Найти в Дзене

Зарубежное искусство в Нижегородском художественном музее: и сказал им Се Человек

Одной из целей поездки в Нижний было посещение художественного музея с экспозицией зарубежного искусства, что на Верхне-Волжской набережной. С первого раза попасть в музей не удалось, он оказался закрыт по техническим причинам, и мы уже запереживали, но всё разрешилось. Если театр начинается с вешалки, то художественная галерея начинается с вестибюля. Пространство небольшое, но сразу задаёт серьёзный тон – шутки в сторону, здесь высокое искусство. Что ж, вспоминаем нижегородский призыв «быть, а не казаться», задекларированный на улице Рождественской, и смотрим, что здесь есть, а что лишь, кажется. Покупаем билеты. И сразу уточняем про аудиогид. Казалось бы, что могло пойти не так? Устройств нет… но всё продумано, аудиогид есть на сайте музея, вот куча qr-кодов. Да, один из них даже рабочий. О-па, наушники остались в рюкзаках… 🎧 ничего страшного, посетителей мало и можно слушать, поднеся телефон к уху. И, действительно, зря переживали о нарушении тишины, всё равно аудиогид на сайте не

Одной из целей поездки в Нижний было посещение художественного музея с экспозицией зарубежного искусства, что на Верхне-Волжской набережной. С первого раза попасть в музей не удалось, он оказался закрыт по техническим причинам, и мы уже запереживали, но всё разрешилось.

Если театр начинается с вешалки, то художественная галерея начинается с вестибюля. Пространство небольшое, но сразу задаёт серьёзный тон – шутки в сторону, здесь высокое искусство. Что ж, вспоминаем нижегородский призыв «быть, а не казаться», задекларированный на улице Рождественской, и смотрим, что здесь есть, а что лишь, кажется.

Покупаем билеты. И сразу уточняем про аудиогид. Казалось бы, что могло пойти не так? Устройств нет… но всё продумано, аудиогид есть на сайте музея, вот куча qr-кодов. Да, один из них даже рабочий.

О-па, наушники остались в рюкзаках… 🎧 ничего страшного, посетителей мало и можно слушать, поднеся телефон к уху. И, действительно, зря переживали о нарушении тишины, всё равно аудиогид на сайте не подключается ввиду отсутствия аудиофайло️в.

-2

В музее на двух этажах представлена коллекция картин, среди которых есть несколько весьма достойных экспонатов крупнейших художественных школ Европы 15 – начала 20 веков.

На первом этаже более ранний период. Обустроенное пространство зала искусства Северной Европы: красивый плотный цвет стен, отличный свет, удачное музыкальное сопровождение, разреженная развеска картин.

Зал искусства Северной Европы
Зал искусства Северной Европы

И сразу прямое попадание в моё сердечко, две готические скульптуры - царица Савская и царь Соломон. Слепки со скульптур базилики церкви Нотр-дам де Корбе, выполненные в 1914 году в Музее сравнительной скульптуры в Трокадеро, Франция, по заказу Василия Шереметова.

Вроде, ничего особенного в скульптурах нет, скупые жесты, эмоции лишь слегка обозначены, но отойти от них сложно. Так работает грамотная подача экспонатов. Скульптуры стоят напротив друг друга, и словно ведут безмолвный диалог. И вот, это уже не царь и царица, а просто мужчина и женщина - два любящих человека, историю которых ты только что придумал.

Царица Савская крупным планом и фотографии оригинальных скульптур.

Дальше - алтарная картина неизвестного немецкого художника «Се Человек». Сюжет основан на евангельских повествованиях о суде Понтия Пилата над Спасителем.

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
Евангелие от Иоанна 19:4-5

Если хотите узнать о сюжете подробнее, листайте, на следующем фото можно прочитать разъяснения искусствоведа, по qr-коду не переходите, он отдаёт ошибку 404.

А я поделюсь своими впечатлениями.

С первого взгляда на картину на ум приходит Страдающее Средневековье с его мемами по мотивам средневековой живописи. Из-за разницы во времени и в культурном коде яркий персонаж справа не воспринимается, как экзекутор, хотя в руках у него розги.

Вижу этакого модника - прикольный чепец, жёлтая короткая куртка, обтягивающие штанишки с огромным гульфиком, про такие говорили, что «дьявол сидит на них и вертит головой во все стороны», красные чулки, башмаки с трендовыми разрезами «медвежья лапа».

Но если не торопиться, сесть на скамеечку и немного приглядеться, то можно заметить, что фигуры Христа и его истязателя очень похожи. Одинаковый наклон тела, поднятые руки, широко расставленные ноги. По бамбуковому шесту в руках Христа словно проходит линия. Слева от неё человек и справа человек. Они, как отражения в кривом зеркале, противоположные, но взаимосвязанные. А может быть это один человек в двух ипостасях?

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Израненный, поруганный, жизнью искупающий наши грехи и самодовольный, жестокий, готовый отправить на смерть. Начинаешь думать о свободе человеческой воли и погружаешься в такие глубины, что мама, не горюй.

Впрочем, не буду умствовать, предоставлю вам право составить собственное мнение об этой картине.

На втором этаже работы голландских, фламандских, итальянских и французских мастеров.

В галерее есть ещё несколько картин, которые мне понравились, листайте!

Фотографий могло бы быть больше, но помешала банальность - на втором этаже музея пришлось ускориться из-за холода, видимо, проблемы с отоплением. Если бы нас предупредили заранее, не стали бы сдавать шарфы в гардероб. А так, замёрзшие, решили сократить визит.