Найти в Дзене
Вымершие животные вики

Разноклювая гуйя: драма из Новой Зеландии

Нередко случается так, что люди пытаются исправить положение, когда уже слишком поздно. Такова история, например, животных из реки Янцзы. У разноклювой гуйи из Новой Зеландии шансы на выживание всё же были, но порешало одно случайное событие.

Самка (сзади) и самец разноклювой гуйи; иллюстрация Йоханнеса Кёлеманса, 1888
Самка (сзади) и самец разноклювой гуйи; иллюстрация Йоханнеса Кёлеманса, 1888

На Северном острове Новой Зеландии некогда водилась разноклювая гуйя (Heteralocha acutirostris Gould, 1837) - красивая и крайне необычная птица. Она имела переливающееся чёрное оперение с белой каймой на хвосте, тёмные ножки, а также карие глаза и пару ярких жёлто-красных серёжек. В длину она доходила до 42-48 см при размахе крыльев в 20-22 см. Известно, что у разноклювых гуй встречались альбиносы с белым оперением и жёлтыми серёжками.

Самка, самец и альбинос; рисунок Йоханнеса Кёлеманса, 1900 год
Самка, самец и альбинос; рисунок Йоханнеса Кёлеманса, 1900 год

Ключевая особенность гуйи заключалась в том, что строение клюва у неё различалось в зависимости от пола: у самок он был длинным, тонким и несколько изогнутым, у самцов - коротким, долотовидным. Связано это с различной пищевой стратегией: пока самки доставали всякую беспозвоночную живность из норок и щелей, самцы раздалбливали гниющую древесину в поисках личинок и жуков. В то же время птицы не брезговали плодами ногоплодника, хинау и копросмы, играя важную роль в распространении семян и восстановлении лесов.

Иллюстрация Джона Гульда, 1848 год
Иллюстрация Джона Гульда, 1848 год

Разноклювые гуйи были плохо приспособлены к полётам, проводя значительную часть на земле или ветвях деревьев, передвигаясь прыжками. Летать они не разучились, однако их крылья были достаточно короткими, из-за чего они могли перелетать только на небольшие дистанции. Селились данные птицы в низинных широколиственно-подокарповых лесах с густым подлеском и на залесеных горных склонах с преобладанием южного бука.

Голос птицы был достаточно звучным, её можно было услышать на расстояниях в сотню метров. Из-за этого гуй иногда содержали как "живых будильников". Также птицу можно было обучить говорить слова.

Седлоспинная гуйя
Седлоспинная гуйя

Разноклювая гуйя - один из двух представителей семейства серёжковых скворцов, эндемичных для Новой Зеландии. Вторым представителем является седлоспинная гуйя, сохранившаяся по сей день.

Социальное поведение разноклювой гуйи изучено очень хорошо. Птицы были моногамными, создавали пару на всю жизнь (по легенде маори, если одну гуйю убивали, её партнёр умирал от тоски). Размножались птицы весной, были достаточно заботливыми родителями.

Яйцо разноклювой гуйи из коллекции музея Те Папа
Яйцо разноклювой гуйи из коллекции музея Те Папа

Причина вымирания разноклювой гуйи кроется в её красоте: ещё маори охотились на птиц ради перьев и шкурок. Из них делали украшениях, различные ритуальные атрибуты. Иногда на птиц охотились из-за мяса. Добыча разноклювой гуйи была умеренной, благодаря чему на востоке острова поддерживалась более-менее стабильная популяция.

С прибытием колонистов началось уничтожение естественного ареала птицы, прессинг со стороны инвазивных видов, а также неограниченная охота. Из записей Уолтер Буллера следует, что в районах Манавату и Акитио 11 маори добыли 646 шкурок птицы, сам Буллер добыл ещё 18 в Римутаку в 1883 году. Всё это привело к значительному спаду численности птицы в 1880-ых годах.

Портрет вождя Тукукино с украшением из головы самки гуйи, рисунок Готфрида Линдауэра
Портрет вождя Тукукино с украшением из головы самки гуйи, рисунок Готфрида Линдауэра

От части неконтролируемую охоту на гуйю стимулировало колониалистическое мировоззрение европейцев, которые считали, что новозеландская фауна выглядит ущербно в сравнение с более совершенной европейской. Это привело к идее о бессмысленности сохранения естественных экосистем, и викторианские коллекционеры во всю сосредоточили усилия на добыче редкого экземпляра.

Тем не менее, попытки сохранить птицу предпринимались в конце XIX века, когда разноклювую гуйю могли спасти. В феврале 1892 года были приняты поправки в закон об охране диких птиц, делавшие убой гуй незаконным, однако всерьёз они не выполнялись. После принятие поправок были созданы заповедники для редких и вымирающих птиц, однако они оказались в тех районах, где разноклювые гуйи никогда не встречались. Попытки организовать переселение птиц в заповедники или на другие острова не увенчались успехом, а пару, предназначенную для переселения на остров Капити, незаконно присвоил Уолтер Буллер и отправил её в Англию в подарок лорду Ротшильду вместе с последней живой парой смеющихся сов.

Впадина Мокау в национальном парке Те Уревера – место последнего наблюдения гуйи
Впадина Мокау в национальном парке Те Уревера – место последнего наблюдения гуйи

После визита короля Георга V и его жены Мэри в 1901 году в Новую Зеландию спрос на перья гуйи вырос в несколько раз. Всё было связано с тем, что вождь маори в знак уважения поместил на шляпу короля перо из своих волос, после чего многие англичане и новозеландцы захотели походить на короля.

Всё это привело к стремительному сокращению популяции птицы. Последняя подтверждённая встреча с разноклювой гуйей состоялась 28 декабря 1907 года, когда некий В. В. Смит увидел трёх птиц в горных лесах Тараруа. По неподтверждённым данным, гуйи встречались ещё позже, в других районах. Так, сообщалось о встрече с тремя этими гуйями в долине Голланс за Йоркской бухтой 28 декабря 1922 года. Сообщалось о встречах также в 1912-1913 годах. Последние неподтверждённое наблюдение гуйи происходят из лесов национального парка Те Уревера: одно — с горы Урутава в 1952 году, а другое — с озера Ваикареити в 1961 и 1963 годах.

Статуя «Призрак Гуйи» в городе Палмерстон-Норт на Северном острове Новой Зеландии
Статуя «Призрак Гуйи» в городе Палмерстон-Норт на Северном острове Новой Зеландии

История разноклювой гуйи - пример безответственности людей, приведший к вымиранию поистине удивительного вида. Эндемичная фауна Новой Зеландии серьёзно пострадала от прибытия европейцев и их спутников, однако сейчас люди осознали ценность местных животных, благодаря чему удалось организовать программы спасения множества видов.

Читайте также

Птицы
1138 интересуются