. Шли мешками не только письма, кстати, для которых я приспособил огромную коробку из-под холодильника, но и какие-то посылки, которые мы отправляли обратно. Моей жене было, конечно, тяжело. А мне популярность была приятна, что уж тут лукавить. Но все же вовремя понял, что это не главное в жизни и в профессии.
В 1961 году уже известным артистом Коренев пришел в московский театр имени Станиславского. Однако, несмотря на популярность, получал, как и все молодые артисты – 85 рублей в месяц. Чтобы прокормить жену и дочь, ездил с концертами по стране, порой приходилось выходить на сцену по десять раз в день. Владимиру Борисовичу, конечно, предлагали роли в кино – таких же красавцев-героев, каким был Ихтиандр, но он отказывался. Предпочитал играть характерные роли.
- Я не считаю актерство профессией, это просто удовольствие! – как-то заявил Владимир Коренев. - Так не хочется стареть, потому что хочется посмотреть, что будет потом, лет через пятьдесят.
Однажды артисту пришло письмо: «Товарищ Коренев, посылаю вам свое первое письмо. Всего их будет десять. Я сфотографировалась голая и в каждом письме буду вам присылать фрагмент моей фотографии». Актер решил ответить поклоннице: «Никому не отвечаю, но тебе за оригинальность посылаю свою фотографию с автографом. Извини, что на ней я не голый!»
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов