Найти в Дзене

Вена. Поцелуй

Если бы года три-четыре назад меня спросили - какие картины ты любишь? - я бы про "Поцелуй" Густава Климта, скорее всего, даже не вспомнила. Эта картина вошла в мою жизнь как-то исподволь. Не было оглушающего чувства восторга, она не цепляла ни композицией, ни пропорциями. Да и с цветом сплошная неясность: на фотографиях он то тёмный, то бьющий в глаза, сусально-золотой. Встречая в альбомах репродукции Климта в стиле модерн, я всё чаще стала останавливаться, разглядывать и размышлять. Начала собирать информацию, мне показалась очень интересной история презентации картины. В июне 1908 года открывалась Венская художественная выставка, посвященная габсбургской монархии. Группа художников решила "с размахом представить современное австрийское искусство" Густаву Климту - мастеру роскошного декаданса и президенту выставки, был отведён отдельный зал для 16 картин. "Водяные змеи I", "Даная", "Портрет Адели Блох-Бауэр I" и другие произведения живописца заняли свои места. Для симметричного разме

Если бы года три-четыре назад меня спросили - какие картины ты любишь? - я бы про "Поцелуй" Густава Климта, скорее всего, даже не вспомнила.

Эта картина вошла в мою жизнь как-то исподволь. Не было оглушающего чувства восторга, она не цепляла ни композицией, ни пропорциями. Да и с цветом сплошная неясность: на фотографиях он то тёмный, то бьющий в глаза, сусально-золотой.

Встречая в альбомах репродукции Климта в стиле модерн, я всё чаще стала останавливаться, разглядывать и размышлять. Начала собирать информацию, мне показалась очень интересной история презентации картины.

Билет в художественную галерею Бельведер
Билет в художественную галерею Бельведер
В июне 1908 года открывалась Венская художественная выставка, посвященная габсбургской монархии. Группа художников решила "с размахом представить современное австрийское искусство"
Густаву Климту - мастеру роскошного декаданса и президенту выставки, был отведён отдельный зал для 16 картин. "Водяные змеи I", "Даная", "Портрет Адели Блох-Бауэр I" и другие произведения живописца заняли свои места. Для симметричного размещения на стене в пару к полотну "Три возраста женщины" планировалось полотно "Влюблённые" с изображением мужчины и женщины, стоящих на краю обрыва, но Клмит не успевал доделать картину к сроку. Пришлось вывесить незавершённую работу. Которую сразу же купило министерство культуры от имени австрийского имперского государства.
Окончательный вид и название "Поцелуй" картина обрела только к июню 1909 года.

Появилось желание увидеть "Поцелуй" вживую, но для этого надо было попасть в художественную галерею венского дворца Бельведер. Сначала поездка в Австрию казалась неосуществимой: мешало то одно обстоятельство, то другое. Наконец, появился реальный шанс. И вот она, Вена, уже близко.

Предвкушение встречи смешивается с боязнью разочарования - вдруг всё окажется прозаичным, скучным? И, та-да-да-дам... накануне планируемого путешествия я сильно травмирую ногу. Боль, отчаяние, бессонная ночь, холод и лекарства. К утру, когда стало понятно, что стоять без посторонней помощи я могу, появилась надежда. Спасибо моим детям, что подбадривали меня, не дали отказаться от поездки, взяли на себя организационные вопросы.

Как добирались до Верхнего Бельведера - отдельная песня! Из-за боли в ноге передвигаться я могла только приставным шагом и ковыляла с черепашьей скоростью. И, по закону подлости, мы заблудились, и где? - в самом центре австрийской столицы, рядом с площадью Марии-Терезии. Кружили в этом районе добрых полчаса в поисках нужной трамвайной остановки. На помощь пришли сербы. Пообщавшись с ними на жуткой смеси славяно-английского, всё-таки разобрались, в какую сторону двигаться. Долго ждали трамвай, долго ехали, начали волноваться, что снова что-то напутали. Стоящий рядом индус, видя наше смятение, тоже предложил помощь, но с немецким не задалось уже у нас. Потом примерно час томились в очереди за билетами и ещё полчаса провели в ожидании времени входа в здание галереи.

Стою перед одной из самых известных картин в мире, на глазах слёзы, так трудно я к ней шла.

Самое удивительное в том, что Климт был одержим женщинами, он создал сотни женских эротических рисунков, мы же видим фигуры, целомудренно скрытые одеждами, и обратите внимание, на картине нет поцелуя! Нет страсти, нет соблазна, лишь переполняющая вселенская нежность и чувство абсолютной гармонии. "Поцелуй" прекрасен!

А передать достоверные цвета на фото невозможно, потому что картина написана с использованием фольги и краски из золота, серебра, платины, меди и свинца. Мерцание и исходящее мягкое сияние пока неуловимо для перевода в цифровые данные.

Если мои путевые заметки вам понравились, подпишитесь на канал, будет продолжение!

Все интересные места в цикле Путевые заметки - читайте с удовольствием!