О чем я думаю, когда Пенсионный фонд присылает очередное ежегодное сообщение о состоянии моего личного профильного счета? Ну, после того, как смахиваю с небритой щеки скупую мужскую слезу?
О несбывшихся надеждах, конечно. О Мечте, которая так и осталось Мечтой…
Но вот если бы? Вот если бы не Расцепщиком вагонов – кем бы ты хотел стать?
Хоккейным вратарем! (и еще десять восклицательных знаков).
И тут вопрос не только в том, что как все хорошо знают, «Вратарь – половина команды» и «Вратари – люди особенные», хотя это тоже важно.
Вратари и в «хоккее нашего детства» были командной половиной и особенными людьми. Причем особенными еще и потому, что очень редко снимали свои шлемы, а если и снимали, то телекамеры их в этот момент не особенно показывали. Ну да, тогда же фляжки с водой еще не лежали на воротах, и соответственно, вратари не хлебали из них по десять раз за период как с недельного бодуна… Вот честно скажу. Вот как выглядел Владислав Третьяк без шлема – это я знал, но Третьяк был безоговорочный №1 в рейтинге, и его показывали и помимо хоккея. Но вот как выглядит без шлема мой истинный кумир Виктор Дорощенко – я, наверное, узнал, сезон на второй-третий своего боления за «Спартак». А это в детстве довольно большой промежуток времени.
Но дело не только в этой загадочности. Для меня вратарь в хоккее – это такая истинная Гармония, единство формы и содержания, слияние эффективности и эффектности, в общем – обеспечение Результата через Красоту, непременно через Красоту.
Говорят – «Некрасивые самолеты не взлетают», и правильно говорят. Вот и хоккейные вратари: когда они спасают свою команду от голов – хорошие вратари обязательно делают это красиво, и никак иначе.
Тут дело вот в чем, напишу я для людей, в хоккее разбирающихся немножко поверхностно (тут без обид, ок?)
Если вы посмотрите на современного вратаря в хоккее, то более всего он напомнит вам ходячий двустворчатый шкаф. Огромные щитки, здоровенная защитная куртка, из которой, кажется, и голова в шлеме едва торчит, блин на правой руке как рыцарский щит, и ловушка такого размера, что в нее легко может поместиться не самая маленькая покупка в магазине «Пятерочка», включая спиртное.
Соответственно, к текущему моменту принципиально изменилась сама философия, если угодно, игры хоккейного вратаря. Теперь его задача №1 - это технично сложиться во всей этой своей необъятной амуниции и, выкатившись вперед, максимально сократить пресловутый «угол обстрела». В первую очередь актуально именно это.
В хоккее нашего детства подобной возможности вратари попросту не имели. Щиточки на ногах у них были «в облипочку», куртка под свитером была не намного толще «защиты» для полевых игроков, блин и ловушка были максимум как рыбацкие рукавицы. Ну то есть если бы не щитки, маска и особый хват клюшки – по силуэту вратарь не сильно отличался от полевого игрока.
Это и заставляло вратарей при защите ворот активно двигаться, играть на реакции и опыте. Других вариантов спасти свою Команду от пропускания шайбы фактически не имелось.
Основные движения в моем понимании были следующие:
- резкий выброс в сторону одной из ног для отбития шайбы, летящей в нижний угол;
- стремительное перемещение из угла в угол с посадкой на «почти шпагат», это при нейтрализации выхода «два в одного» (два нападающих соперника на одного вашего защитника).
- и наконец, самое эффектное: в падении вылавливание вытянутой ловушкой шайбы, пущенной в «девятку».
Вот эти три главных движения я отрабатывал практически ежедневно, до разбитых коленок, пресловутого «растяженья в паху» и постоянно мокрых рук, потому что в отцовских рыбацких рукавицах, естественно. И к шести с половиной годкам достиг техники исполнения практически идеальной. Надень на меня вратарскую форму – и готовый сменщик Виктора Дорощенко.
Одна была печаль: показать своё мастерство на практике возможностей практически не было. Дворик у наших домов был небольшой, и когда мы играли в хоккей – то ворота были максимум деревянные ящики с задворок продуктового магазина. А то и просто два валенка.
Что из идеальной вратарской техники можно продемонстрировать в такой ситуации? К сожалению, только «базовую стойку»: сосредоточенный взор чуть прищуренных для лучшей фокусировки на шайбе глаз, и откляченная над ящиком гузка.
«Ну ничего, вот переедем в новую квартиру, как обещано – вот там наверняка будет настоящая коробка, настоящие ворота – и вот там я тоже покажу себя по-настоящему!»
Увы и ах. И на новом месте жительства играть в основном приходилось с ящиками. Нет, это тоже очень здорово, и тренирует дриблинг и меткость броска, но вот шансов проявить себя именно как такого «классического вратаря» - вот опять-таки немного…
Ну вот. А вскоре – настало Новое Время. Сейчас уже трудно установить, что стало катализатором изменений: то ли вратарей придумали «укутывать» поплотнее, и пришлось изобретать новые пластиковые клюшки, а нападающим учиться щелкать ими что есть дури, неважно куда, лишь бы сильно. То ли наоборот: сперва придумали клюшки, которые аж изгибаются в момент броска, и пришлось вратарям напяливать на себя как можно больше. А напялив – снимать с себя шлем каждые почти после каждой атаки и хлебать как с похмелья, но ты потаскай на себе весь этот груз, то ли дело раньше…
В общем, какая-то Тайна из всего этого ушла. Потихонечку, потихонечку – и сегодня вратари по-прежнему половина команды, но уже в несколько другом смысле. Ну это как антагонизмом к спартаковским кружевам и стеночкам-забеганиям считается стиль «прошел-навесил-поборолись», так и во вратарском мастерстве. Было «выброс-шпагат-вытягивание» - стало «упал на коленки – сложился – выкатился». И никакой романтики. Мастерство есть, скорость есть, но вот Тайны и Чуда нет. Вот чтобы прям, как говорится, шайбе некуда было деваться, кроме как в сетку – а она бац, и у Виктора Дорощенко в ловушке.
Но всё равно. Приходишь на хоккей, и вроде уже к пенсии ты давно намного ближе, чем к тому моменту, когда впервые увидел игру Виктора Дорощенко – а всё равно: первым делом высматриваешь, как там наш дорогой Вратарь выходит из потрибунного помещения. Ведь уже по походке его можно предсказать, как пойдет игра, будет сегодня «божить», или как обычно. Или по тому, как Вратарь лёд в своей вратарской площадке коньками затирает, чтоб шайба не так скользила… тоже очень многое по этим движениям я могу предсказать.
Кстати, это я тоже хорошо умел делать! У бабули носками по паркету! Бабушка так и говорила: «Как хорошо, пол можно теперь не циклевать и не натирать. У нас же теперь – Вратарь растет!..»
Вот, примерно это я и хотел рассказать по вопросу Мечты.