Недавно министр финансов произнес фразу, которую, я полагаю, еще долго можно будет вспоминать, примерно как "денег нет, но вы держитесь". Потому что суть та же. Он сказал, что придется ужимать бюджетные расходы:
Да, придется где-то быть скромнее в наших желаниях...
В этой статье, приводя примеры расходов, которые как раз и будут, вероятно, ужиматься, среди прочего я упомянул ремонт дорог. Ну что сказать, как в воду глядел.
Не успел г-н Силуанов все это сказать, как уже стало известно о серьезном сокращении средств, выделяемых на ремонт дорог федерального значения аж до 2030 года. Финансирование этого направления снизились сразу почти вполовину - на 42%, если быть точнее.
В апреле было опубликовано подписанное распоряжение правительства №768-р, утверждающее «план дорожной деятельности» до 2030 года.
Согласно документу, общий объем финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автодорог составит 2,48 трлн руб., однако по действующим нормативам на это требуется дополнительно еще 1,73 трлн руб, что прописано в самом же распоряжении - обратили внимание СМИ.
Таким образом, получается, что федеральная дорожная сеть будет профинансирована только на 58% в части ремонта и содержания. А 42% финансирования просто "обрезали".
На запрос СМИ, в чем причины, в Росавтодоре прямого ответа не дали.
Согласно данным Росавтодора, доля дорог федерального значения, находящихся в нормативном (отремонтированном, годном для использования) состоянии до 2019 года неплохо росла и в 2019-2020 годах достигла максимального значения выше 85%.
Однако потом наметилась обратная тенденция, и к 2022-2024 годам эта доля упала до минимальных за последнее время 72-73%.
Эксперт Президентской академии (РАНХиГС) Дмитрий Евдокимов считает возникшую ситуацию "сигналом о текущих приоритетах в распределении государственных инвестиций".
"Дополнительным фактором выступают жесткие бюджетные ограничения, которые сохраняются в условиях высокой доли защищенных расходов — оборонных, социальных обязательств, программ субсидирования", - отмечает он. А также утверждает, что когда приходится выбирать, то государство отдает предпочтения строительству новых объектов вместо ремонта старых, поскольку такие проекты "воспринимаются как драйверы экономического роста с мультипликативным эффектом за счет загрузки строительной отрасли, развития территориальной связанности и стимулирования частных инвестиций".
Научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин не согласен с ним и уверен в обратном: в условиях ограниченного бюджета средства нужно тратить сначала на ремонт и содержание, а уже потом на все остальное. Потому что так получится дешевле и эффективнее.
Если дорогу запустить и вовремя не обслужить, ее ремонтировать потом будет дороже. Если деньги остаются, то сначала нужно строить обходы городов, а также расширять существующие дороги из двух- в четырехполосное исполнение. Это то, что важно для людей. И только потом думать про другие стройки.
Также этот эксперт обращает внимание на то, что реальная потребность Росавтодора в деньгах гораздо больше "урезанных" 1,7 трлн руб., потому что нормативы содержания и ремонта дорог не пересматривались с 2017 года: за 8 лет цена материалов и стоимость работ сильно выросли.
К слову Счетная палата предлагала пересмотреть нормативы еще в 2020 году в своем заключении, но это до сих пор не было сделано.
А это означает, что фактически на выделенные средства не получится отремонтировать и 58% запланированных к ремонту дорог, а получится намного меньше, ведь расчет на 2025-2030 годы проводился по ценам 2017-го. Полагаю, что в 2-3 раза меньше.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.