Седлайте коней и приготовьтесь пролить кровь королей, мы чествуем величайшие альбомы в стиле пауэр-метал!
Изначально «пауэр-метал» был лишь одним из множества взаимозаменяемых ярлыков, использовавшихся в андеграунде начала 80-х для описания более тяжелой, более агрессивной и эпичной версии метала, выросшей из корней 70-х.
Истоки жанра можно проследить в работах Queen, Led Zeppelin (“Achilles Last Stand”), Uriah Heep (“Demons & Wizards”), Scorpions (“Taken By Force”), Judas Priest времен “Stained Class” и Sabbath эпохи Ронни Джеймса Дио, но именно “Rainbow Rising” 1976 года стал главным источником вдохновения для будущих поколений музыкантов. Средневековая тематика, виртуозное мастерство и влияние классической музыки – все это определило звучание пауэр-метала.
Визуальная составляющая жанра была навеяна популярной тогда тематикой «меча и магии», которая процветала благодаря таким фильмам, как «Конан-варвар», «Экскалибур» и «Убийца драконов», ролевым играм, например, Dungeons & Dragons, книгам жанра «Боевая фантастика» и мультсериалу «Хи-Мен».
Manowar были самыми яркими представителями американской волны пауэр-метала 1982–1985 годов. Параллельно набирала обороты немецкая сцена, где Helloween, Grave Digger, Rage и Running Wild развивали идеи Новой волны британского хэви-метала.
В то же время шведский король неоклассики Ингви Мальмстин задавал новые стандарты для молодых гитаристов-виртуозов.
В 90-е годы, на фоне популярности гранжа, грува, альтернативы и дэт/блэк-метала, жанр оказался в тени. Тяжелые времена настали для тех, кто тосковал по высоким вокальным мелодиям о волшебниках и орлах.
Но такие группы, как Blind Guardian, Gamma Ray, Iced Earth и Stratovarius, с гордостью, мастерством и упорством вернули пауэр-метал на вершину. Их тяжелый труд окупился, и когда в 1997 году HammerFall, Rhapsody и Nightwish выпустили свои дебютные альбомы, сцена буквально взорвалась.
Пауэр-метал по-прежнему вызывает противоречивые чувства: творчество Powerwolf, Sabaton и Gloryhammer вызывает как восхищение, так и насмешки, однако их вклад в метал-музыку неоспорим.
Предлагаю вашему вниманию 25 самых ярких образцов пауэр-метала (в этот список вошел только один альбом от каждой группы).
25. Avantasia – The Metal Opera (2001)
Многоинструменталист, вокалист и идейный вдохновитель Avantasia Тобиас Саммет взял лучшее из музыки своей основной группы Edguy, – скоростной мелодичный метал, – и соединил его с более атмосферным, сложным звучанием («возможно, немного более помпезным», – признается Тобиас в буклете альбома) на этом фантастическом концептуальном альбоме.
“The Metal Opera” менее многогранен, чем творчество Edguy, – несмотря на обилие эльфов, гномов и злых пап (их роли исполнила звездная команда гостей из Stratovarius, Gamma Ray, Helloween, Virgin Steele, Angra и Within Temptation), – однако Тобиасу удалось сохранить фирменные цепляющие припевы, сведя задумчивые интерлюдии к минимуму.
24. Cloven Hoof – A Sultan’s Ransom (1989)
«Cloven Hoof варят пенящийся эль астрофизического метала, который парит на стальных крыльях», – писал блистательный Крис Уэлч в Metal Hammer в октябре 1989 года в рецензии на третий альбом этих амбициозных британских андеграундщиков.
Он был прав, но, хотя Cloven Hoof идеально попали в точку пересечения американского и европейского звучания пауэр-метала, этим неудачникам из Вулверхэмптона не повезло: трэш, глэм и гранж вытеснили их на обочину музыкальной сцены.
“A Sultan's Ransom” стал их последним альбомом за 17 лет, но он по-прежнему звучит бодро и энергично, словно пинком отправляя британский метал в 90-е.
23. Doomsword – Let Battle Commence (2003)
Эти суровые итальянские тяжеловесы, играющие меланхоличный, пропитанный усталостью пауэр-дум, отвергли имперскую славу своих римских предков в пользу образа грабящих северян.
Этот концептуальный альбом, посвященный осаде викингами Йорка в 866 году, украшают звуки лязгающих мечей, топот копыт и шум моря.
DoomSword создают атмосферу эпического сражения как никакая другая группа, заставляя простые аккорды, звучащие на фоне слов «Сожгите Англию дотла!», казаться невероятно мощными и грозными.
В отличие от яркого, оптимистичного «голливудского метала» Rhapsody, DoomSword – это тяжелая поступь по залитым дождем полям сражений, усеянным телами погибших воинов.
22. Kamelot – Epica (2003)
Симфоничная мелодик-пауэр-прог группа из Флориды с норвежско-тайским вокалистом, обращающаяся к немецкой легенде о Фаусте и использующая такие нетипичные для метала инструменты, как западноафриканское джембе и южноамериканский бандонеон… Kamelot никогда не были столь своеобразны, как на этой культовой работе, которая открывается их лучшей песней “Center Of The Universe” – захватывающим аттракционом в мире музыки.
Потрясающий вокал Роя Хана уверенно балансирует на грани металлической убежденности и эмоциональной театральности в стиле Эндрю Ллойда Уэббера, а гитарист Томас Янгблад фонтанирует идеями, которых хватило бы еще на один альбом. Кстати, голландская группа Epica, играющая в жанре симфонического метала, взяла себе это название вскоре после выхода альбома Kamelot.
21. Elixir – The Son Of Odin (1986)
Британская пресса несправедливо обвинила лондонский квинтет Elixir в копировании Maiden. Группа появилась слишком поздно, чтобы успеть на пир Новой волны британского хэви-метала, но их музыка была слишком эпичной для этого жанра.
Оттачивая свой уникальный стиль, основанный на грубом британском пауэр-метале, на дебютном альбоме “The Son Of Odin”, Elixir также включили в свои энергичные гитарные гимны элементы прогрессивного метала и трэша.
Тексты о греческой и скандинавской мифологии, сатанинских ритуалах, космических путешествиях, средневековых интригах и поисках клада делают альбом настоящей сокровищницей захватывающих историй. Сам Ронни Джеймс Дио был большим поклонником сингла “Treachery” с этого альбома.
20. Sabaton – Carolus Rex (2012)
Получивший четырежды платиновый статус в родной Швеции (альбом вышел на английском и шведском языках) “Carolus Rex” бросил вызов самим Sabaton. Группа посвятила его истории Шведской империи – ее взлету и падению – уделив особое внимание ее военачальнику, королю Карлу XII.
Эта тема, а также близость к истории, обеспечили Sabaton самый большой успех – как в творческом, так и в коммерческом плане. Величие темы отразилось в элегантных, величественных аранжировках, грандиозных хорах и гордом, проникновенном вокале Йоакима Бродена. Но и за внешним лоском не забыта главная формула Sabaton: прямолинейность и простота проявляются в таких мощных, цепляющих треках, как “The Lion From The North” и “Killing Ground”.
19. Symphony X – The Odyssey (2002)
На “The Odyssey” неоклассики из Нью-Джерси Symphony X добились сразу двух целей. Во-первых, они прочно обосновались на территории хэви-метала, добавив в свою музыку плотности, жесткости, стаккато-риффов в духе Даймбэга и элементов техничного трэша.
Rusell Allen разнообразил свой мощный вокал гроулом, а гитарные соло стали более лаконичными, что пошло на пользу композиции в целом и укрепило авторитет Symphony X среди фанатов тяжелой музыки.
Во-вторых, им удалось всего за 25 минут создать настоящий шедевр эпического, симфонического неоклассического прог-пауэра. Грандиозный, яркий заглавный трек – это захватывающая интерпретация «Одиссеи» Гомера, рассказанная языком гитары, баса, ударных, синтезаторов и вокала.
18. Nightwish – Wishmaster (2000)
Именно на этом альбоме финские мастера симфонического метала полностью раскрыли свой потенциал, став первой группой, в полной мере реализовавшей оперные возможности жанра. Практически каждая песня на “Wishmaster” – это красиво сделанная конфетка в стиле Ллойда Уэббера, с цепляющими хуками и волшебными театральными припевами.
Величественная завершающая композиция “FantasMic”, названная в честь диснеевского фейерверка, демонстрирует глубокую любовь Туомаса Холопайнена к творчеству Диснея – на такое могли решиться только Nightwish. “Wishmaster” изменил симфонический пауэр-метал, было сложно не заметить, сколько песен напоминают зажигательный заглавный трек этого альбома.
17. Running Wild – Death Or Glory (1989)
Пятый альбом за всю историю группы, которая началась еще в середине 70-х, “Death Or Glory” закрепил за этим любимым многими квартетом из Гамбурга статус «королей пиратского метала». Альбом отличался необузданной энергетикой, тяжелым звучанием и набором эйфоричных хитов – захватывающих историй о подвигах (за исключением антифашистского сингла “Bad To The Bone”), которые оживали благодаря проникновенному вокалу Рока-н-Рольфа и мощной, рвущей струны гитаре.
На этом альбоме, одновременно безумном и в то же время удивительно стильном, Running Wild достигли пика своей «пиратской» энергии, найдя оптимальное звучание и темп для своего пауэр-метала.
16. Omen – Battle Cry (1984)
В 1984 году американские металлисты были помешаны на средневековой Англии. Лос-анджелесская группа Omen включилась в игру, выпустив свой дебютный альбом “Battle Cry” на Metal Blade. Несмотря на любительский шарм обложки, нарисованной от руки, музыка на альбоме звучала мощно и уверенно.
Omen упростили и утяжелили формулу Новой волны британского хэви-метала, добавив в нее мечи, волшебство, подземелья, драконов, кожу и цепи, и стали одними из основоположников того самого сочетания эпичности и приземленности, которое определило звучание лучших образцов американского пауэр-метала той эпохи.
Пронзительные гитары Кенни Пауэлла и властный вокал безвременно ушедшего фронтмена Джей Ди Кимбалла сделали такие гимны, как “The Axeman” и “Dragon’s Breath” настоящей классикой жанра.
15. Angra – Rebirth (2001)
Четвертый альбом Angra стал для лидеров бразильской сцены настоящим возрождением. Фееричному гитарному дуэту Кико Лоурейро и Рафаэля Биттенкура пришлось искать новых вокалиста, басиста и барабанщика перед самой записью, но плавность, целостность и динамизм “Rebirth” говорят о том, что музыканты мгновенно сыгрались.
Чередуя скоростные, тяжелые боевики (“Nova Era”, “Acid Rain”, “Running Alone”) с более спокойными, мелодичными композициями (альбом завершается аранжировкой Кико произведения Шопена), Angra также находят место для красивых баллад, симфонических пассажей, сложных прогрессивных текстур и латиноамериканских ритмов. Но главное, что отличает этот альбом – это атмосфера радости.
14. Cirith Ungol – King Of The Dead (1984)
Эти калифорнийцы, почитатели Толкина, собрались еще в 1971 году, но их стиль окончательно сформировался лишь к началу 80-х на разноплановом дебютнике 1981 года “Frost & Fire”. Но когда местная радиостанция отвергла их материал как «слишком тяжелый», Cirith Ungol решили надавить на газ:
«Мы решили, что если наши коммерческие песни слишком тяжелы, то на следующем альбоме мы пустимся во все тяжкие и сыграем то, что нам действительно нравится, – самый тяжелый метал в мире!» – вспоминает барабанщик Роб Гарвен. – «Результатом стал “King Of The Dead” – «бурлящий водоворот металлического хаоса»!» Прекрасно сказано, сэр.
13. Queensrÿche – The Warning (1984)
До того как покорить мейнстрим с альбомом “Operation: Mindcrime”, пионеры прог-метала из Сиэтла уже обладали своим собственным, узнаваемым стилем, основанным на смелом, технологичном пауэр-метале, ярким примером которого является их дебютный альбом “The Warning”. В нем уже проявляются драматические вокальные данные Джеффа Тейта и мрачные, задумчивые аранжировки.
Оркестровые проговые элементы на дебютном альбоме Queensrÿche звучат еще довольно сдержанно, но высокие гармонии в припевах, величественные риффы и галопирующие, выдержанные в духе Maiden гитарные партии не оставляют сомнений: перед нами – настоящий метал.
Вскоре группа отошла от американского пауэр-метала в сторону более камерного стадионного рока, но влияние “The Warning” на более прогрессивные, интеллектуальные и мелодичные ответвления жанра неоспоримо.
12. Virgin Steele – The House Of Atreus Act II (2000)
Десятый альбом нью-йоркской группы, подзаголовок которого гласит: «Варварско-романтическая опера», – на самом деле был поставлен как мюзикл (в Германии). “The House Of Atreus Act II” – это завершение интерпретации греческой трагедии Эсхила, памятник убежденности и фанатичному энтузиазму музыкантов.
Яркий фронтмен Дэвид ДеФейс привнес в свой вокал некоторую легкость, но нежность мелодий контрастирует с его мстительным рычанием и жесткими криками, а также с пронзительными риффами, стремительными темпами и эпическим размахом повествования.
11. Iced Earth – Something Wicked This Way Comes (1998)
Первые четыре альбома Iced Earth были более сложными, но техничный трэш Джона Шаффера и драматичный вокал Мэтта Барлоу достигают своего апогея именно на более прямолинейном “Something Wicked This Way Comes”.
Флоридцы создали альбом с разнообразным настроением: трогательные “Watching Over Me” и “Melancholy (Holy Martyr)” сменяются жесткими, бескомпромиссными боевиками “Disciples Of The Lie” и “Stand Alone”.
Но источник эпической энергии Iced Earth бьет ключом в завершающей альбом трилогии “Something Wicked” (“Prophecy/Birth Of The Wicked/The Coming Curse”), которая, возможно, до сих пор остается величайшим произведением в дискографии группы.
10. DragonForce – Valley Of The Damned (2003)
Великобритании потребовалось время, чтобы выдвинуть своего лидера на мировой сцене пауэр-метала. После того, как “Painkiller” Judas Priest в 1990 году вдохнул новую жизнь в традиционный метал, другие британские группы, казалось, смирились с поражением.
Британский пауэр-метал пропустил все 90-е, начав набирать обороты лишь в начале 2000-х, когда интернет уже начал революционизировать музыкальную индустрию.
На сайте mp3.com демо лондонского секстета Dragonheart под названием “Valley Of The Damned” – настоящий призыв к действию – был скачан полмиллиона раз. За ним последовал CD-R с пятью проникновенными треками, который произвел эффект разорвавшейся бомбы, вдохнув жизнь в британских металлистов, которые так долго ждали, когда же появится достойный ответ европейской элите пауэр-метала.
Мы хотели, чтобы британская группа не просто соперничала с «королями» европейской сцены, но и вывела жанр на новый уровень, встряхнула его, подняла на невиданную высоту, а потом вылила на него ящик пива и врезала ему промеж глаз.
Так что слава богу, что у нас есть DragonForce (группа сменила название, когда выяснилось, что в Бразилии уже существует пауэр-метал группа Dragonheart, но акцент на «силе» был сделан не зря).
Все песни были написаны еще в начале 2001 года, но прошло еще два года, прежде чем “Valley Of The Damned” увидел свет – группа сама занималась своими делами и ждала выгодного контракта.
«Я вел переговоры», – рассказал гитарист Герман Ли в интервью порталу ultimate-guitar.com в 2009 году, – «и думал: «Зачем спешить подписывать контракт сразу?» Нужно быть осторожным, потому что условия контракта могут иметь большое значение».
К тому времени, как дебютный альбом вышел в феврале 2003 года на лейбле Sanctuary Records Рода Смоллвуда, часть славы досталась другим британским пауэр-металлистам: группа Power Quest, «дочка» Dragonheart, и гилдфордские прог-пауэр-вундеркинды Shadowkeep уже во всю делали карьеру.
Однако, благодаря раскрученному демо и славе группы, дающей энергичные концерты, дебют DragonForce произвел еще более сильное впечатление. Альбом мгновенно вознес группу на вершину пауэр-метала, и сегодня DragonForce – олицетворение самых смелых экспериментов в жанре (тем более, что игра Guitar Hero сделала их суперзвездами).
Учитывая, что англичан считают эмоционально сдержанными, многим показалось странным, что именно английская группа (хотя и с южноафриканским вокалистом, гитаристом из Гонконга, украинским клавишником и французским барабанщиком) подарила пауэр-металу столько искренних, эмоциональных мелодий, проносящихся мимо словно вихрь, но “Valley Of The Damned” до сих пор остается одним из самых ожидаемых номеров на концертах группы.
Благодаря возрастающей напряженности ликующих вокальных мелодий, бешеному темпу, превзошедшему все, что было в жанре до этого, и мощному натиску гитарного дуэта Германа Ли (дважды удостоенного титула «Бога гитары» в номинации «Лучший шреддер» в 2005 и 2009 годах) и Сэма Тотмэна, “Valley Of The Damned” с первых же аккордов захватывает внимание слушателя и не отпускает его на протяжении всех 52 минут.
Даже баллада “Starfire” – это настоящий гимн трогательной, проникновенной лирике (хотя текст по-прежнему пропитан духом героического фэнтези). С тех пор музыка DragonForce стала более сложной, а исполнение – более техничным, но “Valley Of The Damned” до сих пор поражает своей энергией и жизнерадостностью.
9. HammerFall – Legacy Of Kings (1998)
Дебютный альбом HammerFall “Glory To The Brave”, вышедший в 1997 году, ознаменовал собой начало новой золотой эры пауэр-метала. Средневековые шведы появились в самый нужный момент: в мрачное для метала десятилетие, когда царили агрессия и минимализм, они вернули в моду убийство драконов. Мы снова могли с гордостью носить свои старые патчи Helloween, Accept и Manowar.
Влияние “Glory To The Brave” было огромным, но именно второй альбом “Legacy Of Kings” доказал, что HammerFall могут соперничать со своими кумирами в плане композиторского мастерства (в ту пору Iron Maiden и Judas Priest переживали не лучшие времена). Простые и прямолинейные, но в то же время величественные HammerFall попали прямо в цель.
8. Savatage – Hall Of The Mountain King (1987)
После потрясающего дебюта 1983 года “Sirens” флоридские новаторы выпустили два невыразительных альбома. Казалось, что группа катится в небытие, но квартет взял себя в руки, проанализировал свои сильные стороны, стал играть более слаженно и технично, и в итоге выдал более зрелую и прогрессивную версию своего мрачного, атмосферного, изменчивого пауэр-метала, который они больше никогда не будут играть. В 1989 году вышел “Gutter Ballet” – и Savatage свернули на тропу рок-оперы.
Превзойти же грандиозный “Hall Of The Mountain King” они вряд ли смогли бы. Тем более после трагической гибели в 1993 году гитариста-виртуоза Криса Оливы, чьи дикие, льющиеся неоклассические соло украшают альбом.
7. Stratovarius – Destiny (1998)
Седьмой альбом “Destiny” стал кульминацией первого десятилетия в карьере этого финского квинтета. На нем они продемонстрировали все свое мастерство, выдав набор сладких поп-металлических хитов, убойных европейских боевиков, проникновенных баллад и головокружительных прогрессивных эпопей.
И какое мастерство! Йенс Йоханссон оттачивал свое триумфальное оркестровое синтезаторное мастерство с Ингви Мальмстином и Ронни Джеймсом Дио; Йорг Михаэль барабанил в Grave Digger и Running Wild; а оба Тимо – гитарист Толкки и вокалист Котипелто – здесь находятся на пике своей композиторской и исполнительской формы.
6. Manilla Road – Open The Gates (1985)
Ведомые храбрым носатым сказочником и обладателем фееричной гитары Марком «Акулой» Шелтоном, Manilla Road были на передовой металлической революции 80-х. Как минимум три их альбома могли бы попасть в этот список.
Их четвертый альбом “Open The Gates” – один из лучших в их дискографии. На нем они представили полный набор мощных, ярких металлических гимнов и мистических дум-эпопей, пропитанных странной атмосферой бардовских песен.
Именно на “Open The Gates” дебютировал барабанщик Рэнди «Трэшер» Фокс, добавивший в музыку группы скорости и атаки, и тогда же у трио появилась обложка, соответствующая их творчеству.
5. Gamma Ray – Land Of The Free (1995)
Потеряв замечательного вокалиста Ральфа Шиперса (который пробовался на место Хэлфорда в Judas Priest, прежде чем создать превосходную группу Primal Fear), гитарист-новатор Кай Хансен снова взял на себя обязанности фронтмена. И на этот раз гораздо удачнее, чем во времена Helloween.
Он переориентировал звучание Gamma Ray на смесь немецкой мелодии и жесткой энергии – эта формула определила их стиль на долгие годы. Середина 90-х была тяжелым временем для «правильного метала», но “Land Of The Free” вместе с альбомом Blind Guardian 1995 года “Imaginations From The Other Side” , сделали Германию центром возрождения жанра. Миссия выполнена.
4. Manowar – Hail To England (1984)
Выбрать один альбом Manowar, чтобы править всеми, было невероятно сложно. Как минимум пять пластинок нью-йоркских титанов тру-метала претендуют на место в этом списке, но, после долгих и мучительных раздумий, мы остановились на “Hail To England”. Почему? Все дело в треклисте.
Громоподобный опенер “Blood Of My Enemies”, задавший новую планку для викинг-метала; “Each Dawn I Die” – задумчивый оккультный марш смерти с Эриком Адамсом, с гордостью провозглашающим: «На мне перчатки из кошачьей шкуры»; бешеная, рвущая вены “Kill With Power” (которую с любовью перепели Arch Enemy в 2003 году); волнующий гимн фанатам “Army Of The Immortals”, потому что Manowar как никто другой сумели объединить металлическое братство по всему миру; и, наконец, завершающий альбом гимн “Bridge Of Death”, где одержимый Эрик выплевывает самые возмутительные сатанинские тексты эпохи: («Насадите меня на рога смерти, от**бите мне голову, освободите все мое зло! / Люцифер – король! Славьте С**ану!») – и заканчивает песню злобным хохотом.
Каждая песня – это эталон американского пауэр-метала в его самом чистом и мужественном проявлении. Грандиозный голос Эрика Адамса дышит убежденностью и решимостью, басовые партии Джоуи ДеМайо гудят как провода электропередач во время урагана, а новичок Скотт Коламбус разносит в дребезги ударные.
«Я услышал “Hail To England” у друга, и мы оба были в шоке от его агрессии!», – рассказал JB из Grand Magus в интервью в 2016 году. – «Конечно, я тогда уже знал Venom, но они никогда не были такими свирепыми, как Manowar на этом альбоме. Кроме того, звук был не громыхающим, а очень четким, и я никогда не слышал ничего подобного раньше, так что мы оба были в восторге и немного напуганы! Это произвело на нас огромное впечатление. Для меня это звучало действительно экстремально».
И конечно же, величественный заглавный трек, трогательная посвящение стране, где Manowar дали свой первый концерт (в 1980 году в Ньюкасл Сити Холл: тогда Джоуи ДеМайо был гитарным техником Black Sabbath, а Росс зе Босс играл на гитаре в группе на разогреве).
Как ни странно, учитывая, какую популярность Manowar снискали в Германии, Швеции и Греции, первыми на их призыв откликнулись именно англичане.
«Мы назвали альбом “Hail To England”, потому что мы – с теми, кто с нами», – объяснил Джоуи ДеМайо в 1984 году. – «Когда вышел “Battle Hymns” [дебютный альбом 1982 года], нас внезапно бросили эти идиоты с лейбла в Америке, которые не имели ни малейшего представления, как нас продвигать. Нас оставили умирать, и, вероятно, группа бы распалась, если бы не поддержка, которую мы получили от Англии.
«Именно британская пресса помогла нам удержаться на плаву. Мы обязаны своим существованием английским фанатам хэви-метала, и это наш способ сказать им «спасибо»… Англия – это наш духовный дом. Это единственная страна в мире, которая приняла нас всем сердцем».
Говоря о самом альбоме, Джоуи заявил: «Мы верим в определенные ценности и никогда не пойдем на компромисс. Manowar пытаются создавать шести- и десятиминутные симфонии, которые с технической точки зрения интереснее и интереснее, чем простые риффы».
Гитарист Росс зе Босс был более лаконичен в своей оценке, но не менее однозначен, заявив в интервью ultimate-guitar.com в 2009 году: «Я считаю, что состав Manowar, записавший “Hail To England” был одним из лучших металлических коллективов всех времен. Точка».
3. Blind Guardian – Imaginations From The Other Side (1995)
Альбом 1998 года “Nightfall In Middle Earth” – это тоже шедевр, но его нельзя было не включить в этот список, ведь он основан на произведениях Толкина. А вот “Imaginations From The Other Side”, посвященный мальчику, который видит другие измерения, – это полностью авторская, абстрактная, метафизическая концепция. Этот альбом закрепил за немецкими ветеранами (которые собрались в 1984 году под названием Lucifer's Heritage) репутацию более творческой и интеллектуальной группы, чем большинство их коллег по цеху.
Не ошибитесь, “Script For My Requiem” или “Born In A Mourning Hall” так же свирепы и бескомпромиссны, как и любой другой пауэр-метал, но при этом они наполнены гениальными мелодическими идеями, которые разлетаются во все стороны, словно искры.
2. Rhapsody – Dawn Of Victory (2000)
Эти почтенные итальянские жеребцы на своем ослепительном третьем альбоме ответили на критику в адрес своего напыщенного «голливудского метала», усилив звучание гитар и немного приглушив симфонические синтезаторы, чтобы подчеркнуть атакующую мощь таких энергичных эпопей, как “Holy Thunderforce”, “Triumph For My Magic Steel” и “Dargor, Shadowlord Of The Black Mountain”.
“Dawn Of Victory” – это поворотный момент в Emerald Sword Saga, безумной толкиновской саге, легшей в основу первых пяти альбомов Rhapsody. Именно здесь история набирает обороты, а мир, в котором она происходит, обретает четкие очертания. При этом музыкальная слаженность и виртуозность участников группы по-прежнему вызывают восхищение.
1. Helloween – Keeper Of The Seven Keys Part II (1988)
Немногие песни так же ярко демонстрируют звучание целого жанра, как “Eagle Fly Free” – первая песня на третьем альбоме Helloween “Keeper Of The Seven Keys Part II”, который перевернул игру. Спустя десять лет после его выхода музыканты по всему миру пытались повторить этот волшебный рецепт.
Что же в нем было такого особенного? Во-первых, героический, пробирающий до мозга костей вокал Михаэля Киске; во-вторых, сложные, энергичные гитарные партии Кая Хансена и Михаэля Вайката; в-третьих, богатый симфонический аккомпанемент; в-четвертых, взрывные ударные Инго Швихтенберга; ну и, наконец, тексты о хищных птицах, парящих в небе. Все началось именно здесь.
Далее альбом развивался в самых непредсказуемых направлениях, чередуя продуманные, трогательные композиции, такие как “You Always Walk Alone” и “March Of Time”, с безумными “Rise And Fall” и “Dr. Stein”. Бонус-трек “Save Us” добавляет в альбом дозу мощных, проникновенных боевиков с запоминающимися припевами и философскими интерлюдиями.
Helloween слегка перегнули палку, пытаясь развеять стереотип о «лишенных чувства юмора немцах», с их тыквенной атрибутикой и сумасбродными текстами (вспомните хотя бы: «Король Лос-Анджелеса купил себе плюшевого мишку / А королева стала распущенной, она занималась этим со стулом»), но в том, как альбомы “Keeper...” лишь кажутся грандиозной фэнтези-сагой, есть свое обаяние.
Несмотря на то, что “Keeper Of The Seven Keys Part II” часто попадает в списки «лучших концептуальных альбомов», никакой сюжетной линии в нем нет; всю концептуальную нагрузку несет на себе пульсирующий, тринадцатиминутный заглавный трек – настоящий шедевр эпического размаха.
«Нет, мы не планировали делать концептуальный альбом», – подтверждает Михаэль. – «Мы просто следовали звуку. Мы держали в голове общую картину и решили следовать традиции и включить в альбом супердлинные композиции, которые понравятся фанатам хиппи-рока!»
Каждый пауэр-метал альбом, вышедший после, в том или ином виде цитирует “Keeper II”, а его песни перепевали HammerFall, Sonata Arctica, Rhapsody Луки Турилли, Freedom Call, Twilight Force, Vision Divine и многие другие. «Они создали целый жанр, который сейчас известен как пауэр-метал».
Это не мои слова, Кэрол, это слова здоровяка-рестлера и фронтмена Fozzy Криса Джерико, который в этом году назвал “Keeper II” своим «идеальным альбомом» в интервью Metal Hammer. «У Metallica была скорость, у Iron Maiden были гармоничные гитары, но Helloween соединили это воедино – мощные ударные и эти сумасшедшие, сложные гармонии… Михаэль – один из величайших вокалистов в истории, а этот альбом – величайший пауэр-метал альбом всех времен и народов».
Фронтмен Avenged Sevenfold M. Shadows также включает “Keeper II” в свою десятку лучших, рассказывая Rolling Stone, что впервые услышал классический, мотивирующий боевик Кая Хансена “I Want Out” в тату-салоне в Сан-Хосе: «Я услышал эту песню и подумал: «Не может быть, чтобы были песни такие же четкие, чистые и крутые, как эта»... Этот альбом показал мне, на что способен мелодичный метал.
«Совсем не обязательно быть дерзким или уязвимым, как Korn, или безумным, как System Of A Down. Это просто прямолинейный метал, почти панк-рок по темпу. Но при этом невероятно плавный, и меня поражает композиторское мастерство».
Симфонический аккомпанемент стал ключевым элементом уникального, грандиозного звучания альбома, о чем Кай говорил в интервью в августе 1988 года: «Мы по-прежнему играем быстро, но наша музыка стала более классической по звучанию. Много наложений, оркестровый подход», – объяснил гитарист. – «Мы использовали эмулятор, на котором играл Томми Хансен, чтобы имитировать звучание оркестра. С нами в тур поедет клавишник, он будет играть там, где это необходимо. Но мы можем играть эти песни и с двумя гитарами, они все равно будут звучать отлично. На этом альбоме много разных направлений, здесь есть одни из лучших песен Helloween за всю историю группы».
Михаэль Вайкат назвал Queen, Sparks, Uriah Heep, Rainbow, Deep Purple и ELO среди групп, повлиявших на симфоническое звучание альбома, а также упомянул еще более раннее влияние:
«У Кая Хансена было много классической и оперной музыки, которую слушала его мать, например, Бах и Бетховен. А я слушал Сметана и был большим поклонником Гайдна. И я хотел, чтобы в некоторых песнях звучал настоящий старый голливудский хор».
Когда в августе 1988 года вышел “Keeper II”, Helloween как раз готовились к грандиозному туру с Iron Maiden, который должен был стартовать на фестивале Monsters Of Rock в Касл Донингтон, где собралось 85 000 фанатов.
Они были на пути к славе. Но когда Кай спел: «Я хочу уйти» (“I Want Out”), он не шутил. К концу года он ушел из группы, чтобы создать Gamma Ray (еще одну великую немецкую группу). Музыкальные вкусы менялись, и у Helloween появились конкуренты. Но с “Keeper Of The Seven Keys Part II” группа навсегда вписала свое имя в историю музыки.