Найти в Дзене
Жизнь Человека

Урок на всю жизнь

Настя всегда мечтала о карманных деньгах. С завистью смотрела, как одноклассники покупают себе вкусности или безделушки, как хвастаются, кто сколько накопил. В такие минуты она хотела превратиться в невидимку, потому что знала: если спросят, сколько карманных ей выделяют родители, ей придётся соврать, что всё уже потратила – ведь мама, растившая её в одиночку, не могла себе позволить лишних трат, а уж давать карманные деньги дочке было просто верхом расточительности.

Даже на автобус мама покупала проездной в школе, ведь это здорово экономило бюджет. Настя знала, что просить у матери деньги бесполезно – жили они скромно, каждая копейка на счету, поэтому на Новый год и Дни рождения она получала исключительно нужные вещи – одежду или обувь, а о простых, непрактичных подарках она даже мечтать боялась.

В тот день после уроков девочка забежала в салон автобуса и, как обычно, пристроилась в хвосте, который подпрыгивал на каждой кочке, а мотор жалобно взвывал, стоило водителю нажать на газ.

— Проездной? – подошла к ней кондукторша и взглянула в лицо.

— А, сейчас. – Настя потянулась в карман. Пусто. — Наверное, в другом! – испуганно улыбнулась она и вывернула второй кармашек курточки. Он тоже был пуст. Побледнев, она прошептала: — Потеряла... – глаза тут же наполнились слезами, она шмыгнула носом, а кондукторша, с которой они ездили много лет, похлопала по руке и тихо сказала:

— Ну, ничего, найдётся! – и пошла в другую сторону.

Не признаться маме Настя не смогла.

— Настя, как ты могла?! — закричала мать. — Ты же знаешь, что у нас туго с деньгами! Что прикажешь делать теперь? Посмотри, может, дома где оставила? – мама оглянулась.

Но перерыв всё, что было можно: стол, гардероб, тумбы, шкафы в прихожей и даже стиральную машину, девочка с опущенной головой зашла в кухню.

— Не нашла? – мама поджала губы.

— Нет... – покачала головой дочь и всхлипнула, ожидая нагоняя.

Но мать промолчала. Впервые в жизни она не стала отчитывать и ругать дочь, а только вынула из кошелька несколько монет и протянула дочери.

— Это на проезд. Завтра сходи к секретарю, попроси временный проездной. – сухо сказала она и вернулась к плите.

Утром Настя шла по улице, чувствуя, как непривычно тянет карман железная мелочь. Пока приближалась к остановке, несколько раз пересчитывала, взвешивала в руке и улыбалась. Вот бы сегодня Лерка спросила, сколько ей дали карманных! Она бы гордо показала горсть холодных монеток и соврала, что это только половина. На другую она купила... Что бы такого придумать? А, неважно. Всё равно вечером у неё этих денег уже не будет.

В школе секретарь развела руками:

— А нету временных проездных, Насть. Придётся подождать недели две-три новый.

Как сказать маме об этом? Она, точно, раскричится и будет винить её, растяпу, в разбазаривании семейного бюджета. Однако, мать, узнав, что временный документ дочке в ближайшее время не "светит", тяжело вздохнула и молча положила на стол очередную мелочь.

Утром ударил мороз. Верующие готовили купели, а Настя, натянув шарф на нос, семенила к остановке. Вдруг напротив неё остановилась машина, и с заднего сиденья одноклассник Костя крикнул:

— Насть, садись!

Она кивнула и радостно плюхнулась на сиденье, потирая озябшие пальцы. Когда подъезжали к школе, отец Кости сказал:

— Обратно сами добирайтесь, на автобусе, я сегодня допоздна на работе.

Подростки кивнули и вышли из автомобиля. Вечером в кармане пуховика оставалась половина обычной суммы и Настя, улыбаясь, спрятала их в кармашек рюкзака.

На следующее утро история с подвозом повторилась, а на третий день Настя осмелела настолько, что сама поймала попутку с родителями и школьником из младшего класса.

Иногда ей останавливали совершенно чужие люди, жалея замёрзшую девчонку, пританцовывающую от холода. О том, что утром на автобусе не ездит, а ловит попутные легковушки, Настя решила маме не говорить: была уверена, что та или отнимет остатки денег, или просто будет давать вполовину меньше. В магазине бижутерии она присмотрела себе браслет, который манил её блеском и изяществом. Как она объяснит покупку матери, Настя даже и думать не хотела, лишь жадно смотрела на витрину. До конца ожидания нового проездного оставалось всего три дня.

В то утро перед ней остановилось Жигули. За рулём – пожилой водитель с седой бородкой и в тёплой клетчатой кепке.

— Ну, что, барышня? В школу собрались? – спросил он с улыбкой, взглянув поверх тёмной оправы очков. Настя кивнула. — Садись, подвезу! Хватит мёрзнуть.

Девочка села на переднее сиденье, вздрогнув от холода и перепада температур – в машине было тепло, пахло мандаринами и шоколадом. Дедушка показался ей знакомым, и она, поудобней устроившись, закрыла глаза.

На протяжении пяти остановок дедушка всё что-то спрашивал, рассказывал какие-то истории из жизни, а когда приблизились к школе, вдруг задумался. Настёна отстегнулась – оставалось всего метров пятьдесят, но вдруг машина резко ускорилась и промчалась мимо.

— Мы проехали! Школа там! – крикнула она, решив, что дед ошибся. Но он даже не повернул головы, только давил на газ и молчал.

Липкий страх окутал тело пятнадцатилетней девчонки, по спине побежали ледяные муравьи, а мышцы сковало так, что она даже закричать не смогла, только вся съёжилась и задрожала, хотя в машине было жарко. Сопротивляться взрослому человеку, пусть и деду, было бесполезно – Настя заранее понимала, что ничего не выйдет. Сжав кулаки, замерла и только моргала, глядя на пролетающие мимо деревья. Вот уже и город кончился, справа начал густеть лес, машин почти не было. Вот и всё, – пронеслось в голове, – сейчас будет что-то плохое...

Дед бросил на неё взгляд, улыбнулся и дал по тормозам. Она вжалась в сиденье, готовая упираться до последнего, но он вдруг спросил:

— Ну? И зачем ты это делаешь?

— А?.. – опешила Настя.

— Зачем садишься к незнакомым в машину? Зачем попутки ловишь? Мало ли кто за рулём? И ведь ты даже матери номер машины не посылаешь, я сам видел, просто садишься и едешь!

Машина развернулась и поехала обратно, а дед всё возмущался:

— Хорошо, что я тебе попался, да и другие нормальные были, а если нет? Ты хоть представляешь, что с тобой могло быть?

Он потянулся и достал из сумки шоколадку.

— На, держи. – Настя покачала головой. — Держи, говорю!

Она нерешительно взяла плитку и замерла, ничего не понимая.

— Семь лет назад и моя дочь вот так же села в попутку... – он вытер глаза рукой. — И больше мы её не видели... живой... Нашли в лесу. Да, в том самом, где я остановился, только дальше. Она была не просто изранена – растерзана какими-то нелюдями, и из-за этого пришлось в закрытом гробу хоронить... Жена не вынесла горя и умерла, а я вот... Живу... Один. – он помолчал, потом резко повернулся. —Что? – он бросил взгляд на девочку, которая смотрела на него во все глаза. — Ты думаешь, я старый? – она пожала плечами. — Мне пятьдесят три всего... Никого горе не красит, детка.

Настя потёрла ледяные ладони. Он покосился на белые пальцы ребёнка и сказал:

— Не обижайся на меня. Я хотел показать тебе, как это страшно. Хотел, чтобы ты поняла.

Настя кивнула, но сил что-то говорить не было.

Когда вернулись к школе, мужчина вышел вместе с Настей.

— Пойдём, провожу, – сказал он и толкнул высокую дверь.

Охранник, увидев его, улыбнулся во весь рот и распахнул руки для объятий, а Настя растерялась.

— Сергей Васильевич! – протянул охранник и обнял старика. — Какими судьбами?

— Да вот, школьницу вашу подвозил, да припозднился маленько. Пойду объясняться с учительницей, а то она прочерк поставит, или двойку. А ребёнок-то не виноват.

— Ну, добро! – мужчина похлопал по спине деда и добавил: — Потом зайди ко мне, сто лет тебя не видел.

— Хорошо! – ответил Сергей Васильевич, подтолкнул Настю и вежливо вошёл в кабинет.

Весь день Настя была сама не своя, ноги не слушались, постоянно сохло в горле, а голова кружилась. После уроков помчалась на остановку, боясь даже смотреть в сторону легковушек, а когда пришла с работы мама, рассказала ей эту историю со слезами на глазах. Мама испуганно глянула на неё и прижала к себе изо всех сил, а девочка почувствовала, как на спину ей что-то закапало. Мама шмыгнула и сказала:

— Никогда, слышишь, никогда больше так не делай! Если с тобой что-нибудь случится, я не переживу!

Каждое утро на тумбочке Настю теперь ждали карманные деньги. Немного, но регулярно, и это для неё было приятной неожиданностью.

***

С Сергеем Васильевичем Настя встречалась потом не раз – он также подвозил её до школы, зачастую они сталкивались в магазине, и тогда карманы девочки распухали от шоколадок. Оказалось, он работал в их школе, пока не произошла трагедия. Настя тогда только пришла, была крохотной первоклассницей, и мужчину не запомнила. Да у неё бы и не получилось – после гибели дочери он постарел лет на двадцать, отрастил бороду и ушёл на другую работу. Не мог видеть школьников и школьниц – они напоминали ему дочь, и то, что, когда её нашли, целыми были только гольфики... Белые детские гольфики...

Больше Настя в попутки не садилась – урок, который преподал ей отец с израненным сердцем, запомнила на всю жизнь.

Настя и Сергей Васильевич
Настя и Сергей Васильевич

Искренне благодарю вас за то, что читаете мои истории! Понравился рассказ? Не пожалейте лайков, репостов и комментариев – любая активность полезна для канала! А ещё можете нажать на кнопочку "Поддержать" и угостить автора кофе. За любое содействие – низкий поклон! Всегда ваша, Елена С. ©