Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Любовь - это когда ты готов ждать. Лагеря, ссылка и всеобщее признание Георгия Жженова

Наблюдая за нашими любимыми актерами на сцене театра или экране телевизора мы зачастую восхищаемся талантливой игрой и удивляемся четкому попаданию в образ героя, порою даже не задумываясь, чего стоит увиденное нами перевоплощение. Какими трудами обходится артисту вжиться в тот или иной образ, чтобы, подобно Станиславскому, зритель восторженно сказал: Верю! И что ему довелось пройти, чтобы прочувствовать весь внутренний мир и многогранность очередной роли. У каждого человека, будь то звезда или простой труженик - своя судьба, свой путь. Но некоторые судьбы по содержанию запросто могут затмить изощренный эпический роман: со взлётами и падениями, триумфом и изгнанием, любовью и разлукой. Одной из таких была жизнь Георгия Степановича Жжёнова — актёра, чья биография словно зеркало отразила полную драматизма историю СССР. Человека, пережившего Советский Союз. И своим примером показавшего, как даже пройдя тяжелые испытания можно не очерстветь душой и сохранить искренность. Режиссер Эльдар Р

Наблюдая за нашими любимыми актерами на сцене театра или экране телевизора мы зачастую восхищаемся талантливой игрой и удивляемся четкому попаданию в образ героя, порою даже не задумываясь, чего стоит увиденное нами перевоплощение. Какими трудами обходится артисту вжиться в тот или иной образ, чтобы, подобно Станиславскому, зритель восторженно сказал: Верю! И что ему довелось пройти, чтобы прочувствовать весь внутренний мир и многогранность очередной роли.

У каждого человека, будь то звезда или простой труженик - своя судьба, свой путь. Но некоторые судьбы по содержанию запросто могут затмить изощренный эпический роман: со взлётами и падениями, триумфом и изгнанием, любовью и разлукой. Одной из таких была жизнь Георгия Степановича Жжёнова — актёра, чья биография словно зеркало отразила полную драматизма историю СССР. Человека, пережившего Советский Союз. И своим примером показавшего, как даже пройдя тяжелые испытания можно не очерстветь душой и сохранить искренность.

Режиссер Эльдар Рязанов однажды сказал о нем:

Жжёнов — это человек, который доказал: даже в самые тёмные времена можно остаться человеком...
-2

Он родился 9 марта 1915 года на Васильевском острове в Петрограде в семье выходцев из крестьян Тверской губернии. В 1921 году после Кронштадского восстания, которое возглавил действующий военспец РККА, бывший генерал-майор Русской Императорской армии Александр Козловский, отца приговорили за контрреволюционную агитацию к 3-м месяцам принудительных работ.

Окончив семилетку, в 1930 году году, используя документы своего брата Георгий поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового (хореографического) техникума. Когда подлог вскрылся, скандала удалось избежать: администрация увидела у юноши природный талант и отмечала его целеустремленность. И уже спустя год Жженов вместе с сокурсником Жоржем Смирновым отрепетировал каскадный эксцентрический номер под названием «Китайский стол» и начал выступать в Ленинградском цирке «Шапито» как дуэт «2-ЖОРЖ-2» в жанре каскадной акробатики.

Братья Борис и Георгий Жженовы
Братья Борис и Георгий Жженовы

Цирковое искусство стало для Георгия первой школой сценического мастерства: жёсткая дисциплина, физическая выносливость, умение держать внимание публики — всё это позже пригодилось в актёрской профессии.

Именно на арене молодого артиста заметили работники кино, пригласив на киностудию "Ленфильм" и предложив главную роль тракториста Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя» (1932). Снимался он также на киностудии «Белгоскино» (ныне «Беларусьфильм»). Когда понял, что кино и цирк - вещи несовместимые, т.к. оба дела требовали полной отдачи, а халтурить он не привык, Жженов принял решение распрощаться с цирковой карьерой.

Осознавая, что кинематограф для него - дело новое, не во всем понятное, в котором нужны особые (совсем не акробатические) навыки, он пошел учиться на киноотделение в Ленинградский техникум сценических искусств, где его преподавателем был кинорежиссёр Сергей Герасимов. И до окончания техникума в 1935 году Жженов успел состояться как успешный актер, снявшись в фильмах «Наследный принц Республики», «Золотые огни» и «Чапаев».

-4

Критики отмечали необычную для того времени манеру игры Жжёнова: без пафоса и риторической напыщенности, с тонкой психологической проработкой образа. Его герои — простые, но внутренне сильные люди — становились близки зрителю.

Его карьере даже не помешало убийство в 1934 году Кирова, после которого брата Бориса исключили из института, а затем и арестовали. Семью выслали из Ленинграда в Казахстан, а Георгия от высылки спасло заступничество режиссера Герасимова, благодаря которому подающего надежды актера оставили на "Ленфильме".

Но во время съёмок кинофильма «Комсомольск», вышедшего на экраны в 1938 году, и снимавшегося в Комсомольске-на-Амуре, в поезде Жженов познакомился с американцем Филиппом Файмонвиллом, направлявшимся для встречи деловой делегации во Владивосток. Они позже еще пару раз совершенно случайно пересекались: на вокзале, в Большом театре. И эти встречи определили дальнейшее будущее актера.

Файмонвилл оказался не простым гражданином США, а военным атташе. А Комсомольск-на-Амуре, где с 1933 года строилось два крупных оборонных завода — судостроительный и авиационный - был закрытым городом. Так что бдительные сотрудники НКВД посчитали, что систематическое общение советского актера и американца не могло быть случайным. Жженова арестовали и приговорили к 5 годам лагерей по обвинению в шпионаже.

Я не знал, за что меня судят. Просто однажды утром пришли и сказали: „Вы арестованы“. Всё, что было до этого, — как будто оборвалось, — вспоминал позже актёр.
-5

Начались годы лагерей и ссылок — Колыма, Магаданский театр, бесконечные этапы. Это время стало для него не только физическим, но и духовным испытанием. В воспоминаниях Жжёнов писал:

Лагерь — это не только ад, но и школа. Там я понял, что человек может всё пережить, если не теряет достоинства.

До 1943 года он находился на золотых приисках Дальстроя. А перед освобождением ему добавили еще 21 месяц лагерей, так что на свободу он вышел только в 1945-м. Наученный жизнью, но не сломленный. Вернуться в Ленинград не мог, потому работал в театрах Магадана, города Павлово, на Свердловской киностудии, где о нем вновь ходатайствовал Герасимов. А в 1949 году Жженова вновь арестовали по тому же обвинению и сослали на поселение в Норильск, где он играл на подмостках Норильского Заполярного театра драмы имени Владимира Маяковского и где его партнером по сцене стал Иннокентий Смоктуновский...

-6

В 1955 году Георгий Степанович был реабилитирован. Возвращаться в Ленинград было некуда — его квартиру заняли люди посторонние, а прежние знакомые боялись общаться с «бывшим заключённым». Он уехал в провинцию, играл в театрах Челябинска и Свердловска, пытаясь найти прежде всего себя.

Не вернувшись в родной город, Жженов смог вернуться в искусство. И это возвращение стало триумфальным. В фильме «На острове Дальнем», вышедшем на экраны в 1957 году, зрители увидели уже другого Жжёнова — зрелого, мудрого, с печатью пережитого в глазах. Его игра стала ещё глубже, наполненной невысказанной болью и силой.

Его герои всегда немного замкнуты, но в этой замкнутости — огромная
внутренняя работа, - отзывался об актерской игре Георгия Степановича кинокритик Андрей Зоркий. - Он не играет эмоции — он проживает их, и зритель чувствует это на интуитивном уровне...

Дальше были маленькие и большие роли, и всюду Жженов оставался необычайно достоверным, изображая «героя» не в шаблонном понимании, а показывая его живым, противоречивым, с внутренней драмой.

-7

В 60-е он все же перебрался в Ленинград, и последующие десятилетия стали для него временем подлинного расцвета. Именно в то время актер создал целую галерею незабываемых образов, будь то инспектор ГАИ в «Берегись автомобиля», генерал Бессонов в фильме "Горячий снег", Михаил Тульев в "Резиденте...", командир воздушного судна Андрей Тимченко в «Экипаже».

Его герои не произносили громких монологов и не делали эффектных жестов. Сила Жженова была в полутонах, в молчаливых паузах, во взгляде.

Режиссёр Александр Митта, работавший с Жжёновым в «Экипаже», вспоминал:

Георгий Степанович не нуждался в режиссёрских подсказках. Он приходил на площадку уже с готовым образом, прожитым изнутри. Это редкий дар — уметь молчать так, чтобы зритель всё понял.
-8

Личная жизнь Георгия Жжёнова оказалась не менее драматичной, чем его карьера. Он был женат четыре раза, и каждая из этих историй оставила свой след в сердце.

Его первой женой стала актриса Евгения Голынчик. Они познакомились на курсе у Сергея Герасимова во время учебы в Ленинградском техникуме сценических искусств. Оба были молоды, строили на будущее планы, которым не суждено было сбыться. Их брак распался сразу же после ареста Жжёнова: только так супруга «врага народа» могла избежать горькой участи. Перед отправкой на Колыму актер сам настоял на разрыве отношений, попросив жену не ждать его из заключения.

Позже в Магадане он встретил женщину, которая показалась ему едва ли не его собственным отражением. Лидию Малюкову арестовали в 1935 году "за связь с иностранными моряками", она также играла в Магаданском музыкально-драматическом театре, отбывая свой срок. Они расписались в 1945-м, а год спустя в семье родилась дочь. Но счастье было недолгим. Как и мужа Лидию вскоре повторно осудили, впаяв второй срок. И брак их распался.

Третьей женой Георгия Жженова стала актриса Норильского театра Ирина Махаева. Именно она добивалась его реабилитации, обивая пороги Лубянки, и ждала все годы разлуки. Их дочь Марина стала переводчиком.

В четвертый раз Георгий Степанович женился уже в Ленинграде. Его супругой стала актриса Театра имени Ленсовета Лидия Малюкова, с которой актер прожил до конца жизни. Она была его ангелом-хранителем, поддерживая во всех начинаниях, а в старости стала надежной опорой.

Любовь — это когда ты готов ждать. Я ждал её 17 лет, и она дождалась меня, — говорил Жжёнов о Лидии Петровне.
-9

В 1980-м Георгию Степановичу присвоили звание Народного артиста СССР, ставшее запоздалым, но заслуженным признанием его заслуг в области культуры. С возрастом он продолжал сниматься, но всё больше времени уделял мемуарам и встречам со зрителями, раздаривая драгоценный жизненный опыт.

Из под его пера вышли более 10 книг-воспоминаний, в том числе о лагерной жизни на Колыме и заполярном Норильске: «От „Глухаря“ до „Жар-птицы“», «Омчагская долина». А увидевшая свет в 2002 году книга «Прожитое» стала откровенным разговором о времени и судьбе. Будто подводящая итог под насыщенной событиями непростой жизнью.

Начав творческую карьеру цирковым акробатом, Георгий Степанович Жженов стал олицетворением целой эпохи советского кино, навсегда вписав свою имя в бессмертные страницы истории.

Замечательного актера, мужественного человека, прошедшего через кромешный ад лагерей и сохранившего в своей душе свет, который он щедро дарил зрителям, не стало 8 декабря 2005 года.

Жизнь — это не то, что с нами происходит, а то, как мы это переживаем, - говорил Георгий Степанович. - И если ты остаёшься человеком, значит, ты победил..
-10

Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ

Больше материалов о знаменитостях, кино и музыке здесь. Подписывайтесь и читайте.

Еще по теме:

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))