Он стал голосом поколения, пережившего страшную войну. Он был символом преодоления, воплотив на экране множество любимых народом образов. В истории советской эстрады мало найдётся имён, способных сравниться с
Марком Бернесом по силе эмоционального воздействия. Его негромкий, чуть
хрипловатый голос, особая манера исполнения, где каждое слово звучало
как исповедь, сделали его настоящей звездой.
Я не пою, а рассказываю песню, — говорил Бернес.
И это оказалось так близко и понятно многомиллионному народу, опаленному войной. У него не было классического вокала, его актёрская игра и манера исполнения создавали эффект «разговора по душам» — слушатель ощущал, что песня адресована лично ему. И именно эта простота, искренность и глубина чувств сделали его исполнение неповторимым.
Едва ли найдутся люди, которых не тронут слова в исполнении Марка Бернеса:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда‑то,
А превратились в белых журавлей…
Но и как любой другой кумир, обласканный зрительской любовью, имя Марка Наумовича окутано множеством историй. Что из них правда, а что вымысел - сегодня уже и не установишь точно. Мы расскажем две из них, показавшиеся нам интересными.
Нарушитель и хулиган
Помните известный фильм режиссера Эльдора Уразбаева "Инспектор ГАИ", где принципиальный сотрудник автоинспекции в исполнении Сергея Никоненко пытается наказать нарушившего ПДД и злоупотребляющего своими связями начальника станции техобслуживания, которого весьма достоверно играет Никита Михалков?
С Марком Бернесом случилась похожая история.
50-е стали для артиста временем настоящего триумфа. Он успешно снимался в кино, воплощая на экране сложные образы с непростой судьбой, и пел на эстраде, собирая на свои концерты полные залы благодарных слушателей. Но в 1958 году разразился настоящий скандал. Неизвестно, стали ли причиной происки завистников из числа влиятельных людей, или же Бернес действительно повел себя некрасиво в простой жизненной ситуации, однако 17 сентября в газете "Комсомольская правда" появился фельетон журналиста Александра Суконцева и писателя-юмориста Ильи Шатуновского «Звезда на „Волге“», описывающий недостойное поведение советского артиста.
Согласно фельетону, Бернес грубо нарушил правила дорожного движения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, при этом вступив в пререкания с инспектором Борисом Аксеновым, не подчинившись его законным требованиям и пытаясь прикрыться статусом всесоюзной звезды.
Могло ли такое быть на самом деле? Да запросто. Кто не без греха? Марк Наумович, по свидетельствам современников, был человеком сложным, порой противоречивым, отличался крайне непокладистым нравом. Правда, медицинская экспертиза факт опьянения не подтвердила. Но кого это волновало? Компания по дискредитации Бернеса началась.
Тогда как одни, например, Самуил Маршак, открыто выступили в его защиту, лауреат Сталинской премии первой степени, будущий Герой Социалистического Труда и будущий народный артист СССР, будущий лауреат Ленинской премии и двух Государственных премий СССР, композитор Георгий Свиридов в газете "Правда" в своем материале "Искоренять пошлость в музыке" в тенденциозной манере прошелся по творчеству Беренса. Ему вторили в различных статьях менее именитые представители культуры и журналисты. Минкульт СССР даже выпустил директиву, осуждающую погоню Марка Бернеса за длинным рублем и низкое качество репертуара, а также поведение на грани откровенного хулиганства.
В итоге любимого миллионами советских граждан артиста перестали снимать в кино, отлучили от концертов и записи радио. Разрешилась ситуация только в 1960-м году после его личного обращения к министру культуры Фурцевой.
Он вновь начал гастролировать, записал новые песни, ставшие необыкновенно популярными в СССР, но сам признавался, что травля не прошла бесследно, "сократив его жизнь на несколько лет"...
Приговор
Мы часто отождествляем актера с его персонажами, сыгранными в кино. Марк Наумович всегда был необычайно убедителен: будь то защитник Отечества, банальный уголовник, вор-авторитет или милиционер. И это, как говорят, едва не стоило Бернесу жизни.
В стране, где "половина граждан сидела, а другая - их охраняла" Марка Бернеса полюбили еще до войны, когда он исполнил небольшую роль уголовника в фильме «Заключённые». Затем в картине "Два бойца" он, как настоящий одессит, спел полюбившуюся в блатном мире песню "Шаланды полные кефали...", в 1956 году воплотил на экране образ комиссара милиции в "Деле №306". А год спустя "перешел грань дозволенного": в киноленте "Ночной патруль" сыграл преступного авторитета Огонька, решившего порвать с криминалом раз и навсегда.
Места, куда самый справедливый советский суд отправлял преступников, неслучайно назывались ИТУ - исправительно-трудовые учреждения. Вставший на кривую дорожку советский гражданин через труд должен был перековаться, исправив былые прегрешения. Потому в воспитательных целях "Ночной патруль" регулярно демонстрировался в местах лишения свободы. И талант Бернеса делал почти невозможное - заставлял многих зэка выступить против воровских порядков.
И за Огонька авторитеты приговорили актера на одной из своих сходок. Исполнителем назначили рецидивиста Бурлака, недавно вышедшего на волю.
Но информация о решении сходки вскоре попала в милицию. Подруга одного из криминальных авторитетов когда-то была сокамерницей певицы Лидии Руслановой, попавшей в жернова репрессий после Великой Отечественной войны и осужденной за "антисоветскую пропаганду". Узнав о "приговоре" Бернесу, Русланова написала анонимку в органы.
Там отреагировали оперативно. Несмотря на то, что письмо было без подписи, по отпечаткам пальцев установили инициатора. Русланова отпираться не стала и рассказала всё, как есть, подтвердив серьезность угрозы.
А дальше уголовный розыск начал свою рутинную работу, делать которую после военного лихолетья и разгрома послевоенных банд умел очень хорошо. Весь криминальный мир поставили "на уши", популярно объяснив, что если хоть волос упадет с головы любимого советского артиста, то война с преступностью конца 40-х ворам раем покажется: карательная государственная машина безжалостно расправится не только со всеми причастными, но и с сочувствующими. А Бурлака объявили во всесоюзный розыск.
Бегать бандиту, обложенному со всех сторон, долго не пришлось. Вскоре его застрелили при задержании милиционеры, на чем и была поставлена жирная точка.
Кто знает, так ли всё было на самом деле? Но упоминания об этой истории со счастливым концом можно найти и в воспоминаниях Лидии Руслановой, и в мемуарах сотрудников легендарного МУРа.
Удивительно, что случилась она в том же 1958 году, когда для Марка Бернеса началась черная полоса жизни.
Вместо эпилога
Судьба отвела талантливому артисту только 57 лет жизни. Он скончался в Москве от рака легких 16 августа 1969 года, оставив после себя бессмертное наследие, состоящее из множества песен и ролей.
Последней записью Бернеса стала замечательная песня "Журавли" Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Эту запись Марк Наумович сделал всего за неделю до своей смерти с одного дубля, навсегда оставшись вне времени...
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))