Найти в Дзене
Альтернативная история

Взгляд запада 1970-80-х годов на советскую авиационную технику. Часть 6 Военно-транспортные самолеты Ил-76

Продолжение цикла интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Air International» (выпуск за июль 1979 года) и которые, думаю, заинтересует коллег. В круглых скобках даны реальные названия советских самолетов и оборудования.

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен

При оценке потенциала военно-воздушных сил СССР западные аналитики, изучающие советскую военную сферу, вполне естественно делают акцент на качественном улучшении и количественном увеличении боевых самолетов в составе советских ВВС. Однако едва ли менее коварным и в некоторых отношениях столь же важным, хотя и не столь очевидным, является параллельный рост потенциала военно-транспортного элемента ВВС – военно-транспортной авиации (ВТА). Создание огромного потенциала материально-технического обеспечения, осуществляемого с помощью авиации, который, обеспечивая быстроту реагирования и мобильность операций на стратегическом уровне, стал теперь важным инструментом советской внешней политики.

Этот значительный рост возможностей советской ВТА впервые проявился в октябре 1973 года. Конфликт между Израилем и соседними арабскими государствами привел к тому, что можно было бы описать как логистическое противостояние между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Каждая из стран выделила значительную долю своих военно-транспортных сил для поддержки соответствующей противоборствующей стороны. Хотя близость Ближнего Востока – менее 1250 миль (2000 км) от территории стран Варшавского договора, – по общему признанию предъявляла меньшие требования к советскому материально-техническому обеспечению, чем американской логистической службе, которой требовалось преодолевать в шесть раз большее расстояние, этот эпизод показал миру тот факт, что Советский Союз, уже активно действующий в мировом океане, близко приблизился к способности обладать крупными стратегическими военно-транспортными перевозками.

После завершения ближневосточного конфликта Советским Союзом в Африке были проведены несколько более или менее связанных между собой операций, которые продемонстрировали, что ВТА при эффективной помощи «Аэрофлота», теперь может поддерживать вооруженные действия на расстоянии более 6000 миль (10000 км) от баз в странах Варшавского договора. Ангольский конфликт 1977 года дал некоторые свидетельства создания такого потенциала, но совсем недавно массированная поддержка режима в Аддис-Абебе, которая избавила его от угрозы поражения в войне с движениями за независимость в Эритрее и Огадене, стала неопровержимым доказательством недавно обретенной эффективности материально-технического обеспечения, осуществляемого с помощью авиации.

Фактически воздушный мост между Советским Союзом и Эфиопией был установлен в период с 7 ноября по 31 декабря 1977 года. На пике операции в ней одновременно участвовало около 225 транспортных самолетов, летавших по семи различным маршрутам. Одним из аспектов этой операции, имевшей особое значение, стало начинавшееся со второй недели ноября первое крупномасштабное развертывание за пределами стран Варшавского договора военно-транспортных самолетов Ilyushin IL-76 (Ил-76), получивший в НАТО кодовое обозначение Candid (искренний; чистосердечный; такой как есть; честный; беспристрастный). Candid представляет собой тяжелый военно-транспортный самолет с высокими летными характеристиками и герметичным отсеком, который в течение пяти последних лет поступает на вооружение советской военно-транспортной авиации. Самолеты IL-76 перевозили вооружение, включая бронетехнику, артиллерию и тактические ракеты, со складов за Уралом. Il-76 пролетали Афганистаном и Пакистаном, после чего некоторые из них пересекали Аден, пройдя вдоль побережья Оманского залива, в то время как другие летели через Мозамбик после пересечения Индийского океана и Мадагаскара.

Необычайно быстрое развертывание этой операции и введение в состав задействованных сил значительной доли высокоэффективных самолетов IL-76 показали, что теперь советская ВИА может в течение примерно 10 часов перебросить по воздуху на Ближний Восток или в Африку по меньшей мере три дивизии!

Значительное увеличение возможностей

Ilyushin IL-76 Candid, который впервые был крупномасштабно задействован за рубежом полтора года назад во время воздушного моста в Эфиопию, несомненно, является ключевым элементом в текущей программе повышения мобильности советской военной авиации и значительно более эффективным самолетом материально-технического обеспечения чем 20-летний Ан-12 Cub (детёныш зверя; щенок; зверёныш). По сравнению с Ан-12, которого IL-76 заменяет в составе ВТА, Candid имеет в два раза большую грузоподъемность, в два раза большую дальность полета и при этом, обладая лучшими взлетно-посадочными характеристиками, способен действовать с гораздо хуже подготовленных площадок. Схожий по своей концепции с американским военно-транспортным самолетом Lockheed C-141B StarLifter, с которым он близок по размерам и массе, но имеет на 20% более мощную силовую установку и способный использовать относительно примитивные взлетно-посадочные полосы IL-76, несомненно, является одним из важнейших самолетов, поступивших на вооружение советских ВВС в этом десятилетии.

Разработанный в ОКБ Сергея Ильюшина под руководством Генриха Новожилова и впервые поднятый в воздух 25 марта 1971 года опытным летчиком-испытателем Эдуардом Кузнецовым, IL-76 дебютировал на международной арене всего два месяца спустя на авиасалоне в Ле Бурже, где несмотря на ливрею авиакомпании «Аэрофлот» и заявления советских представителей о мирном предназначении явно продемонстрирован его военный потенциал. Два года спустя, когда генеральный конструктор Новожилов заверил журнал «AIR International», что основным предназначением IL-76 является снабжение по воздуху регионов Советского Союза, в которых не было железных или шоссейных дорог, испытания проходили еще пять прототипов и предсерийных самолетов, один из которых проходил коммерческую сертификацию, а остальные четыре были переданы ВТА для эксплуатационной оценки! Действительно, в следующем году первый полк ВТА начал осваивать IL-76, в то время как поставки авиакомпании «Аэрофлот» начались только в 1976 году.

цветная схема в трех проекциях военно-транспортного самолета Ilyushin IL-76 Candid
цветная схема в трех проекциях военно-транспортного самолета Ilyushin IL-76 Candid

При штатной задаче по перевозке 40 тонн грузов на расстояние более 3100 миль (5000 км) менее чем за шесть часов, IL-76 сочетает в себе предкрылки, расположенные по всему размаху крыла, двухщелевые закрылки и 20-колесное шасси высокой проходимости с достаточной мощностью силовой установки, обеспечивающих эксплуатацию с коротких неподготовленных взлетно-посадочных полос. Вместительный фюзеляж в основном имеет круглое поперечное сечение. Приподнятая задняя часть фюзеляжа имеет откидывающуюся вниз грузовую рампу, откидывающиеся наружу складные створки и откидывающуюся вверх панель. В военной версии фюзеляж завершается турелью, в которой установлена спаренная 23-мм пушка. Грузовой отсек шириной 11 футов 4¼ дюйма (3,46 м) и высотой 11 футов 1¾ дюйма (3,40 м) имеет общую длину 80 футов 4½ дюйма (24,50 м) включая рампу и 65 футов 7½ дюймов (20,00 м) без учета рампы. Грузовой отсек способен вмещать широкий спектр бронированных боевых машин, бронетранспортеров, артиллерийских и ракетных систем максимальной грузоподъемностью до 88,185 фунтов (40000 кг). Для погрузки и выгрузки контейнеров и других грузов предусмотрена усовершенствованная подвесная система их перемещения. Весь грузовой отсек, включая отсек техника по транспортировке грузов, герметизирован. Обычно экипаж состоит из пяти-шести человек; пилот и второй пилот традиционно сидят бок о бок в просторной кабине пилотов, кабина штурмана расположена, как это принято в России, впереди и ниже кабины пилота в сильно застекленной носовой части самолета. Утверждается, что данное расположение облегчает визуальный выбор места посадки.

на данном снимке хорошо показаны большие распашные створки, откидывающиеся наружу, и откидывающаяся вверх панель. Створки и панель обеспечивают доступ к вместительному грузовому отсеку IL-76, в котором может разместиться большое количество гусеничной техники, артиллерийских и ракетных систем
на данном снимке хорошо показаны большие распашные створки, откидывающиеся наружу, и откидывающаяся вверх панель. Створки и панель обеспечивают доступ к вместительному грузовому отсеку IL-76, в котором может разместиться большое количество гусеничной техники, артиллерийских и ракетных систем

Крыло, установленное над фюзеляжем, чтобы оставить внутреннее пространство фюзеляжа свободным, имеет явно выраженный угол поперечного V и стреловидность 25 градусов по линии четверти длин хорд. Предкрылки занимают почти весь размах передней кромки, а задняя кромка крыла внутри элеронов была занята двухсекционными двухщелевыми закрылками, перед которыми находится ряд интерцепторов. Четыре двухвальных турбореактивных двухконтурных двигателя Soloviev D-30KP (Д-30КП конструкции ОКБ-19, П.А. Соловьев) рассчитаны на взлетную тягу 26,455 фунтов (12000 кг), оснащены механизмами реверса тяги грейферного типа и установлены в отдельных подкрыльевых гондолах, поддерживаемых крупными пилонами с большой стреловидностью. Ни один из 18000 имперских галлонов (81830 л) топлива не размещается в крыле. Шасси трехколесного типа было разработано специально для эксплуатации на неподготовленных взлетно-посадочных полосах, все три стойки оснащены шинами низкого давления. Носовая стойка оснащена двумя парами колес, расположенными бок о бок, а каждая из двух основных стоек оснащены четырьмя парами колес, установленными в два ряда. Четырехколесная носовая шасси убирается поворотом вперед в отсек непосредственно за метеорологическим радаром, а основные стойки убираются в два крупных подфюзеляжных обтекателя, расположенные по сторонам нижней части фюзеляжа. Боковые обтекатели с каждой стороны нижней части фюзеляжа закрывают приводные устройства, опоры основных стоек поворачиваются таким образом, что колеса укладываются параллельно друг другу к оси фюзеляжа.

на данном снимке военно-транспортного самолета IL-76 хорошо показаны двухсекционные двухщелевые закрылки
на данном снимке военно-транспортного самолета IL-76 хорошо показаны двухсекционные двухщелевые закрылки

Обладающий отличными характеристиками

Нет никаких сомнений в том, что IL-76 Candid обладает исключительно хорошими летно-техническими характеристиками, и, судя по тому факту, что прототип вскоре после его первого полета был публично продемонстрирован в Ле Бурже, было очевидно, что Советский Союз не собирался скрывать преимущества нового транспортного самолета. Поэтому неудивительно, что в июле 1975 года было объявлено, что новый серийный самолет IL-76, выполнявший полеты из Центрального аэропорта Москвы, в четырех полетах установил 25 новых рекордов скорости и высоты полета с полезной нагрузкой. Позднее 24 рекорда были официально признаны ФАИ. 4 июля IL-76 под управлением Якова Верникова [Yakov I Vernikov] поднял груз массой 154590 фунтов (70121 кг) и установил новый рекорд полета с наибольшей полезной нагрузкой, поднятой на высоту 6560 футов (2000 м). В том же полете была зафиксирована высота 38960 футов (11875 м) с полезной нагрузкой 154320 фунтов (70000 кг). В тот же день пилотируемый Александром Тюрюминым [Aleksandr Tyuryumin] IL-76 развил среднюю скорость 532,33 мили в час (856,70 км/ч) по замкнутому маршруту протяженностью 1243 мили (2000 км) с полезной нагрузкой 121252 фунта (55000 кг), а три дня спустя тот же пилот развивал среднюю скорость 532,92 мили в час (857,66 км/ч) на маршруте протяженностью 621 миля (1000 км), установив девять рекордов полета с полезной нагрузкой от 66137 фунтов (30000 кг) до 154320 фунтов (70000 кг). И снова, 10 июля, с Тюрюминым за штурвалом IL-76 пролетел по замкнутому маршруту протяженностью 3107 мили (5000 км) и установил рекорды полета с полезной нагрузкой от 33069 фунтов (15000 кг) до 88183 фунтов (40000 кг). Эти рекордные величины свидетельствуют об очень значительных возможностях самолета.

Обладая максимальной взлетной массой 374790 фунтов (170000 кг) и способный действовать с площадок с несущей способностью покрытия 85,3 фунта на кв. дюйм (6,0 кг/см²), IL-76 имеет длину разбега 2800 футов (850 м), скорость отрыва при взлете составляет 130 миль в час (210 км/ч). Посадочная скорость составляет 137 миль в час (220 км/ч), а длина пробега при посадке – 1475 фута (450 м). Максимальная скорость крейсерского полета составляет 497 миль/ч (800 км/ч) на высоте 29530 футов (9000 м), наивыгоднейшая крейсерская скорость составляет 466 миль в час (750 км/ч) на высоте 39370 футов (12000 м), а максимальная дальность полета (с запасом топлива) составляет 4163 мили (6700 км), или 3107 мили ( 000 км) с максимальной полезной нагрузкой. Эти показатели относятся к запущенной в серийное производство коммерческой версии, которая в настоящее время используется «Аэрофлотом» и называется IL-76T (Ил-76Т). Данная версия имеет примерно на 20 процентов больший запас топлива, чем предсерийный IL-76, в результате чего дальность полета увеличилась на 1056 миль (1700 км), а максимальная взлетная масса – на 28660 фунтов (13000 кг). Габаритные размеры включают в себя размах 165 футов 8⅓ дюймов (50,50 м), длину 152 фута 10¼ дюймов (46,59 м), высоту 48 футов 5⅛ дюймов (14,76 м) и площадь крыла 3229,2 кв. футов (300,00 м²).

В настоящее время на самолеты IL-76 Candid перевооружены несколько полков ВТА и можно ожидать, что он продолжит вытеснять Ан-12 Cub и в восьмидесятые годы. Также ожидается, что в начале восьмидесятых Candid поступит на вооружение как дальней авиации, так и авиации ВМФ в качестве самолета-заправщика, совместимого с состоящими у них на вооружении бомбардировщиками с изменяемой геометрией крыла Backfire (Ту-22М) и в качестве преемника Myasishchev M-4 Bison (3МС-2). В конце прошлого года сообщалось о предварительных испытаниях варианта самолета-заправщика. Хотя это и не подтверждено, но также сообщалось, что IL-76 служит основой для нового самолета ДРЛО (самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления), который, как известно, разрабатывается в Советском Союзе, но вряд ли достигнет ограниченного состояния эксплуатационной готовности ранее 1982-83 годов.

Не может быть никаких сомнений в том, что в ближайшие годы IL-76 будет экспортироваться в ряд стран. Как сообщается в прошлом году первые экспортные поставки военной версии были осуществлены в Ирак. Также самолеты будут экспортироваться другим заказчикам, в том числе в Чехословакию и Польшу, хотя на момент отправки данного номера в печать не было еще точно неизвестно были ли поставки в эти страны уже осуществлены. Однако только авиакомпания «Аэрофлот» заявила о потребности по меньшей мере в ста самолетах данного типа, что с учетом нескольких сотен самолетов для ВТА, самолетов-заправщиков для дальней авиации и авиации ВМФ и экспортных поставок должно загрузить сборочные линии машинами Ильюшина вплоть до восьмидесятых годов.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Взгляд из США на переоснащение советских ВВС в начале 1980-х годов - Альтернативная История
Взгляд запада 1970-80-х годов на советскую авиационную технику. Часть 1 Легкий палубный штурмовик Як-36М - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/vzglyad-zapada-1970-80-h-godov-na-sovetskuyu-aviaczionnuyu-tehniku-chast-6-voenno-transportnye-samolety-il-76/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉