Праздник двойной семерки — китайская романтика
Китайский праздник Циси-цзе (七夕节), буквально «праздник Седьмой Ночи», празднуется в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю, отсюда и название — праздник двух семерок.
У праздника есть романтическая история, как дочь Небесного Императора Чжи-Нюй (буквально — ткачиха) полюбила земного пастуха Нюлан (буквально — пастух), вышла за него замуж, родила ему мальчика и девочку, но рассерженный Небесный Император, ее отец, похитил и запер на небе как звезду Вега. После этого Нюлан отправился ее спасать с детьми и попал в бурные потоки Млечного Пути (китайская Серебряная Река). Видя его преданность, Небесный Император разрешил ему (отныне звезда Альтаир) и его детям (звезды рядом) остаться на небе и раз в год видеться с Чжи-Нюй. Этот день как раз и есть седьмой день седьмого месяца. В этот день собираются сороки со всего мира и из своих хвостов делают мост через «реку» Млечный Путь, чтобы влюбленные могли встретиться. Так что второе название этого дня — Сорочий Праздник.
(прочитать подробную романтическую историю можно здесь)
В китайских костюмах в празднике осталась только романтика — очередные влюбленные встречаются на каком-нибудь мосту. А вот изначально это была чистая астрономия, где всем участникам тех событий досталось по звезде, включая детей нашей пары — Таразед и Альшаин. Лично у меня сложилось впечатление, что кто-то очень мудрый в древности из астрономии сделал сказку, чтобы люди чаще смотрели на небо. Может, это были древние мудрецы? Хотя, может, это была не более чем навигация по звездам для древних путешественников. Или календарь земледелия, ведь звезда Вега в этот день в самой высшей точке на небе.
(Вега выше, Альтаир ниже с двумя маленькими звездочками своих детей, разделенные Млечным Путем.)
Есть у праздника и еще один аспект — поклонение ткачих своей покровительнице Чжи-Нюй. Так что у праздника есть и третье название — «молитвы о мастерстве». Уже писал, что в дораме «Вечность в Моменте» не так много соответствий, но Чжи-Нюй более всего подходит на роль прототипа тамошней богине вышивке Хань Ню.
В древности ткачихи в Цзяннане в этот день осторожно опускали швейную иглу на воду в чашке так, чтобы она не утонула, и вышивали узоры ряби, создаваемые иглой.
Также считалось, что в этот день вода обретает волшебные свойства и нужно умыться собранной росой, чтобы обрести неземную красоту. И, конечно, в этот праздник молодые девушки молились о счастливом браке и семейном благополучии.
Двойная пятёрка, праздник драконьих лодок — купи себе амулет от зла.
Китайское название Дуань-у (端午), т.е. начальная пятерка. Из цифр понятно, что это пятый день пятого месяца, а пятёрка в Китае — очень плохо, а две пятёрки — момент, когда у зла максимальная сила. Изначально у праздника был мистический смысл защиты от злых духов. Их старались задобрить жертвоприношениями, бросая в воду в том числе людей. Долгое время соревнования на драконьих лодках были как бои без правил, где команды пытались утопить друг друга. Как бы это могло выглядеть, можно посмотреть в (неплохом) сериале «Уэнсдей».
Китайцы в этот день на дверях до сих пор (не везде) приклеивают картинки пяти ядовитых тварей (жаба, змея, ящерица, многоножка, скорпион, иногда паук) и протыкают иглами. Детям на руку надевают записку с иероглифом Ван (князь), чтобы защитить от одержимости злым духом. В общем, весь праздник проходит под лозунгом «зло рядом, и срочно купи себе нужный амулет».
Однако в какой-то момент конфуцианцы сумели перехватить инициативу и сделали этот праздник поминовением поэта Цюй Юаня, по несчастливой случайности утонувшего в этот день. Коммунисты, придя к власти, сначала запретили, но в 2008 году вернули как праздник драконьих лодок без упоминания всякой мистики, тем самым символизируя возвращение к историческим конфуцианским традициям. Так что если в костюмной дораме звучит что-то вроде «праздник двойной пятерки» или «праздник драконьих лодок», знайте, что на дворе конец июня и все китайцы на экране должны обвешиваться амулетами, защищающими от злых духов.
В китайском классическом романе «Путешествие на Запад» (глава 69) упоминается праздник драконьих лодок и описываются связанные с ним обычаи.
Три года назад, во время фестиваля двойной пятёрки, наши супруги и мы все собрались внутри Гранатового Павильона нашего сада, разрезали рисовые кексы, прикрепляли полынь к своей одежде, пили вино, сделанное из аира и реальгара, смотрели состязания драконьих лодок.
Двойная девятка
В дорамах ни разу не встречал, просто забавный «математический казус» китайского мировоззрения. В соответствии с «И Цзин» («Книгой перемен»), девятка это число, связанное с энергией ян. Девятый день девятого лунного месяца (дважды девятый) обладает мощной энергией ян и может представлять опасность. Чтобы преодолеть эту опасность, традиция рекомендует подняться на высокую гору, пить вино из хризантем и носить с собой ветви кизила лекарственного. Также рекомендуется иметь при себе мешочек с кизилом. Хризантемы и кизил считаются очищающими растениями.
Праздник случайным образом попал в народ из императорского дворца Лю Бана (195 г. до н. э.), когда после его смерти служанка любимой наложницы Ци, убитой императрицей Люй-хоу, сбежала и вышла замуж. Ныне считается праздником почитания предков мужчинами. На Тайване переименован в День пожилых людей.
Фестиваль голодных духов
Происходит на 15-й день седьмого месяца. Тоже не встречал в дорамах, но имеет громадное значение для традиционного культа почитания предков в Китае. Поверье утверждает, что в этот день открывают врата из загробного мира в обычный мир, и «голодные духи людей» приходят в обычный мир, чтобы предаться радостям жизни, но не могут. Только потомки умерших имеют возможность утолить их голод. В эту ночь надо делать много подношений едой, бумажными деньгами и молитвами, чтобы духи от голода не натворили бед в мире людей.
Но не все скончавшиеся будут «голодными духами», лишь те, кто при жизни не обзавелся семьей, или те, кого не поминают потомки. Так что залы почитания предков с табличками имен и благовониями в каждом китайском костюме имеет прямое отношение к «Фестивалю голодных духов». Обряд женитьбы мертвецов, о котором писал в обзоре на дораму «Странная легенда Тан», также призван умилостивить «голодных духов». «Голодные духи» — основа китайского культа предков, удовлетворить желания умерших — главный мотив в жизни почти любого китайца. По крайней мере, в исторических дорамах.
Праздник середины осени
Этот праздник есть почти в каждой дораме — 15-й день 8-го месяца, конец сентября, начало октября. Понятно, что изначально это был праздник окончания сбора урожая и его старались сделать ярким и радостным. Потом к нему добавилась легенда о Хоу И и Чанъэ.
Хоу И — легендарный стрелок из лука, который жил вместе со своей прекрасной женой Чанъэ. В те времена на небосводе одновременно появились десять солнечных воронов, что привело к возникновению огромного пожара. Мифический правитель Яо поручил Хоу И сбить девять звёзд. Хоу И успешно выполнил задание и получил в награду эликсир жизни. Однако правитель посоветовал ему не принимать эликсир сразу, а сначала подготовиться и провести год в молитвах.
Хоу И принёс эликсир домой и спрятал его на стропилах, начав готовиться. Но вскоре правитель вновь призвал его. В отсутствие мужа Чанъэ обнаружила эликсир и выпила его. Она поднялась в воздух и улетела на Луну. После смерти Хоу И вознёсся на Солнце. Раз в год, 15-го числа восьмого месяца, Хоу И и Чанъэ встречаются, и в этот день Луна особенно прекрасна. А еще на луне вместе с Чанъэ живет лунный заяц, и, сидя в тени дерева османтус (гуй хуа), круглый год толчёт в ступе нефритовым пестиком снадобье бессмертия, чтобы Чанъэ смогла искупить свою вину перед мужем.
В общем, когда в дораме видите людные улицы и много фонарей на палочках похожих на (лунного) зайца, когда на каждом углу угощают лунными пряниками и все стараются посмотреть на луну, знайте, что вам показывают Фестиваль Середины Осени.
Фестиваль фонарей
А вот когда фонарики запускают в небо и развешивают на домах, то это фестиваль (летающих) фонарей начала года — 15-й день (полнолуние) 1-го лунного месяца и приходится на любой день февраля.
В празднике нет ничего необычного, кроме того, что в этот день девушкам на выданье разрешалось выходить из дома, и молодые люди могли присмотреть себе будущую невесту. Китайским свахам выпадал шанс за неделю выполнить годовой план по свадьбам.
А на сегодня все...
(дополнение к обзору)