В то время как многие народы практиковали кремацию веками, в России (с приходом православия) признавалось только захоронение в землю. Хотя в конце XIX - начале XX века во Владивостоке был построен крематорий для кремации усопших из Страны Восходящего Солнца, в остальном жители нашей страны предпочитали традиционные обряды.
Придя к власти, большевики объявили традиционные похороны анахронизмом. В декабре 1920 года в здании бань Васильевского острова открыли крематорий, но он проработал три месяца и был остановлен "из-за отсутствия дров". Только в 1927 году в кладбищенской церкви Нового Донского кладбища открыли первый постоянный массовый крематорий в России.
Кладбище открыли незадолго до этого, в 1903 году, рядом со стеной московского Донского монастыря (основан в 1593 году), в связи с переполнением древнего некрополя у его стен, и стали называть то кладбище Старым, а новое - соответственно, Новым.
В 1920 году был объявлен конкурс на проект здания под крематорий под лозунгом "Крематорий - кафедра безбожия". Победителем вышел проект конструктивиста Дмитрия Осипова, после чего церковь подверглась основательной переделке:
Советское правительство всячески пропагандировало кремацию и в рамках антирелигиозной борьбы, и как новое веяние для новых разрастающихся городов. Новое Донское кладбище, до революции совсем незначительно успевшее заполниться, получила длинные стены колумбария и первые урны с идеологически верными людьми - партийными деятелями, военными, учеными, космонавтами. Прах особо отличившихся был вмурован в Кремлевскую стену.
Стоит уточнить, что печи для крематория были приобретены в Германии, у компании "Топф и сыновья". Печи той же марки стояли в Освенциме...
Агитация за кремирование достигла такого размаха, что на "огненное погребение" водили экскурсии, приезжали литераторы и художники, вообще, поприсутствовать на кремации считалось прогрессивным.
Несколько строк из дневника Чуковского, от 3 января 1921 года, о его поездке в крематорий с 13-летней дочерью, очень хорошо отражают царившие тогда настроения. Полный текст легко гуглится, почитайте кому интересно, там подробно описано веселье в процессе сжигания и кость на память, которую Чуковский приволок домой с этого мероприятия.
А я цитирую небольшой отрывок:
"Вчера чёрт меня дернул к Белицким. Там я познакомился с черноволосой и тощей Спесивцевой, балериной, – нынешней женой Каплуна. Был Борис Каплун – в жёлтых сапогах, – очень милый. Он бренчал на пьянино, скучал и жаждал развлечений.
– Не поехать ли в крематорий? – сказал он, как прежде говорили: «Не поехать ли к "Кюба" или в "Виллу Родэ"»?
– А покойники есть? – спросил кто-то.
– Сейчас узнаю.
Созвонились с крематорием, и оказалось, что, на наше счастье, есть девять покойников.
– Едем! – крикнул Каплун.
Поехал один я да Спесивцева, остальные отказались.
...Я взял Лиду, она надела два пальто, и мы двинулись.
...Каплун ехал туда как в театр и с аппетитом стал водить нас по этим исковерканным залам, имеющим довольно сифилитический вид.
...Мы смеёмся, никакого пиетета. Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах.
Я пошел со Спесивцевой в мертвецкую. Мы открыли один гроб (всех гробов было 9). Там лежал – пятками к нам – какой-то оранжевого цвета мужчина, совершенно голый, без малейшей тряпочки, только на ноге его белела записка «Попов, умер тогда-то».
– Странно, что записка! – говорил впоследствии Каплун. – Обыкновенно делают проще: плюнут на пятку и пишут чернильным карандашом фамилию."
Крематорий проработал до 1973 года, и жители близлежащих домов не смели развешивать белье на балконах во время сжиганий - из трубы шел темный дым, и все вокруг покрывалось сажей.
Прах умерших на кладбище не только вмуровывали в ячейки, но и закапывали, устраивая как отдельные могилы, так и массовые захоронения. На территории находятся три общие могилы жертв репрессий 1930-1950 хх годов (в годы перестройки была установлена стела в память о них). На кладбище имеется и братская могила, где захоронено более 15 тысяч солдат, умерших в столичных госпиталях во время Великой Отечественной войны (впоследствии рядом был сооружен мемориал с вечным огнем). Есть и менее обширные общие захоронения.
Вообще, некрополь поражает тем, что являлся одновременно и местом последнего упокоения "врагов народа", и (не подтверждено) некоторых лидеров белого движения, и пленных японских солдат, и в то же время - престижным кладбищем для партийных функционеров.
С 1980х годов на кладбище проходят только подхоронения к родственникам, но затеянная масштабная реконструкция приведет в конечном итоге к сносу старинных стен колумбария, если верить выложенным планам, и созданию новых (конечно, очень дорогих) мест. Интересный факт - в 1990х крематорий обратно превратили в церковь, хоть и не вернули ей утраченный исторический вид.