Николай Лебедев – фигура для отечественной фантастики знаковая. Он снял «Волкодава из рода Серых Псов»… И почти 20 лет к фантастическому жанру не приближался. Нельзя сказать, что у режиссера потом не было удачных картин – скорее наоборот. «Легенда № 17» и «Экипаж» – работы весьма успешные (хотя у последнего советская версия все же была получше).
Что объединяет «Экипаж» и «Кракен» – оба фильмы-катастрофы. Только если первый разворачивается в небесах, второй – в подводных глубинах среди льдов и фантастических тварей, которых не видывал свет божий.
Подводный фильм ужасов от Никиты Михалкова и режиссера «Волкодава»
О «Кракене» я наслышан за много лет до его премьеры. Уже тогда чувствовалась некоторая ориентация на международный прокат. По мере производства картины что-то пришлось поменять, но многое оставили. Например, экипаж подлодки спасает иностранных геологов. Выжившая участница оказывается из России, просто давно переехала за границу.
Итак, подводная лодка «Ермак» со сверхсекретным супероружием пропадает без вести. На ее спасение отправляют другой подводный ракетный крейсер, чей командир – брат командира «Ермака».
В реальной жизни такое вряд ли бы позволили. Потому что при спасении близкого человека исполнитель может принять немало необдуманных решений. Поэтому в нагрузку на подлодку сажают контр-адмирала, чтобы тот проследил.
А виноваты, конечно, иностранцы. Именно экспедиция зарубежных геологов разбудила кракена.
Они взорвали льдину, и теперь пропадают в бурю, как в свое время челюскинцы. С другой стороны, неподалеку развлекаются под музыку сотрудники нефтяной вышки, до которых никак не могут дозвониться участники экспедиции.
Средь морской холодной пены поджидают нас кракены...
Первая половина фильма – не очень тороплива. Постоянные разговоры на морском судне, а главный монстр показывается лишь мельком, буквально кончиком щупальца. При этом некоторые решения персонажей вызывают недоумение.
Например, большое волнение испытываешь за судьбы гражданских иностранных геологов (которых показывают вначале, в отличие от пропавшего экипажа). Потом вспоминаешь, что по закону жанра выживет хотя бы женщина и как-то успокаиваешься.
Но все равно становится неприятно, когда подводники их обнаруживают и поначалу собираются бросить! Хотя по логике их нужно допросить, т.к. они могли быть причастны к крушению… Тем не менее, недоразумение благополучно разрешается.
Вообще, в первой половине контр-адмирал – неофициальный антагонист: и замерзающих геологов на борт брать не хочет, и по любому поводу норовит выпустить торпеды, не представляя последствий.
А потом уже девушка-геолог хамит спасителям.
Серьезно, тут диалоги буквально:
Геологи: Замерзают и видят российских военных.
Геологи: Help! Please!
Адмирал: Пускай мёрзнут, это не наши.
Командир подлодки: Здесь я командир. COME HERE!
Девушка-геолог: SPASIBO.
Командир: Откуда ты знаешь русский?!
Девушка: Я из Омска.
Чего она сразу на русском не кричала, тем более она поняла, что это российские военные, как-то непонятно. Наверное, гордость.
Кстати, любовная линия – абсолютно ненужная. Потому что вроде героине нравится командир подлодки, но спасенный геолог тоже делает ей знаки внимания. А она при допросе постоянно повторяет: «Он мне не друг, а коллега!».
Любовный треугольник добавлен разве что за тем, что под конец французский специалист перестает быть бесполезным и садится на мини-субмарину. А зрителям остается гадать, за кого девушка волнуется больше – за нашего командира или «французишку»?
Кстати, иностранцы продублированы, за что отдельное «спасибо», ибо не тянет лишний раз читать субтитры в отечественном кино.
Тайны морских глубин
Хочется сказать еще одну неприятную правду. Фильм откровенно подражает зарубежным картинам (потому что у нас на схожую тему, тем более про монстров, снимали мало).
Знатоком подводного плавания я себя назвать не могу, но смотрел «Подводную экспедицию Кусто» и другие фильмы схожей тематики. В целом, кино кажется довольно реалистичным (кроме факта существования гигантского морского чудовища). На подлодке ведут как на подлодке, показаны верные детали, вроде маркеров глубины погружения или птички, что работает индикатором кислорода.
После нападения кракена весь экипаж буквально начинает играть в молчанку, чтобы чудовище отстало. Момент с тишиной напомнил комедию «Поднять перископ». Правда там, помолчав, подводники истошными криками выдают себя за китов. А тут до этого киты приплывают и начинают буквально толкать подлодку. Мне показалось, что так они пытались предупредить о неминуемой опасности.
Найдутся и универсальные кинематографические приемы, заставляющие зрителя задуматься. Например, в самом начале герой берет томик Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», намекая, с какой напастью столкнется экипаж.
Или мать командира протягивает отцовские часы на счастье (у Тарантино, помнится, был целый монолог на эту же тему в «Криминальном чтиве»). Также герой носит с собой последнее письмо отца, что он прочитает в момент душевного потрясения.
Голос отца героя, к слову, Константин Хабенский. Его я узнал сразу и немало этому порадовался, вспомнив, как актер сыграл главную роль в фильме "Адмирал".
Пафосные фразы тоже отыщутся. Например, адмирал выскажется: «Одно блуждание в пустоте и смертельной опасности…». Где вы видели военных, что так выражаются? Разве что на параде…
В определенный момент, понимая, что пропавшего брата практически не показали, а сочувствие у публики вызвать надо – включают душещипательные детские воспоминания героя с прятками где-то на Камчатке.
С другой стороны, брата командира сыграл артист Добронравов. Понимаешь, что его не будут рисовать на постере ради мизерного эпизода.
Самое интересное начинается, когда герой пересаживается на мини-субмарину. Так что не спешите с выводами после первых минут просмотра. Всего-то час с небольшим потерпеть, а там и финиш неподалеку!
Момент стыковки с подлодкой под тревожную музыку напомнил аналогичный эпизод в «Интерстеллар».
В принципе, все кино на уровне сценария можно было бы переделать на космическую тематику – экипаж звездолета, космический монстр… Но до таких высот пока наши кинематографисты не доросли.
А вот когда молодой пилот мини-субмарины включает маячок, хочется орать в горло, потому что это опять привлекает кракена (и об этом уже предупреждали!).
Подвиг российских подводников
Актеры, в целом, справились неплохо. В главной роли – Александр Петров. Видел его в других фантастических фильмах, и тут он играет, с одной стороны, не хуже... А с другой, как-то стандартизировано, что ли. В «Сто лет тому вперёд» у него поярче получилось, даром, что роль там не главная.
Сергей Гармаш сыграл высокопоставленного военного, который руководит операцией из штаба. По странному совпадению его фамилия Белоусов. Интересно, была ли она в первоначальном сценарии много-много лет назад?
Алексей Гуськов тоже актер замечательный. Так сказать, проверенный временем. Он играет по сути антагониста. Его, кстати, кличут «волкодавом». Отсылка на более раннюю работу режиссера? Все может быть…
Но напрягает даже не это, а то, что в определенный момент он жестко растеряется – и командование придется брать на себя герою Петрова.
Диана Пожарская – главная (и единственная) женская роль – служит приятным отвлечением, ибо актриса красивая, но ее речи как-то не очень вписаны в сюжет. То внезапно расскажет легенду о кракене, то про то, как уехала из России (о чем не жалеет).
Что же до ролей помельче… Вроде подводников играют, а какие-то постоянные шуточки, и юмор совсем не армейский. Выбивается из общего напряженного фона.
Если говорить про внешний вид блокбастера, то за миллиард с лишним бюджета, казалось бы, фильм обязан смотреться превосходно… Но в этой области тяжело отследить на что тратятся деньги. Часто дорогие фильмы выглядят плохо, а дешевые очень хорошо. Так что не будем заглядывать в чужой карман. Тем более, денег, взятых непосредственно из государственной казны, «всего лишь» 800 млн, а остальные из каких-то других непонятных источников.
Так или иначе, подводные льды выглядят эффектно, но слишком ярко что ли… На эту тему вспоминается история, как Георгий Данелия, один из былых наставников Никиты Михалкова (продюсера «Кракена»), ехал снимать фильм на полярный круг. И ему удалось даже заснять шторм на корабле. А когда приехал домой, режиссер обнаружил, что весь отснятый материал никуда не годится… Пришлось переснимать все сцены в павильоне.
Это я к тому, что реалистичное часто враг кинематографичного. Вот и киты выглядят не вполне как живые… Но и кракен, как пить дать, тоже ненастоящий (шутка)! И да, монстра в фильме показывают очень мало… Видать, повлияли «Челюсти» Спилберга, где акулы от силы 5-10 минут.
Но моменты, где кракен рядом, по-настоящему тревожные. Хотя триллер получился не самым напряженным, потому что если персонажи и погибают, то, как правило, третьестепенные, которых показывали не более нескольких секунд.
К интерьерам ракетных крейсеров абсолютно никаких нареканий – снимали на настоящих подлодках.
Сцена крушения нефтяной вышки тоже впечатляет, равно как и сочный взрыв под конец. Шарахнуло мощно, аж из космоса видно. Хорошо, что взрыв точно ненастоящий, ей богу. Кстати, как порешат кракена, я более или менее прикинул задолго до финала. Но как, разумеется, я не расскажу.
Пока шло кино, не раз подмечал, что смотрю из интереса к творчеству студии «ТриТэ», из-за интереса к самому проекту, который помню давно, из-за интереса к достижениям отечественного кинематографа… А вот сам сюжет предсказуем, да и персонажи тоже. А главный монстр получился не таким угрожающим, каким бы мог быть. Все-таки это головоногий моллюск, пускай и огромный.
Тем не менее, во время просмотра проникаешься уважением к непростой профессии подводника. Постоянно в дюйме от смерти! Морские глубины, что готовы буквально расплющить и выплюнуть! За сим награждаю «Кракена» званием «лучший отечественный фантастический фильм про подводников и гигантских чудовищ». Впрочем, не только отечественный. Ибо писал про зарубежный фильм на похожую тематику – и «Кракен» гораздо лучше!
Прочитали? Подписались? В любом случае СПАСИБО! Мы стараемся ради Вас!
У нас также найдутся статьи про другие фильмы этой студии: Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича и Бременские музыканты.
Обзоры других фантастических фильмов можно всегда найти в отдельной рубрике.
Ко всем неравнодушным просьба высказаться в комментариях 👇