Уход из жизни питомца всегда стресс. Это тяжело, больно и порой невыносимо. Казалось бы, через подобное проходит почти каждый, но все равно подготовиться к такому моменту невозможно. И когда теряешь четвероногого друга, в голове лишь непонимание: что делать с телом? Ответ — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Я тоже попала в такую ситуацию. На третьем году жизни умерла моя собака Луна. Я взяла ее на передержку уже достаточно взрослой и с огромным списком заболеваний, одним из которых был рак. Отдать кому-то так и не смогла: полюбила и прикипела. За три года бывали и крайне тяжелые моменты, и периоды ремиссии. Но в последнее лето Луна таяла на глазах. Я хотела, чтобы она успела поплавать в озере, погулять по лесу и насладиться оставшимися мгновениями жизни. И это получилось. Смерть Луны не стала для меня неожиданностью, хотя все равно было больно. Когда она уже вообще не поднималась, я поняла: все закончится совсем скоро. Конечно, мы облегчили собаке последние дни ее жизни, чтобы она не мучилась, — делали инъекции, ставили капельницы.
По работе я не раз сталкивалась с предприятием «Фауна города» и знала, какие услуги там предоставляют. Поэтому внутренней паники у меня не было.
Вечерний Минск: кладбище домашних животных и уличные ларьки. Актуальные темы с 31 марта по 6 апреля
В Минске официального кладбища для братьев наших меньших нет. Вероятно, по этой причине почти в каждом районе города возникли стихийные. Одно из самых крупных находится в Уручье на ул. Стариновской.
Обычно они располагаются недалеко в лесу, и найти их нетрудно. Так, на ул. Ангарской нужно лишь подняться на холм. Но такие погребения незаконны.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь (статья 16.28) за захоронение домашних животных грозит штраф до 30 базовых величин (1 260 рублей).
С одной стороны, предание тела питомца земле — многовековая традиция. Однако именно она способна стать причиной распространения инфекций и источником экологических проблем. И это сказано не шутки ради. За разъяснением я отправилась на столичную ветеринарную станцию:
— Животных, которые погибают от недугов, вызванных спорообразующей микрофлорой, либо вируса, сжигают. Иначе такое захоронение может спровоцировать распространение высокоопасных инфекций. Чтобы захоронить питомца, нужно исключить опасность заболевания. Это делается только методом вскрытия, — пояснил главный ветеринарный врач Виктор Алейников.
Кроме того, нет гарантии, что захоронения не разроют другие животные, не размоют дожди или грунтовые воды. Все это может стать источником заражения не только зверей, но и людей. Такой судьбы натерпевшейся Луне я точно не желала. Какое же я приняла решение, спросите вы.
Моя собака была кремирована. Такие услуги предоставляют государственные предприятия «Фауна города», «Экорес» и несколько частных. Стоимость вполне доступная. Например, за 10-килограммового питомца вы заплатите около 45 рублей (чуть больше 1 БВ). За прощание с Луной я отдала 115 рублей. В любом случае меньше, чем 30 БВ штрафа за незаконное захоронение.
«Фауна города» предлагает массовую кремацию (несколько животных кремируют одновременно) и индивидуальную (только ваш питомец). Последняя немного дороже, зато вы можете выбрать урну, которую разрешено захоронить. Как просто в картонной коробке, так и в коробке с семенами. Затем на месте захоронения вырастет дерево. Символично, не правда ли?
Этот способ точно лучше захоронения в ближайшем лесу. Ведь стихийные кладбища — схема не только вредная, но и временная. Сегодня-завтра их снесут, и память перестанет существовать из-за одного движения ковша экскаватора.
Фото автора