https://tvzvezda.ru/video/programs/201509181301-qpj0.htm/20254101510-1RAJ3.html
«Скрежет металла. Тряхнуло меня. Мотор издал какой-то надсадный рев. Все… - так немногословно описывал свой высотный таран летчик Алексей Катрич. - Как провести удар, чтоб живым остаться, я теоретически знал и не раз прикидывал еще на земле, как многие наши летчики, свои действия».
Летные навыки Катрич отточил за годы службы в ПВО Москвы. Благодаря большому налету и опытному составу воздушные силы столицы успешно противостояли немцам.
11 августа 1941 года в 9:30 утра посты воздушного наблюдения доложили: к столице на большой высоте движется истребитель-разведчик. В воздух поднялась дежурная пара Катрича и Медведева. Но у напарника Алексея засбоил мотор, и он был вынужден остаться на аэродроме.
Катрич пилотировал истребитель «МиГ-3», который прекрасно чувствовал себя на больших высотах. Подробнее о самолете мы рассказывали здесь.
Высотный бой
Летчик набрал высоту и вычислил разведчика по инверсионному следу от двигателей. Чтобы атаковать противника, Катричу пришлось подняться еще выше, на высоту 8 000 метров. Мороз пробрался под куртку, заледенели пальцы. Из-за разреженного воздуха труднее управлять самолетом. Но благодаря опыту и хорошей физической подготовке Катрич смог удержать высоту.
Немецкий разведчик «Do-17», который свою форму получил прозвище «летающий карандаш», летел над железной дорогой Москва-Ленинград. Советский летчик настиг его в районе Осташкова и Бологого.
Стратегия Катрича была простой: незаметно подлететь со стороны солнца и ударить в упор. Летчик дал очередь по задней полусфере разведчика. Экипаж противника не ожидал атаки и вильнул в сторону, началась гонка-преследование. Алексей дал еще 3 очереди из крупнокалиберного пулемета. От них из двигателя немецкого истребителя пошел дым. Задело и вражеского стрелка – «Do-17» не огрызался из оборонительного вооружения.
Вдруг пулеметы «МиГа» заклинило. Тогда Катрич решил идти на таран. Он уравнял свою скорость с немцем и ювелирно отрубил врагу стабилизатор винтом истребителя. «Do-17» пикировал и камнем рухнул на землю. Это был первый высотный таран Великой Отечественной.
У истребителя Катрича был только погнут винт, его самолет сохранил управление. Летчик успешно вернулся на базу.
На вопрос, как ему удалось так виртуозно выполнить маневр, Катрич отвечал: «Помогла выучка парадов на Красной площади, когда мы шли точно на метр друг от друга, вырисовывая в небе сложные фигуры».
Первую половину войны летчик летал на «МиГе», после 1943 года пилотировал именной самолет «Як-1», построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» И.Д. Фролова. В последствии летчик подружился с дарителем и регулярно с ним переписывался.
Алексей Николаевич Катрич стал одним из немногих летчиков, кто начал воевать с первых дней и дошел до Победы. За Великую Отечественную летчик совершил 258 боевых вылетов, провел 27 воздушных боев, сбил 5 самолетов лично и 7 в группе. За свои заслуги награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза.
Узнать больше о подвигах советских летчиков вы сможете в экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНагрода #ЛетчикАлексейКатрич