Веласкес, Брейгель, Тициан — в апреле они стали для нас героями не парадных мифов, а живых, ироничных историй.
Этот месяц у нас прошел под знаком 🐌 — обсуждали книгу Даниэля Арасса «Взгляд улитки. Описания неочевидного» (в оригинале название куда мрачнее: «On n’y voit rien. Descriptions», буквально «Ничего не видеть. Описания»; видимо, издатели решили, что русскому читателю подавай не экзистенциальную пустоту, а хотя бы моллюска с философским подтекстом).
Арасс — специалист по Ренессансу, но пишет так, словно беседует за чашкой кофе: без кафедрального грома, с ласковой иронией. Шесть эссе — шесть свиданий с большими полотнами: его «Венера» Тициана — не богиня, а «пин-ап дива Ренессанса» с острым взглядом. Брейгелевские волхвы склоняются над младенцем в карикатурной толпе фламандских обывателей — точь-в-точь как современные зрители пробираются к картине через музейную очередь. А «Менины» Веласкеса и вовсе превращаются в детективную историю с мигрирующим смыслом. Да, сегодня некоторые пассажи звучат дерзко и на грани приличий (см. главу «Шевелюра Магдалины»), но в этом и прелесть — Арасс напоминает: великое искусство всегда немного неприлично.
Выпущенная в 2000-м (время, когда искусствоведы еще не разучились шутить), книга читается как серия изысканных интеллектуальных дуэлей. Автор фехтует аргументами то с племянницей, то с карикатурным коллегой-педантом, будто специально дразня грань между академическим трактатом и театральным диалогом.
Читать это особенно приятно, зная, что к второму году существования книжного клуба слово «Гомбрих» для наших участников уже не звучит как заклинание на древнегерманском. Когда Арасс вскользь кивает Беньямину, они уже не моргают растерянно, а кивают в ответ: «А, наш старый знакомый!». Эти моменты — как тихое созерцание сада, который взращиваем второй год: вот проклюнулся росток Панофского, тут распустился бутон иконографии… Насмотренность, о которой так любят говорить в абстрактных категориях, вдруг оказалась вполне осязаемой — и это, пожалуй, самое радостное открытие месяца.
«Взгляд улитки» — книжка бодрая, почти озорная. Она напоминает: знаменитые полотна живы ровно настолько, насколько жив наш интерес к ним. А он, судя по апрельскому обсуждению, чувствует себя прекрасно.
P.S. Отдельное guilty pleasure — предполагать, что «ученый-зануда» из главы про «Венеру» Тициана на самом деле слегка карикатурный автопортрет самого Арасса. Видимо, даже маститые искусствоведы нуждаются в двойниках — чтобы время от времени спорить с самими собой на радость нам, простым смертным.
P.P.S. Для записи в наш уютный книжный клуб по искусству — пишите в личные сообщения
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Об искусстве за час: 10 книг для вечернего чтения
• Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно
• Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд
• Смех и краски: 5 историй из жизни художников
• Как смотреть на искусство — и действительно видеть его
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗