Найти в Дзене
Memento mori

Новое Донское кладбище, Москва. Часть 3

Первая часть, с историей некрополя.
Вторая часть, с общим обзором. Пару недель назад я была на экскурсии по Новому Донскому кладбищу (по ссылке можно оплатить экскурсию как по новой территории, так и по самому Донскому монастырю). И, наконец разобрав заснятый материал, пришла вам рассказывать дальше об этом некрополе. У меня тут просили, помнится, рассказ именно о колумбариях.
Вот о них и пойдёт речь сегодня. Как я писала ранее, кладбищенская церковь в 1927 году превратилась в первый массовый крематорий в России. Внутренние помещения храма стали постепенно превращаться в колумбарий, а печи были размещены в подвале. Там же рассаживались зрители, которые приходили посмотреть "на процесс": поначалу на кремации ходили, как на новую выставку или в театр. К слову, из подвалов всё давно вывезено, и сейчас там идёт ремонт — делают нижнюю церковь. Есть предположение, что печи не вывозили, а просто спрятали под пол, ибо они слишком громоздки, чтобы вытаскивать наружу. Колумбарии в крематории

Первая часть, с историей некрополя.
Вторая часть, с общим обзором.

Пару недель назад я была на экскурсии по Новому Донскому кладбищу (по ссылке можно оплатить экскурсию как по новой территории, так и по самому Донскому монастырю). И, наконец разобрав заснятый материал, пришла вам рассказывать дальше об этом некрополе.

У меня тут просили, помнится, рассказ именно о колумбариях.
Вот о них и пойдёт речь сегодня.

Как я писала ранее, кладбищенская церковь в 1927 году превратилась в первый массовый крематорий в России. Внутренние помещения храма стали постепенно превращаться в колумбарий, а печи были размещены в подвале. Там же рассаживались зрители, которые приходили посмотреть "на процесс": поначалу на кремации ходили, как на новую выставку или в театр.

К слову, из подвалов всё давно вывезено, и сейчас там идёт ремонт — делают нижнюю церковь. Есть предположение, что печи не вывозили, а просто спрятали под пол, ибо они слишком громоздки, чтобы вытаскивать наружу.

Церковный подвал
Церковный подвал

Колумбарии в крематории постепенно занимали помещение за помещением, пока места не стало хватать. Тогда к бывшей церкви начали пристраивать пределы, которые постепенно тоже заполнили урны. Параллельно по всему некрополю возводились стенки-колумбарии, а справа и слева от крематория возвели два больших здания-колумбария.

Здание справа от церкви находится практически в аварийном состоянии, там гниют полы. Снаружи оно, как видите на снимке, завешено. Но зайти туда всё еще можно. Внутри оно почему-то напомнила мне о теплицах: много стекла, света, цветов.

Ещё немного снимков оттуда.
Надписи на урнах порой привычные нам и сейчас, а порой кажутся последним "прости" ушедшей эпохи. Красный гвардеец, ударник, революционер подпольщик, чекист... На одной из урн нашлась надпись о погибшем от ран в боях с басмачами. Вообще слишком много эпитафий о трагической гибели, слишком много ранних смертей было в те годы. Люди работали на износ, строили новую жизнь, копали метро, возводили заводы. И трагически гибли.

В колумбарий слева от церкви я в этот раз не заходила, покажу снаружи. Он поновее и сохранился гораздо лучше. На стене — горельеф Эрнста Неизвестного "Вечный круговорот". Купнее я его показывала в первой части.

В прессе который год ходят слухи о том, что всё здесь будут сносить в связи с обветшанием. Состояние и правда критическое, но так просто всё снести тоже не получится: у многих ещё живы родственники. А перезахоронение без согласия родственников ныне запрещено законом.
Далее немного снимков с общими видами стен на кладбище.
Всего, где-то я наталкивалась на эту цифру, в колумбариях Нового Донского погребен прах около 200 тысяч человек.

А теперь, когда мы осмотрелись вокруг, давайте уже посмотрим, что происходит внутри церковных стен. Если внешние колумбарии напомнили мне о теплицах, то церковные похожи то на библиотеку, то на винный грот. Знаете, много лет назад была в Новом Свете в винном гроте Голицына, вот те же ощущения. Разве что от пещер ожидаешь грязи и пыли, а здесь катастрофическое состояние помещений конечно удручило.
Это самый первый зал, который начали заполнять после открытия крематория 6 октября 1927 года: в первый же день была проведена первая плановая кремация.

Самый первый зал
Самый первый зал

К следующему залу идём по темному коридору, во всех удобных уголках заставленному урнами. Это зал боевой славы, здесь очень много военных времен Великой Отечественной войны.
Выглядит помещение при этом... Полюбуйтесь сами.

Потом были "библиотечные" стеллажи и ещё один небольшой зал, где размещена прекрасная скульптура Меркурова.

Стеллажи-колумбарий
Стеллажи-колумбарий

На этом обход церковных помещений с левой стороны от зала завершился, мы вернулись в храмовый зал и начали обходить помещения с правой стороны. Причём чтобы попасть туда, нужно сначала пройти через комнатку, где сидели и что-то лепили дети. А потом через дверь, в оставшуюся часть колумбария. Вновь "библиотечные" стеллажи, и ещё один большой зал.

Я намеренно в этом рассказе не касаюсь личностей людей, чей прах ныне размещён во всех этих многочисленных урнах, вазах, коробочках. Перечислить даже сотую часть у меня не хватило бы ни времени, ни информации. В большинстве своём это были простые труженики, обычные советские люди, которые работали машинистами, врачами, строителями, инженерами. Для элиты тогда уже активно использовалось Новодевичье. Вот и урну Маяковского сначала поставили в этой последней зале, а потом, когда Лиля Брик посмертно "раскрутила" творческое наследие поэта, — урну торжественно перезахоронили на Новодевичьем.

Иногда в маленьких городках есть традиция украшать окошки своих частных домов. Ты идёшь мимо, заглядываешь в окна, а там — что-то, что рассказывает о хозяине этого дома. У кого-то там модель корабля, у кого-то — детские игрушки, у кого-то сидит высокомерная кошечка.

Так и здесь. Ты ходишь среди бесконечных стеллажей и заглядываешь в эти окна, которые порой обезличены, а порой рассказывают что-то о людях, событиях, истории.

Теперь, когда я виртуально провела вас, уважаемые читатели, по залам бывшего крематория, а ныне храма, освящённого в честь преподобного Серафима Саровского, давайте ещё немного позаглядываем в окошки. На сколько разрешит Дзен, со своим лимитом на количество снимков в статье.

На сегодня это всё. Будет и четвертая часть, там мы немного ещё походим по самому кладбищу и вновь поговорим о людях.
Спасибо за внимание.
Не забывайте заходить в
ТГ-канал.

Продолжение, 4я часть.